Будущее российского бизнеса. Тренды-2013

В категориях: Обучение и навыки


Евгений Карасюк

Законодателями мод в российском бизнесе в наступающем году будут низкие издержки, девиртуализация интернет-торговли и облачные технологии. При этом стартаперы, двигающие прогресс силой мысли, с еще большей уверенностью смогут обращаться к публике с призывами о финансовой поддержке. На микроуровне маркетинговых изысканий и нишевых прорывов 2013 год обещает быть сложным, но интересным.

Интернетизация рынка труда

Банкротство российских бюджетных перевозчиков «Авианова» и Sky Eхpress не отменяет того факта, что рынок, который они покинули, обладает впечатляющими перспективами. О желании застолбить себе место и на дешевых перевозках недавно заявил государственный «Аэрофлот». К российскому рынку проявляют повышенный интерес и иностранные low-cost-авиакомпании (например, со следующей весны из Москвы в Великобританию начнет полеты EasyJet). Сама модель низкобюджетного бизнеса при этом не исчерпывается воздушными перевозками. Так, пустующая ниша для дискаунтеров зияет в торговле – включая продовольственную. В следующем году, как ожидается, здесь начнет работу немецкая сеть жестких – в противоположность действующим у нас мягким – дискаунтеров Plus. Россияне по-прежнему не избалованы низкими ценами, и это дает возможность заработать всем тем, кто умеет балансировать на грани рентабельности и готов складывать богатство из грошей.

Облачные сервисы

Облачные технологии давно стали стандартом, но главным образом в медийно-развлекательной среде. «Однако от облаков стоит ждать намного большего», – заявил в интервью Slon один из ведущих экспертов в этой области Дэвид Чеппел. Что значит большего? Конкретно для России? Проникновение облачных сервисов – суть современных интернет-технологий – в постсоветские заповедники, воспроизводящие архаичные модели работы, может дать по-настоящему взрывной эффект. Будоражит воображение один только перевод (пускай частичный) отечественного здравоохранения на облачные платформы. Ведь облака делают реальностью прежде немыслимые по своей эффективности методы администрирования, дистанционной диагностики, работы с врачебной статисткой. В секторе как государственных, так и частных услуг облачная эра только-только зарождается. И в этом отношении следующий год может стать богатым на дерзкие инициативы и прорывные проекты.

Онлайн + офлайн

До сих пор традиционную розницу и интернет-коммерцию в России отделяла тонкая, но четкая грань. Размыть ее до конца не смогли даже годы активного присутствия в сети крупных офлайн-ритейлеров. Блеск витрин, с одной стороны, и полная виртуализация – с другой. Это – интернет-магазин, а это – не интернет. Первой полновесной попыткой работать по обе стороны баррикад можно считать проект Enter. Развертывание гибридной сети, идею которой группа «Связной» почерпнула в Альбионе, началось в этом году и продолжится в следующем. Успех Enter пока неочевиден. И все же при удачном раскладе у подобной модели вполне могут появиться верные последователи. Крупный интернет-магазин «Сотмаркет», к примеру, уже решил двигаться в том же направлении, задумав строительство федеральной сети в офлайне. Одновременно поиск золотой пропорции ритейла и онлайн-сервисов станет еще более активным на финансовом и прежде всего – банковском рынке. Невзирая на растущую популярность direct banks (представленном в России банком «Тинькофф»), хоронить традиционный банкинг определенно рано.

Краудфандинг

Нет сомнений, что и в наступающем году краудфандинг будет окружен мученическим ореолом трудного эксперимента. Ведь про этот метод до сих пор нельзя сказать наверняка, работает он здесь или нет. Смелая попытка сайта Colta.ru пожить на попечении читателей имела ограниченный успех – редакции удалось собрать 695 тысяч рублей, но их хватило лишь на три месяца. Запуск Boomstarter и Planeta.ru (российских аналогов Kickstarter и других краудфандинговых платформ Запада) также не позволяет отбросить все сомнения: качество представленных там проектов, да и объем привлеченных средств в целом довольно скромны. И тем не менее самый демократичный способ финансирования имеет немалые шансы на развитие и в нашей стране. Даже консервативные книгоиздатели, измученные пиратством в интернете, верят в будущее систем вроде Pay What You Want. Хотя бы ввиду этого нарастающего энтузиазма легко прогнозировать увеличение числа проектов, рассчитывающих на щедрость доноров.

Далее: Интернетизация рынка труда

Ни в коем случае не пытаюсь выдать желаемое за действительное: технологии онлайн-трудоустройства и найма в России в самом зачатке. Однако все стремительно меняется, доказательством чему могут служить впечатляющие темпы развития Workle – российского портала дистанционной работы, сводящего заказчика и исполнителя независимо от разделяющих их расстояний. Но даже не это главное: провайдер формирует предложение в ответ на спрос, рождаемый в естественных условиях крупнейшей страны мира. Необъятная территория, социально-экономическая фрагментарность, новые представления о формах занятости – все это льет и будет лить воду на ту же мельницу. Переместив все контрактные и иные формальности в сеть, можно жить и работать на Калыме, а получать зарплату из столицы – периодически меняя задачи, работодателей, а возможно, и саму область приложения сил. Следующий год должен внести свой вклад в становление этого нового вида трудовой мобильности.

slon.ru


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: