Обновление христианской культуры через вовлечение верующих в политическую жизнь

В категориях: События и вести


Андре Байкж

 

Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть мое убеждение в том, что угрозы, до сих пор стоящие перед этими странами, создание и укрепление демократических институтов, так же, как и перевод унаследованной экономической системы в хорошо функционирующую рыночную экономику, не являются монополией новолиберальной повестки дня. Однако мы должны осознавать, что при отсутствии значительного вовлечения в политическую жизнь и без возвращения к ценностям и принципам, которые на протяжении веков способствовали созданию общественного капитала этих стран, это может так и случиться - через дефолт. Становится ясно, что поражение так называемого «реального социализма» совсем не означает, что капитализм является единственной альтернативой экономического развития. Или же, по словам Жана-Ива Кальвеса, «настоятельная потребность борьбы за справедливость остается с нами, и с нашей собственной стороны надежда на справедливость даже стала чище с тех пор, как поблекли марксистские упрощенческие обещания».

Хотя по самой своей природе повышение участия людей в политике и усиление роли общественного капитала должны вовлечь всех и каждого, сегодня я хотел бы подчеркнуть необходимость христиан «Востока» принять более активное участие в достижении этих целей.

Для нас, христиан Европейского «Востока», участие, возрождение и усиление общественного капитала наших общин неизбежно связано с вопросом: каковы отношения между нашей ролью граждан и нашим религиозным призванием как последователей Христа. Хотя этот вопрос обращен к христианам, я глубоко убежден, что ответ на него представляет важность для всего нашего общества в целом. Тем не менее необходимо заметить, что для большинства власть имущих в наших странах, да и многих наших современников, одно упоминание о возможности участия христиан и христианской культуры в восстановлении наших обществ абсолютно неприемлемо. С другой стороны, долгие десятилетия исключения из активной жизни и преследований оставили свой след в общественном поведении наших верующих. Слишком многие до сих пор не в состоянии выйти из своего домашнего и семейного затвора - следствия этого положения, - и это приводит к фактическому размежеванию между гражданством и членством в Церкви.

Хотя в наших странах больше не ведется борьба с религией как с «опиумом для народа» и верующих больше не оттесняют на обочину и не преследуют, нынешнее более мягкое отношение в большинстве случаев можно назвать железными объятиями с поворотом к более радикальным концепциям секуляризованного Запада. Совершенно необходимо пояснить как для верующих, так и для неверующих в равной степени, по словам Джефа Ван Гервена: «секулярный характер государства не означает, что никакая вера не может выражаться в политической области, но скорее, что дискуссия между традициями веры может происходить свободно, без чьих-либо претензий на привилегированное положение, доступ в государственную власть и влияние».

В этом контексте кажется, что сегодня более, чем когда-либо, существует потребность в Церкви как Матери (Mater) и Наставнице (Magistra), чтобы утвердить в наших странах понятие достоинства и уникальности каждой личности, как это получено из Откровения. Это требует от христиан возрождения нашего понятия о государстве, «в котором нам приходится объединять уважение к самостоятельности каждого отдельного человека с признанием общественного характера нашей жизни». Следует утвердить основное христианское понятие социальной этики: «мы не можем спастись по отдельности, но только в той степени, в какой отдаем себя поддержке со стороны соседа, любви, заботе и сочувствию, а также построению справедливого общественного порядка; и, наоборот - общество может быть справедливым только в том случае, если оно уважает и заботится о благосостоянии и самостоятельности каждого человека, особенно слабейшего».

Обращение к христианам с призывом к перестройке нашего общества, к значительной и открытой активизации нашего участия в политической жизни и активному вкладу в воссоздание нашего общественного капитала, однако, не означает призыва к построению некоего нового варианта «христианского» общества или «новой теократии», руководствуясь ностальгией по Священной Римской Империи или же периоду Реставрации. По словам Джефа Ван Гервена, «изучая нашу европейскую историю, мы слишком хорошо осознаем неудачи этого исторического поиска «христианского» общества. Большинство начинаний потерпело неудачу из-за почти неизбежных злоупотреблений властью или делалось хуже, потому что вводилось «во Имя Господа». И это не призыв оставить позади достижения современного секулярного общества.

Однако, я верю, что «мы как христиане могли бы в согласии с другими общинами верующих подпитать и поддержать культуру солидарности и участия, чтобы внести косвенный вклад в строительство справедливого общества. И мы тем лучше достигнем этой цели именно потому, что мы не претендуем ни на привилегии, ни на монополию власти».

Очень важно помнить: «если Церкви не присоединятся к другим общественным и гуманитарным движениям (чтобы у современных граждан усилилось чувство причастности к общине и ответственности), политическая культура слишком ослабнет - и не только на международном, но и на национальных уровнях; тогда едва ли удастся поддерживать среди граждан необходимую степень законопослушания. Просвещенный эгоизм предлагает необходимое, но далеко не достаточное основание для построения справедливого и устойчивого общества. Кто восполнит недостающее?»

Говоря о роли христиан в наших странах, Жан-Ив Кальвес указывает на то, что после нескольких десятилетий упадка, в течение которых потеря их влияния всячески подчеркивалась, налицо явные признаки прогресса. Однако «прогресс очень незначителен и он не принесет плода до тех пор, пока со стороны многочисленных христиан не будет твердого решения, последовательного и мужественного, активно включиться в общественную и политическую жизнь, сохраняя при этом ясный евангельский дух». В этой связи необходимо напомнить нашим братьям и сестрам по вере из всех этих государств твердое убеждение Иоганна Вестретэна, который писал христианам европейского «Востока»: «Когда христиане твердо несут свидетельство правильно понятого человеческого достоинства (достоинства личности в целом и всех людей без исключения) и последовательно участвуют в деятельности по обновлению общества, они не только изменяются сами как община, но изменяют и общественные условия, в которых люди, принимающие решения, делают стратегический выбор»187.

Важно подчеркнуть: то, чего мы на самом деле добиваемся, это не подчинение церковных общин политическому порядку, а конкретизация нашего христианского призвания как членов Церкви. Я убежден: наша роль как граждан является составной частью нашего христианского призвания. «Как мы голосуем за справедливые законы, как мы заботимся о народном достоянии, как мы поддерживаем демократические институты - все это входит составной частью в то, как мы распоряжаемся Божьим творением; это одинаково относится ко всем уровням ответственности: как местному, так и общенациональному, как европейскому, так и мировому, до тех пределов, куда простирается зона нашей власти и ответственности».

Я хотел бы закончить эти заметки, подчеркнув еще раз утверждение, сделанное мною в начале. Я твердо убежден в том, что основные ответы и решения на вопросы и угрозы, которые мы обсудили, придут изнутри наших стран. Однако это совсем не означает, что это может быть сделано без помощи извне. Подход «снизу - вверх», который мы отстаиваем на протяжении всей этой конференции, противоположный подходу «сверху - вниз», который в действии ныне, предполагает значительные изменения в пути проведения и осмысления реформ. Я хочу привлечь особое внимание к подходу «снизу - вверх», причем как у нас «на Востоке», так и у них «на Западе». Я имею в виду не только необходимость западной помощи в укреплении и гражданского общества вообще, и местных организаций в особенности, через существующую сеть церковных и других неправительственных организаций. В более широкой перспективе, я имею в виду необходимость пересмотреть общее направление политики Запада по отношению к Восточной Европе, которая до сих пор не была приспособлена или направлена к этой цели.


 

Симпозиум: Христос — источник новой культуры для Европы на заре нового тысячелетия

catholic.uz

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: