Почему рай не здесь и сейчас?

В категориях: Спаси и сохрани


Михаил Черенков

Человеку свойственно спешить, стараться получить все и сразу – сорвать плод с дерева познания, ускорить социальные перемены путем революции, построить царство Божье на земле.

Советский поэт Евгений Евтушенко назвал спешку «проклятьем века», но она не от века, а от человека, от его природы, рвущейся к большему, чем есть сейчас; от его опасной способности мечтать, дерзать, рисковать.

Почему бы Богу не сделать нас враз счастливыми, коль Он нас любит и желает нам блага? В этом вопросе не видно злого умысла, но явно слишком много наивности, незрелости, инфантильной безответственности.

Бог слишком уважает человека, его свободу и достоинство, чтобы сделать что-либо без его согласия, тем более, вопреки его воле. Значит, до счастья нужно дорасти, пройти сложный путь своими ногами, осмыслить свои шаги и свои поступки. Конечно, Бог готов делать подарки, но мы слишком часто злоупотребляем Его добротой и не ценим полученные дары.

Рай – это не то, что Бог приготовил в качестве неожиданного сюрприза, это то, что мы должны выбрать.

Это известная нам перспектива, в отношении к которой мы должны определиться в течение жизни.

Тот факт, что истины о рае и аде нам уже известны, открыты заранее, обязывает к личной ответственности, так что любые ссылки на «незнание» не оправдывают.

Во многом мне импонирует позиция христианского философа Ричарда Суинберна, который предлагает видеть смысл в каждом мгновении и не спешить забегать вперед: «Бог сотворил миры обоих видов – наш мир и Рай для блаженных. Последний представляет собой чудесный мир с широким набором возможных полноценных благ, однако в этом мире отсутствуют некоторые блага, наличествующие в нашем мире, в том числе благо, проистекающее из возможности отвергнуть благо» (Суинберн Р. Есть ли Бог? – М.: ББИ, 2006. - С. 99). По мнению Суинберна, если рай настанет сейчас, если исчезнут страдания и зло, «у многих из нас в таком случае просто не будет случая продемонстрировать мужество или вообще как-то проявить свою доброту» (Там же. - С. 96).

Жизнь – не просто ожидание, или проживание-прожигание, а школа, подготовка, серия судьбоносных решений, уроков свободы и выбора. Вечное блаженство определяется не произволом Бога в отношении человека, но человеческим ответом на Божье предложение жизни вечной. И на это самоопределение человеку нужна вся жизнь, никак не меньше.

Вот почему важен каждый день, каждый поступок, каждое решение – из них складывается «да» или «нет» Богу и вечной жизни с Ним.

Петр, один из близких друзей и апостолов Иисуса, всегда спешил, он первым бросался в бой, первым откликался на зов Учителя. Именно ему Христос указал на невозможность «здесь и сейчас» и перспективу «после». «Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Иоан.13:36).

Вместо того, чтобы мучиться вопросами о «временах и сроках», стоит спросить себя: что нужно сделать мне, в чем измениться, чего ожидает от меня Бог, как приготовить себя к вечности?

Жизнь, выстроенная в перспективе вечности, окрашивается в светлые тона и наполняет каждый миг богатым содержанием, предчувствием и предвкушением рая.

cherenkoff.blogspot.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: