Контуры новой культуры, основанной на Евангелии

В категориях: События и вести

Эдмонд Маленво

 

Надо очень кратко, но четко сказать, что нынешняя культура в некотором смысле ядовита, токсична, а значит, не может служить фактором укрепления солидарности, не может стать руководящим началом деятельности предприятий и ассоциаций, не может вдохновлять общественное действие.

Вредные контркультуры

Культура XIX века была вредна тем, что придавала очень большое значение борьбе классов, расовым антагонизмам и национальной экспансии. Следы всего этого сохраняются до сих пор. Но сегодня они даже менее опасны, чем развитие индивидуализма, создание кумиров, цинизм и ироническое очернение традиционных форм морали.

На самом деле этическая путаница - без сомнения, самое нездоровое явление нынешней культурной ситуации. Как хорошо показал Пьер Росанвайон, наши общества страдают моральной шизофренией, пытаясь соединить сострадание перед лицом нищеты мира и яростную защиту приобретенных выгод. Гуманитарные действия и добрые чувства избирательны. Однако, под видом солидарности общество проявляет огромную терпимость к тяжелым нравственным болезням. Лицемерие «политической корректности» плохо скрывает тайное протаскивание определенных интересов и при этом дискриминацию очень многих людей.

Предельно срочной задачей для новой культуры должно стать требование искренности, единства слова и дела и воссоединение упущенных этических связей. Этим был бы сделан важный шаг к культуре, соответствующей духу Евангелия.

Индивидуальная мораль

Современная культура признает возрастающую автономию личности в обществах, где преобладают права личности. Однако она стремится игнорировать естественную обратную сторону этой автономии, а именно моральную ответственность индивидуума. Только при ее наличии человек проявляет готовность к солидарности. На самом деле есть только один путь конкретизации этой предрасположенности. Но даже атеистическая культура, приспособленная к нашему времени, стремится в направлении большего чувства индивидуальной ответственности.

Долг милосердия есть постоянный элемент христианской культуры. Озабоченность тем, что именно он несет с собой, не должна никогда исчезать из наших размышлений.

Некоторые такие размышления приводили к созданию идеологий, признанных сегодня неверными. Но что в таком случае можно предложить, чтобы учение Церкви стало более понятным, даже, может быть, адаптированным? Вот вызов, перед лицом которого стоит сегодня каждый интеллектуал-христианин.

Экономисты более или менее сознают, что почти все договоры, заключенные на будущее, не являются полными; большинство из них заключены так, как будто между сторонами нет взаимного доверия; стороны устанавливают условия исполнения договора для чрезвычайных обстоятельств. Этика же требует, прежде всего, исполнения духа договора, и только затем буквы. Культура должна утвердить ценность истинной верности и отказаться от чрезмерного упования на органы юстиции, следящие за формальным исполнением договора. Обращение к этим признакам должно стать следствием солидарности между работодателем и наемным работником, кредитором и должником, собственником и арендатором и т. д.

Деловая, трудовая и профессиональная культура

Мы все более и более убеждаемся в необходимости проявлений профессиональной этики. Они, в частности, медицинская этика, имеют особое значение для укрепления солидарности. Или их уже больше не существует?

Мы все еще чувствительны к различным искажениям, возникающим в деловой жизни. Некоторые из них уже устранены и не стоит о них упоминать. Но есть один очень деликатный вопрос. Речь идет о все возрастающем влиянии финансистов на правила управления предприятиями. Новая культура должна отдавать предпочтение краткосрочному финансированию, не влияющему на конечные цели предприятия. Вопрос этот слишком сложен, чтобы глубоко здесь его рассматривать.

Помимо моральных обязанностей, лично касающихся вкладчиков, заемщиков и финансистов, авторы новых предложений по деловой, трудовой и профессиональной культуре, изучили правила, которые следовало бы соблюдать ответственным руководителям предприятий и управленцам. Вдохновленные принципами приоритета труда над капиталом, они утверждают, что в деятельности предприятия финансовая и производительная сфера могут, скорее, дополнять друг друга, нежели конкурировать. Но только при совпадении двух условий: во-первых, если предприятие строго следует своей социальной цели, понимаемой не только узко юридически, но и в более общем смысле, и, во-вторых, если руководители осуществляют строгий надзор за финансовой деятельностью предприятия. Конечно, нынешний предпринимательский подход отдает слишком большое предпочтение менеджерам предприятия перед вкладчиками капитала. Следует срочно стремиться к созданию более подходящей деловой культуры и при этом не ошибиться в оценке экономических последствий отказа от этических принципов.

Переосмыслить роль государства

Переход от взаимозависимости к солидарности есть главный совет руководителям, которые ищут ответы на вопросы о развития финансовой сферы. Мы должны изучить возможности такого подхода на национальном и международном уровнях, всю гамму возможностей. Но прежде всего надо способствовать выработке правил, соответствующих принципу солидарности - опять-таки и на национальном, и на международном уровнях.

Столь же важно обрести ориентир для переосмысления роли «государства-провидения», государства, которое мы могли бы завещать нашим детям в нашей Европе. Это необходимо для того, чтобы изменить все то, что было создано нашими предшественниками в области идеологии в середине прошлого века. Речь не идет о том, чтобы просто отбросить идеологию, заменив ее заботой о солидарности. Но надо понять, каким образом социальная защита переродилась в культуру чистого вспомоществования, зависимости и предприимчивости вместо того, чтобы стать культурой сотрудничества и ответственности. Мы должны знать, как изменить нашу культуру, чтобы приблизиться к истинной золотой середине. В этом и состоит вызов всем нам.

Возможно, нам также придется пересмотреть наиболее радикальные формы автономии человека и невмешательства в частную жизнь, порожденных историей Европы, но сегодня вступающих в противоречие с параметрами солидарности, которые государства призваны осуществлять в первую очередь.

 

Симпозиум: Христос — источник новой культуры для Европы на заре нового тысячелетия

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: