Государство по образу и подобию Царства Божьего

В категориях: События и вести


РПЦ настаивает на закреплении религиозных норм в общественном устройстве

Владислав Мальцев

 

Публичные представители РПЦ заговорили о необходимости устроения общественной жизни на основе религиозных норм. Но, как показывают соцопросы, большая часть жителей России выступает против демонстрации религиозной принадлежности.

На прошедшей вчера в Манеже конференции в рамках выставки-форума «Православная Русь» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин рассказал о том, «какой идеал государства свойствен православному миропониманию». По словам Чаплина, православный всегда стремится, чтобы жизнь была устроена «по тому образу Божия Царства», о котором говорит Церковь.

«Это царство иерархично. Оно предполагает единоначалие. В нем нет никакого «плюрализма истин», оно подразумевает единственность правды... В этом царстве занимают более высокое положение те, кто послужил Богу и людям», – говорит Чаплин. Он заявил также, что неверны попытки отказаться от такого устройства, «пытаясь приспособиться к навязанным западными элитами идеологемам плюрализма, эгоизма, потребительства и «деидеологизации».

Вопреки трактовке, заявленной вчера на лентах информагентств о том, что высокопоставленный представитель РПЦ высказал желание «построить государство на православных ценностях», в этой фразе сложно найти что-то противоречащее 14-й статье Конституции РФ. Другое дело – звучащая в них критика попыток «деидеологизации» общественной жизни. Об этом протоиерей Чаплин, являющийся одним из официальных спикеров РПЦ, говорит в последнее время весьма настойчиво. Выступая 30 октября перед участниками дипломатического семинара «Россия, Украина, Беларусь: опыт содружества и новые горизонты взаимоотношений», он заявил, что «верующий человек призван поступать во всех сферах своей жизни как именно верующий человек, и Конституция признает за ним это право». По мнению протоиерея Чаплина, «не усиление религии вызывает разделение в обществе, а попытка сторонников устранения религии из общественной жизни утвердить свой взгляд как единственно правильный».

В последней фразе можно увидеть скрытую полемику с обозначившейся во второй половине октября кампанией по борьбе с ношением хиджабов (платков, которыми верующие мусульманки покрывают голову) в школе в селе Кара-Тюбе Ставропольского края, ставшего поводом для заявлений о ношении религиозной одежды в школах вообще. «Учащиеся школы № 12 посещают образовательное учреждение в религиозно-национальной одежде, чем подчеркивают свое предпочтительное отношение к религиозному объединению, что... оказывает негативное влияние на образовательный процесс в школе», – говорится в официальном сообщении, размещенном 22 октября на сайте прокуратуры Нефтекумского района. Чем же запрет ношения хиджабов беспокоит РПЦ? Как написал в тех же числах октября в своем блоге протодиакон Андрей Кураев, есть опасения, что вслед за «запретом на мусульманскую символику у школьников вскоре под удар попадут и нательные крестики или дневники с изображениями храмов».

Усиление исламистских настроений на Северном Кавказе с последующим требованием узаконения в общественном пространстве законов шариата дает деятелям РПЦ основание для месседжей власти об аналогичном повышении статуса православия в прочих регионах России. Протоиерей Чаплин, в 2010 году высказывавшийся в пользу легализации законов шариата на Северном Кавказе (см. «НГР» от 17.11.10), в этом году уже говорил о том, что «верующие разных религий и неверующие строят разные общества... во всех его аспектах – начиная от государственного строительства», так что лишь «многоукладное общество является выходом из ситуации» (в эксклюзивном интервью «НГ-религиям» от 01.08.12). 30 октября Чаплин вновь подчеркнул это, заявив, что любой «православный человек убежден, что высший (Божий. – «НГ») закон должен быть отражен в законодательстве, которое регулирует жизнь общества». В этой формулировке уже можно найти несогласие со статьей 14 Конституции РФ о светском характере государства.

Впрочем, хотя представители религиозных организаций часто заявляют о доминировании приверженцев своих ценностей в российском обществе, данные соцопросов показывают другую картину. В опубликованных вчера результатах исследования общественного мнения россиян, произведенного ВЦИОМом 27–28 октября, говорится о том, что 53% жителей нашей страны считают недопустимым демонстрацию религиозной принадлежности в школах.

ng.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: