Семь слов Христа на Голгофе

В категориях: Наставь и научи


Карев А. В.

Первое слово Христа на Голгофе: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34)

Все, происходящее в мире, имеет различное действие на людей. Одно и то же событие по-разному отражается в умах и сердцах человеческих. Воины, фарисеи и книжники, группа друзей Христовых, находящихся на Голгофе, по-разному восприняли страдания и смерть Христа. Да поможет нам Господь правильно понимать все, что совершил Христос на Голгофе, и да уяснит нам Дух Святой в еще большей мере глубочайшее содержание семи слов Христа, сказанных на кресте. Слова, которые произнес Христос на кресте, — это раскрытие Им Своего сердца, Своих мыслей и чувств. Вот почему каждое из семи слов Христа на кресте является драгоценнейшим бриллиантом.

Первое слово Христа на кресте является молитвой. Какой урок в этом для всех последователей Христа! В скорби, в переживаниях — прежде всего молиться.

«Отче»... В мрачные часы Голгофы очи Христа видят Небесного Отца, и из уст Спасителя исходит слово: «Отче! прости...» Кому? Всем, кто причинил Ему страдания. И Иуде, который предал Его, и членам синедриона, которые оклеветали Его, и Понтию Пилату, который осудил Его на смерть, и толпе на Голгофе, злословившей Его, и воинам, которые пригвоздили Его ко кресту. За всех их молился Христос: «Отче! прости им!»

В Своей Нагорной проповеди Спаситель сказал: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» — Мф. 5, 44. Как трудно претворять эти слова в жизни. Но наш Господь Иисус Христос жил так, как учил: учение и жизнь у Него — в полной гармонии, и Его первое слово на кресте подтверждает это.

Молитва распятого Христа о прощении относится не только к тем людям, которые окружали Его на Голгофе, но и ко всем, которые являются Его врагами «по расположению к злым делам» — Кол. 1, 21. Поэтому все покаявшиеся когда бы то ни было и где бы то ни было грешники получили прощение во имя молитвы Христа на Голгофе.

Прощение получил покаявшийся разбойник. Получил прощение и исповедовавший Иисуса Христа на Голгофе сотник. Нет сомнения, что прощение получили на Голгофе все те, которые в сокрушении били себя в грудь — Лк. 23, 47-48. Мы обратились к Господу в разное время и в различных местах, но примирение наше со Христом произошло в одном и том же месте — на Голгофе, у подножия креста Христова, там, где находится Источник для омытия грехов и нечистоты —    Зах. 13, 1. Все ли мы знакомы с этим чудным Источником? Кровь, пролитая на Голгофе Христом, является для всех нас вечным и животворным Источником нашего спасения и освящения!

Второе слово Христа на Голгофе:

«...истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43)

Вся земная жизнь Христа прошла среди грешников, которым Он являл Свой небесный свет. И поэтому так естественно, что Тот, Кто был всегда так близок к погибающим душам, и на Голгофе оказался посреди двух больших грешников.

Разбойники, распятые по одну и по другую сторону Христа, являются представителями двух родов грешников: кающихся и некающихся. И эти два рода грешников и в день последнего суда окажутся по правую и по левую сторону Христа. Мы читаем в Евангелии от Матфея слова: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «.приидите, благословенные Отца Моего» — Мф. 25, 34. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые» — Мф. 25, 41.

Вначале оба разбойника поносили Христа. А потом один из них «родился свыше». Это перерождение одного из двух разбойников является весьма сладкой каплей в горькой чаше страдания Христа.

Разбойник был обращен через созерцание Христа, Его характера, Его внутренней красоты. Все, что он видел во Христе, свидетельствовало ему, что Распятый посередине — Царь Небесного Царства. Несмотря на то, что Христос на Голгофе был осмеян, поруган и уничижен, — разбойник увидел внутренний образ Христа, полный славы и величия, и он обратился к Нему как к Царю всех царей: «.помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» — Лк. 23, 42.

Ответ Христа разбойнику показывает, что Он действительно является «дверью», ведущей в Царствие Божие, как Он сказал еще до Голгофы: «Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется» — Ин. 10, 9.

Однако некоторые христиане считают, что есть иной путь спасения — через дела праведности. Бесспорно, дела праведности имеют в нашей христианской жизни большое значение. Делами праведности мы можем и должны прославлять имя нашего Господа Иисуса Христа. Но дела праведности не могут привести к спасению и не могут открыть нам двери рая, ибо единственный путь к спасению, единственная дверь для входа в рай — это вера и только вера в Иисуса Христа — Деян. 16, 30-31. Однако дела праведности являются прекрасным средством, чтобы явить в этом мире свет Христа, как Он Сам говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» — Мф. 5, 16. Итак, вера — для получения спасения; дела праведности — для прославления Христа! Какое замечательное сочетание веры и дел!

Разбойник поверил и получил место со Христом в раю. Но для дел праведности у него не оставалось времени: над ним уже витала смерть. И все же он прославил Христа чудесным свидетельством уст своих. Перед лицом начальников иудейских и толпы на Голгофе, глумившейся над нашим распятым Спасителем, он заявил о Христе: «Он ничего худого не сделал» — Лк. 23, 41. И это свидетельство разбойника о распятом Христе является прославлением Спасителя мира.

Третье слово Христа на Голгофе:

«Жено! се, сын твой... се, Матерь твоя!»

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его...» (Ин. 19, 25-27)

Лучшие художники, поэты и композиторы употребили свой талант, чтобы передать переживания матери Иисуса у креста своего Сына.

Более тридцати лет до этой неописуемой скорби в Иерусалимском храме старец Симеон, держа на руках младенца Христа, сказал Его матери Марии такие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» — Лк. 2, 35. Едва ли Мария в тот день поняла эти сокровенные слова Симеона, но здесь, у креста своего Сына, она, наконец, поняла их, когда острое оружие материнской скорби нанесло ее сердцу глубочайшую рану.

Я никогда не забуду ораторию величайшего французского композитора Гуно «Смерть и искупление», где есть слова о скорби матери Иисуса: «По дороге к Голгофе среди всех, кто идет в слезах, скорбную мать узрите, боль ее вы поймите: есть ли больше печаль, чем ее там печаль?»

Для каждой матери невыразимо тяжело видеть смерть своего сына, даже если он умирает в самых лучших условиях. Но видеть такую смерть сына, как смерть Христа, — какое материнское сердце выдержало бы это? Вот Он висит на кресте перед ее глазами, а она не может помочь Ему. Ей кажется, что гвозди, которые видны на руках Сына, прошли через ее собственные руки. Она видит колючий венок на голове Сына, но снять его ей не дано, и ей кажется, что это терновый венок вонзился в ее чело. Она слышала все ядовитые насмешки, которые со всех сторон раздаются в адрес ее Сына, и чувствует, как глубоко ранят они и ее сердце.

В часы страданий Христа на Голгофе много воспоминаний могли наполнять душу Марии: ей могли припомниться слова ангела Гавриила, которые были сказаны ей, когда она была еще юной.

При кресте Иисуса находилась не только Его матерь, но и другие женщины. Апостолы бежали, но женщины не покинули Его. Они здесь, на Голгофе. Этим самым они засвидетельствовали всему миру, что они — на стороне Христа. Но один из апостолов все же стоял у подножия креста Христова. Это был Иоанн, который на Тайной вечери возлежал у Него на груди.

Здесь, на Голгофе, он получает от умирающего Учителя поручение заботиться о Его матери. Умирая, Иисус Христос оставил Своей матери сына в лице Иоанна. «Жено! се, сын твой» и, обращаясь к Иоанну, — «се, Матерь твоя!» И «с этого времени Иоанн взял ее к себе».

С высоты Своего престола славы Господь говорит и всем нам через апостола Иакова: «Чистое и непорочное благочестие... есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» — Иак. 1, 27. Эти слова особенно хорошо должны знать и постоянно исполнять все пастыри, проповедники и другие служители Церкви. Исполняя эти слова, мы должны всегда видеть перед собой образ распятого Христа, проявившего столь нежную заботу о Своей одинокой матери.

Четвертое слово Христа на кресте:

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты1 Меня оставил?» (Мф. 27, 46)

Великий реформатор Церкви Мартин Лютер сказал об этих словах Христа, что они принадлежат к наиболее трудно понимаемым словам Евангелия, поскольку они говорят о Боге, оставленном Богом. Но не будем забывать, что эти слова вышли из уст Христа, Который был распят на кресте как представитель человечества всех веков, взявший на Себя грехи всех грешников мира. В этих словах Христа сокрыт весь смысл Голгофы — смысл всех страданий и смерти нашего Спасителя.

Слова «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» содержат в себе глубокую тайну и вместе с тем они раскрывают перед нами сердце нашего распятого Спасителя. Они говорят нам о том, что пережил Христос на Голгофе.

Этими словами Христос выразил самое ужасное переживание души, разлученной с Богом, оставленной Богом. Он выразил самую суть страданий ада.

Как только люди ни представляли себе ада и как только они ни изображали его мучений! Великий итальянский поэт Данте изобразил, например, ад в виде пропасти с несколькими ярусами по ее стенам и с дном, где находятся величайшие грешники мира. На дно ада Данте поместил Иуду, который предал Христа. Были и другие изображения ада — в виде, например, пламени огня, причем неугасимого, в котором горят и не сгорают души, осужденные на погибель. В притче о богаче и Лазаре Христос говорит тоже о «пламени» ада — Лк. 16, 24. Но истинная сущность ада заключается в разлучении человеческой души с Богом! Именно в этом сущность «гнева» Божия и наказания за грех.

Возглас Христа на Голгофе — «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» — это крик со дна ада, где Спаситель испил за нас чашу божественного возмездия за грех. Эти слова Христа говорят о том, что ад — это место, где нет Бога.

На всем земном шаре нет такого уголка, которого не достигал бы Господь Своей любовью. Лучи солнца достигают до дна самого глубокого моря и производят там свое благотворное действие, хотя люди могут этого не замечать. Так любовь Божия может простираться до самого далекого от Бога человека и нести ему свое благодеяние. Вот почему ни один из живущих на земле людей никогда не поймет, что значит быть оставленным Богом. Только в аде люди вполне прочувствуют отсутствие Бога.

В словах Христа «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» — слышатся и весьма радостные звуки. Этими словами Христос как бы говорит всем людям на земле: Я был оставлен Отцом Небесным, чтобы всем вам дать право быть навеки с Богом! И этим правом воспользовался, прежде всего, покаявшийся на Голгофе разбойник — Лк. 23, 43.

Пятое слово Христа на Голгофе:

«Жажду» (Ин. 19, 28)

После всех страданий Христа на кресте силы Его иссякли, и в Своем изнеможении Он произнес одно только слово: «Жажду». Это единственное слово, которым Христос выразил всю полноту Своих физических страданий, в то время как словом «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Он выразил полноту Своих душевных переживаний на Голгофе. Ужасную боль распятия, то есть пригвождения ко кресту, затем шестичасовое висение на гвоздях — все это Христос перенес безмолвно и с поразительным терпением.

На Голгофе Христос совершил дело спасения всех нас, бедных грешников. И только после того, как Он выполнил это величайшее дело нашего спасения, Он как бы, наконец, почувствовал Свои физические страдания и выразил их Своим знаменитым словом «Жажду». В двояком смысле произнес Христос это слово. Там, на кресте Голгофы, Его томила физическая жажда; но сегодня Его томит другая жажда — жажда Его сердца, жажда Его души. Христос жаждет любви всех, следующих за Ним. Утоляем ли мы эту жажду? И, наконец, Он жаждет нашей чистоты и святости. Но именно об этой жажде Христа мы забываем чаще всего. Пусть же слово Христа «Жажду» проникнет глубоко в наши души!

Шестое слово Христа на Голгофе:

«Совершилось!» (Ин. 19, 30)

Пять слов Христа на кресте были словами страдающего Христа. Его шестое и седьмое слово являются словами умирающего Христа. Крест Голгофы — это не только место мучений Христа, но и место Его смерти.

Остановим наше внимание на слове Христа «Совершилось!». Совершилось, исполнилось то, для чего Христос приходил на нашу землю. Сам Господь говорит нам о цели Своего прихода на нашу землю. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» — Ин. 17, 4. Спаситель пришел в наш мир показать людям, каким является их Отец Небесный. Об этом Он так ясно сказал Своему апостолу Филиппу в ответ на его просьбу — показать им, апостолам, Отца Небесного: «.столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?» Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» — Ин. 14, 8-10. Вся жизнь Сына Божия на земле была прославлением Отца Небесного. Но нигде Он не прославил Своего Отца так, как на кресте Голгофы. Крест Христа — это высшее прославление Бога. Именно на кресте Голгофы была явлена величайшая любовь Божия к согрешившему и виновному перед Ним человечеству. Христос умер за грешников. В Нем Бог примирил с Собою мир, и это примирение совершено только через Кровь Христа. «Совершилось!» Совершилось спасение грешников от ада! Достигнута и эта цель Его жизни на нашей земле; исполнена и эта величайшая задача.

Седьмое слово Христа на Голгофе:

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46)

Эти слова показывают нам, как умирал наш Спаситель. Он умирал, молясь! Он жил, молясь, и умирал с молитвой! Какой великий пример.

Одр смерти — это то место, где разжимаются руки людей, и из них выпадает все, за что они держались. Верующий во Христа человек на одре смерти начинает, как никогда, чувствовать близость своего Спасителя. Есть люди, которые только на одре смерти вспоминают Бога, прожив всю жизнь свою без Него, — есть также и христиане, которые только на одре смерти начинают ценить, как должно, Христа и Его драгоценную Кровь.

Христос, умирая, молился словами Священного Писания. Верующие в Иисуса Христа должны изучать язык Библии потому, что это язык, который лучше всего соединяет нас с Богом.

Бывают в нашей жизни времена, когда только языком Библии можно выразить то, что наполняет нашу душу. Христос, умирая, молился словами Псалма 30, 6: «В Твою руку предаю дух Мой».

Христос, умирая, молился о Своем духе. Мы знаем, что драгоценный жемчуг сокрыт в раковине; так драгоценная душа наша сокрыта в нашей телесной оболочке. Мы должны знать, что наш дух бессмертен, он никогда не умрет. И Ветхий и Новый Завет едины в учении о бессмертии духа, о бессмертии нашей души. Прочтем в книге Екклесиаста 12, 7: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». А в Новом Завете мы читаем слова Христа: «Я живу, и вы будете жить» — Ин. 14, 19. Последнее слово Христа на Голгофе указывает нам на самую надежную пристань для нашей души, где никакие бури земли не коснутся ее. Это руки нашего Небесного Отца и Спасителя Иисуса Христа. И пусть в этих руках изо дня в день покоится наш дух. Тогда сердце наше с великим ликованием будет петь чудную песнь: «Течет ли жизнь мирно, подобно реке, несусь ли на грозных волнах, — во всякое время, вблизи, вдалеке, в Твоих я покоюсь руках».

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» Христос ушел к Отцу Своему как бы на «крыльях молитвы». Мы также имеем эти чудные крылья молитвы. Будем на крыльях молитвы изо дня в день подниматься к светлым небесным высотам и черпать там все новые и новые силы для радостного служения нашему Господу.

 

Карев А. В. Доктрины Библии.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: