Афро-центричное толкование Библии: Писание для черных

В категориях: Трудные места


Крэйг Кинер

 

 

Существуют крайние формы афро-центричного толкования, которые искажают значение библейского текста не меньше чем традиционные формы Евро-центричного толкования, например: они говорят что все в Старом Завете были черными (так же, как некоторые Европейцы предполагают что они все были белыми). Но, когда под «афро-центричный» подразумеваем просто спрашивание вопрос по истории Африки, мы, таким образом, показываем готовность изучить вопросы, которые некоторые Евро-центричные ученые игнорируют. (в данном разделе используется информация из книги Гленна Асри и Крэйга Кинер «Религия черных» [Black Man's Religion, Downers Grove, IL, USA: InterVarsity Press, 1996], а также Гленна Асри и Крэйга Кинер «Защищая веру черных» [Defending Black Faith, Downers Grove: InterVarsity, 1997]). Еще раз хочу сказать, мы не отождествляем себя с Библейскими персонажами опираясь на расовую принадлежность; иначе только Иудеи могли бы отождествлять себя с большинством Библейских персонажей! Но полезно знать, что некоторые персонажи, появляющиеся в Библии - африканцы.

Перед тем, как мы начнем искать африканцев в Библии, мы должны определить, что же мы подразумеваем под словом «африканец». Технически, в наши дни, под словом Африка мы подразумеваем всю территорию от Северной Африки до Южной Африки, но эти границы каким, то образом, установленные исторически, проведены традиционно Европейцами. Израиль не так далеко на Севере от Египта, если перерисовать карты немного отличительно, мы можем включить Израиль в состав Африки! (Но никто не относит его к Европе; традиционные границы относят его к Азии, на границе с Африкой). Разные критерии применяются в разных границах, некоторые из них, исторически не пригодны (основываясь на некоторые генетические черты, кто-то может утверждать, что норвежцы и Фулани относятся к одной группе, в то время как большинство африканцев и японцы - к другой!)

Но, ради современных африканцев, которые задают подобные вопросы, вполне логично будет включать в Африку всю территорию, начиная с севера и до юга Африки. Кто-то из Евро-центричных ученых возразил африканским авторам, которые хотели включить древний Египет в историю Африканского наследия, но потом, высказал мысль что древняя Греция - часть его наследия, хотя он сам из Северных Европейских территорий, о которых греки почти не знали и считали их абсолютно варварскими!

Прежде всего, стоит обратить наше внимание на древнюю Нубию, империю которую можно проследить как минимум до 3000гг. до н.э., почти все современные ученые соглашаются, что это была древняя африканская империя, жители которой были достаточно темными. Это царство, в Еврейском Старом Завете, обычно называется «Хуш» или «Куш», иногда переводится как «Эфиопия»; термин, который говорит не только о территории современной Эфиопии, но о всей территории Африки южнее Египта. В некоторые периоды истории Египта нубийцы покоряли Египет, и Нубийские фараоны правили на египетском престоле; одним из таких фараонов был Тиргак, союзник праведного царя Езекии в Библии (4Цар.19:9). Жена Моисея была из земли Куш, или Нубийка; когда его сестра начала жаловаться, Бог поразил ее проказой, на время, для того, чтобы преподать ей урок (Чсл.12:1-10). У царя Давида был посыльный, нубиец (2Цар.18:21). Один из близких союзников Иеремии (а их у Иеремии, было не много), не был коренным иудеем, но был африканским эмигрантом, работавшим при царском дворе (Иер.38-39). Возможно, что пророк Софония (Соф.1:1, если слово «Хусия» означает «Хушит», возможное прочтение с Еврейского), а также, некоторые другие личности в Старом Завете были африканскими эмигрантами, принятыми в Израиль. Ожидается, что Нубия вместе с Египтом, однажды признают одного истинного Бога (Пс.67:32; ср. Ис.19:24-25).

Египет играет одну из наиболее важных ролей в Библии, встречаясь в ней чаще, чем Рим. Некоторые европейские этнографы, в девятнадцатом столетии, осознавая большой вклад сделанный Египтом, по причине расистских предубеждений сомневались в том, что египтяне имели темный цвет кожи. Но изучение древних египетских произведений показывает что, как минимум в тот период, египтяне имели красновато-темный цвет кожи, а некоторые были достаточно темными (особенно те, что жили на юге, ближе к Нубии). Но, не смотря на современные предубеждения, разные цвета кожи свободно смешиваются в Египте, производя то, что часто называется «афроазиатское» население, результат межрасовых браков между азиатами и африканцами.

Такое смешение фактически повлияло на древний Израиль. Жена Иосифа Асенефа, мать колен Ефрема и Манассии была Египтянка (Быт.41:45, 50; 46:20). «Смешанное множество», вышедшее из Египта вместе с израильтянами (Исх.12:38), включало коренных египтян, но поведение этого множества в пустыне, не является хорошим примером для подражания! С другой стороны, большинство израильтян, возможно, имели в себе египетскую кровь. Многие из слуг Авраама, были подарком Фараона (Быт.12:16), которые были переданы Исааку (25:5) и Иакову (27:36); и хотя только 70 прямых потомков Иакова пришли в Египет (46:27), число слуг могло быть намного больше. Когда Фараон поработил израильтян (Исх1:11), очень сомнительно что он освободил их слуг; скорее всего что слуги стали частью Израиля.

В Новом Завете, первый, по настоящему язычник, обратившийся в христианство был из Африки, придворный Кандакии («Кандакия», в большинстве переводов - это титул принадлежавший Царице Матери). Он приехал из знаменитого нубийского царства, известного как Мероэ, которое существовало с 750г. до н.э., и было известно римлянам и другим народам (Деян.8:26-40). Это обращение стало южным примером принципа «до концов земли» (Деян.1:8), символизируя великую жатву, которая будет в истории церкви. Позднее, Нубия была обращена в христианство, благодаря египетским миссионерам в пятом и шестом столетиях, и сохраняла свою независимость в качества христианской империи до 1270г., а после пыталась вернуть свою свободу на протяжении с XIV по XVI века, когда внутренние слабости позволили империи быть захваченной вторгшимися с Севера арабами. Во время раннего арабского периода в Египте, арабы не ассоциировали христиан с европейцами, с которыми у них было меньше контактов, но с африканцами.

В кн. Деяний притворный назван «Эфиоплянином», но слово «Эфиопия», было Греческим термином, подразумевавшим всю Африку южнее Египта (то что в Евр. называлось «Куш» или «Хуш»). В данном случае оно применялось к Нубии (где правила Кандакия), а не та территория, которая известна сегодня как Эфиопия. Но, государство, существовавшее на месте современной Эфиопии обратилось в христианство раньше, чем вся Нубия; сирийские миссионеры Фрументий и Эдессий, проповедовавшие здесь евангелие, и конечно, император Езана из семьи Аксума, обратившись, привел всю империю в христианство в 333г., приблизительно в это же время, в христианство обратился и римский император. Некоторые христиане из Эфиопии, уже присутствовали в качестве наблюдателей на Церковном Совете в Никее (325г. н.э., вместе с другими шестью арабскими эпископами). Позднее, Эфиопия защищала египетских христиан от арабских угнетателей, в некоторые периоды экстремизма.

Лидеры церкви в Антиохии, первой, большой, миссионерской церкви были представителями разных культур (13:1). В дополнение к Павлу (Иудей, родившийся в Турции и воспитанный в Иерусалиме), и Варнаве (Иудей с Кипра), и Манаилу, который был совоспитанником Ирода (возможно раб семьи имевшей высокий статус, позднее освобожденный), два других лидера могли быть из Северной Африки. Один, Симеон названный «нигер», что означает «черный»; «нигер» было распространенным латинским именем, но в качестве прозвища (как и в наши дни), оно могло означать темный цвет кожи. Другой - Луций Киринеянин. Мы не можем быть уверенны в отношении его этнического происхождения, так как

Население города Кирена, также было смешанным из Иудеев, Греков и коренных Киренейцев; но находился город в северной Африке.

И более того, Северная Африка, продолжала играть важную роль в раннем Христианстве. Римская Империя, была не на столько «Европейской» (в современном смысле этого слова), но больше «Средиземноморской», включая южную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Более половины, наиболее влиятельных, ранних отцов церкви (Киприян, Августин и т.д.) были из Северной Африки; как предположил немецкий ученый XIX: «Благодаря Африке, христианство стало религией Римской империи». Тертуллиан, северо-африканский теолог, предложил термин «Трица» описывавшее библейскую доктрину и стал известен как «отец Латинского Христианства». Ведущим защитником «Троицы» был Афанасий Египетский, которого враги называли, «черный карлик», указывая на то, что он был низкого роста и имел крайне темный цвет кожи. После Европейского вторжения в Северную Африку, один северо-африканский епископ, на лодке сбежал в Италию, и найденное там, его изображение указывает на то, что он имел черный цвет кожи.

В конце концов, церковь в Африке пришла в упадок. Она была раздираема внутренней враждой между христианами (лжеучение донатистов; споры с Визанитей) и позднее подавлена христианскими ересями (вторжение ариан, варваров из северной Европы, которые приняли извращенную форму христианства, подавлявшие ортодоксальное христианство Африки). Существовавший в Нубии недостаток центров адекватного библейского обучения, постепенно привел к нехватке духовенства, что в свою очередь привело к ослаблению Нубии и ее упадку. В любом случае, арабы захватили земли, где церкви уже были ослаблены. Но что мир забыл, до времени больших Евангельских пробуждений в Африке, за исключением христиан в Эфиопии, то, что Библия и история ранней церкви напоминают нам: Христианство это древняя вера Африки, оно было там еще до того, как вера пришла в Северную Европу.

 

Толкование Библии. Крэйг Кинер

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: