Великие дела Божьи начинаются с усердной молитвы

В категориях: Наставь и научи


О. А. Тярк

«И сказал Илия Ахаву: «Пойди, ешь и пей; ибо слышен шум дождя» 3 Цар. 18, 41.

 

Шум дождя

Этот день, начавшийся скоплением народа на горе Кармил, полон чудесных происшествий. Шесть часов напрасно молились Вааловы священники. Вслед за этим

Илия произнес короткую молитву, результат которой был настолько грандиозным, что народ признал веру Иакова правильной, а Иегову вновь своим Богом. Затем последовало исполнение закона по отношению к идолопоклонникам, как это было установлено в Ветхом Завете. Совершилось потрясающее событие. Теперь уши пророка слышали шум дождя.

Услышал этот шум и царь Ахав, но реакция его была иная. Ахав, без сомнения, пережил это с внутренним напряжением. Он возвратился от потока Киссон на гору вместе с пророком Илией, но между этими двумя мужами не было ничего общего. Пророк Илия ясно понимал это и потому сказал Ахаву: «Пойди, ешь и пей». Он видел, чего желал Ахав. Весь день Ахав не принимал пищи и теперь, уцелев от смертной кары, он почувствовал голод.

Именно молитва отделяет Илию от Ахава. Ахава не заинтересовала молитва Илии, хотя и он тоже желал дождя. Его волновали последствия молитвы, а не сама молитва.

С самого утра Илия находился на Кармиле, причем, совершенно без пищи. Теперь же был вечер, и солнце близилось к закату. Не правильно ли было бы пойти отдохнуть в Сарепту? Благословения и так были велики, и последствия явны. И все же нужна была молитва, ибо Господь осуществляет Свои планы через тех, кто молится.

Прошлое всего христианства подтверждает, что все благословения, в том числе и обетованные, даются через молитвы. Иисус Христос простыми словами говорит о необходимости молитвы. Он до тех пор продолжает стучать у дверей, пока сердце откроется в молитве. По словам одного богослова, духовная логика никогда не говорит: Бог обещал и поэтому мне нет необходимости молиться; но она всегда повторяет: Бог обещал, и поэтому я должен молиться. Ничто не заменит молитвы: ни обетования, ни вера, ни естественный ход событий. Если верно то, что Господь дает благословения через молитвы, также верно и то, что отсутствие молитвы является препятствием для благословений. Если бы не было молящегося Илии, то облака, которые несут влагу, и которых не было более трех лет, так и не появились бы. Стоит верующему лишь только перестать молиться, как это становится препятствием на пути Господнем.

Пророк Илия слышал шум дождя, однако это не было для него остановкой, но, напротив, побуждением к молитве. И в этом примере Илии мы можем найти для себя хороший урок: молиться об исполнении обетований, начало которых уже становится заметным. Если видишь, что Господь начал очищать и переплавлять тебя, то молись, чтобы это осуществилось в полной мере. Если видишь, что Господь начал благословлять проповедь, то нужно особенно молиться, чтобы Господь широко открыл двери для этой проповеди. Однако зачастую верующие удовлетворяются только началом. И тогда ожидаемые благословения исчезают с поля зрения, как облако без дождя. Но не таков пророк Илия. Для него мало было слышать шум дождя. Он не успокоился, пока не пошел ливень. Молящиеся! Будем помнить, что Господь хочет и теперь, как во дни Илии, проявлять Свое могущество! Будем идти за пророком Илией по пути молитвенных побед!

Великий муж молитвы, просивший незадолго перед этим огня с неба, теперь просит и дождя. Эта последняя молитва во многом отличается от предыдущей, которая была произнесена при большом стечении народа; здесь же пророк идет в молитвенное уединение. Это была молитва личная. Предыдущая молитва была короткой и простой. Здесь пророк с усердием молится об одном и том же деле семь раз. Первая молитва была спокойной, хотя и исполнена глубокой сосредоточенности. Здесь же молитва полна особого напряжения, о чем говорит сам способ, с которым пророк взывал к Господу. И как мы могли поучиться от открытой молитвы Илии перед народом, так мы можем многому научиться и в его личной молитве.

Илия «наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими» и в смирении молился. До сих пор Илия оставлял впечатление сильного человека. Его выступления перед Ахавом действительно так характеризуют пророка.

Но посмотрим на него, когда он говорит с Богом, и мы получим совершенно другое представление. Среди кустов на Кармиле мы видим поверженного во прах «слабого человека», который должен делать нечто, на что у него самого нет силы. Эта вторая молитва Илии на горе Кармил говорит нам о том, что пророк ясно представлял себе величие Бога, Который в сущности Своей несравненно выше нас, что единственно правильным отношением нашим к Богу может быть только смирение. Если бы у нас больше было искреннего смирения, то мы имели бы больше услышанных молитв. У нас нет права требовать благословения, лишь по милости Божией и при нашем смирении мы можем ожидать просимое.

Смирение Илии было вполне естественным, и это говорит о его близости к Богу, поскольку вообще, чем ближе кто-либо к Господу, тем естественнее его смирение в молитве. Такой человек повержен во прах перед Богом и стоек перед грехом. Если же в человеке отсутствует духовное смирение, то он обычно берет на помощь свою плоть. Хотя плоть умеет говорить очень жалобным голосом, но сердце при этом может быть каменным.

Илия начал молиться с решением достигнуть победы. Нужен был дождь до наступления темноты, чтобы исполнилось Слово Господне перед Ахавом так, как оно было дано. Времени же до заката солнца было только, примерно, полчаса, и за это время должен был пойти ливень. Илия стал молиться и сказал отроку своему: «Пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз». На первую молитву отрок принес ответ: «Ничего нет». Таков первый ответ и на многие наши молитвы: ничего нет. В семье молились об обращении любимого человека. И когда затем, наблюдая за ним, родные старались заметить в нем изменения к лучшему в его поведении и суждениях, то следовал единственный ответ: ничего нет. Иной просил себе новых благословений и первым ответом также было: ничего нет.

Но пророк Илия не потерял веры и настойчивости в молитве. Искуситель мог подойти к Илии и сказать: «Откуда же этот дождь пойдет теперь так внезапно? Подумай сам, что три с половиной года не было дождя, а ты вдруг надеешься на то, что он начнется. Ты делаешь себя достойным смеха и тем самым можешь поколебать веру отрока». Разве мы не знакомы с подобными рассуждениями? Мы хотим измениться к лучшему, а враг души человеческой нашептывает нам: «Как это ты вдруг так быстро надеешься исправиться? Смотри, как долго добиваются этого другие, и ни до чего еще не дошли. Более того, ты можешь поставить себя в смешное положение перед другими, если открыто засвидетельствуешь, что хочешь исправиться. Это может даже отрицательно повлиять на других». Не допустите ввести себя в заблуждение подобными рассуждениями.

Пророк Илия непоколебимо продолжал молитву, повторяя ее семь раз. Повторная молитва является библейским методом. Ее употребляли Давид, Иеремия, Аввакум и другие мужи Божии. Почему же мы не должны так поступать? Молись дерзновенно. В молитве нельзя уставать. В повторной молитве, несомненно, сокрыт божественный смысл. Почему часто, как нам кажется, бывает не услышана наша первая молитва? Почему мы не имеем на нее ответа? Ошибка не обязательно в нашей духовной жизни. За несколько часов до этого Илия тоже молился, и ответ пришел сразу огонь ниспал. А теперь ответ не приходит. У божественного промысла, несомненно, есть воспитательная цель. Если бы всегда сразу мы получали ответ на нашу первую молитву, то не появилось ли бы у нас искушения начать манипулировать Богом? Мы, возможно, забыли бы, что ответы мы получаем по милости Божией, а не по нашим прихотям. Более того, осталась бы невостребованной в молитве последняя крупица нашей силы, а это означало бы, что мы не посвятили себя всецело Богу. Господь, несомненно, имел Свой мудрый план, почему Он именно так поступил с молящимся пророком.

Великий ответ. Ответ на усердную молитву Илии начинался с небольшого облачка, величиной в ладонь. Великие дела Божии начинаются обычно с малого. Весна не приходит за один час. «Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь». То, чего не видели на протяжении трех с половиной лет, пришло: победила усиленная и дерзновенная молитва.

В повиновении у пророка был царь Ахав, который запряг лошадь и быстро поехал с Кармила в Изреель. А Илия, так и не утоливший жажду и голод, бежал в продолжение всего пути (около двадцати пяти километров) наперегонки с дождем и бурей. Да, «надеющиеся на Господа обновятся в силе» Ис. 40, 31.

В этот день было получено гораздо больше, чем только дождь на засохшую землю и победа над пророками Ваала. В этот день была достигнута победа над тысячелетиями. Подумать только: скольким утомленным дала молитва Илии новую силу и молитвенное дерзновение! Кто может перечислить те оживляющие слова, которые сказаны и написаны на тему молитвы Илии? И в наши дни среди верующих во всем мире молитва Илии производит свое ободряющее и оживляющее действие. Действительно, стоит быть молящимся. Знаем ли мы, чего могут достигнуть все наши молитвы? Библия говорит о золотых чашах молитвы. Это значит, что наши молитвы остаются перед Богом. Они будут там даже тогда, когда мы сами уйдем из этого мира. Еще и после нашей кончины они продолжают свое действие. И как будут сожалеть те, которые увидят свою золотую чашу молитвы, не заполненную во дни своей жизни. Сколько молитв у нас уже собрано в наших золотых чашах?

Жизнь пророка была настолько связана с Царством Божиим здесь, на земле, что его личные молитвы отходили на задний план. Молитвы о церкви, о труде на ниве Господней не являются делом только пресвитеров, но и делом нас всех. Илия молился о дожде прежде всего для всего народа, и благословение народа было благословением и для пророка. Благословения церкви являются и нашими благословениями

Поэтому будем молиться об общем благословении. Благословения придут соответственно с тем, что больше всего необходимо в наше время, подобно тому, как во времена Илии пришел долгожданный дождь. Будем же молиться дерзновенно, с верой, и наши молитвы будут услышаны.

 

О. А. Тярк, Избранные труды Том 1

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: