Ожидания пришествия Спасителя

В категориях: Трудные места


Джон Ф. Мак-Артур

И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено».

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: «Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (24:1-3)

Проповедь Христа, записанная в 24-25 главах Евангелия от Матфея, известна как Елеонская. Она получила такое название, потому что прозвучала для учеников на Елеонской горе. Тема этой проповеди — Второе пришествие Иисуса Христа в конце нынешнего века для установления Тысячелетнего Царства на земле.

Эта проповедь была вызвана вопросом учеников в 3-м стихе: «Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Ответ, который даёт Иисус, — самый обстоятельный из всех Его ответов, записанных в Новом Завете. Истины, изложенные Христом,

совершенно необходимы для понимания Его возвращения и удивительных событий, связанных с этим великим явлением. Это откровение Господа, прозвучавшее из Его собственных уст, — откровение о Его возвращении на землю в силе и славе.

Учение Иисуса, изложенное в Елеонской проповеди, вызывает множество споров. Часто это учение неправильно понимают, в значительной степени потому, что рассматривают его через призму конкретных богословских систем или схем толкования, и проповедь начинает казаться сложной и загадочной. Но ученики не были учёными людьми, поэтому Иисус стремился внести ясность в их понимание и ободрить их, а не запутать и сбить с толку. Сложные толкования этого отрывка совершенно ошеломили бы учеников. Предпочтительнее понимать слова Иисуса как можно проще и буквальнее.

ПРОРОЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ В ИУДАИЗМЕ

Для того чтобы лучше понять вопрос учеников в этой ситуации, необходимо знать кое-что о надеждах и устремлениях, присущих иудаизму первого столетия. Как всегда, важным ключом к пониманию контекста является историческая обстановка. На протяжении истории человечества люди всегда желали знать будущее. В очень немногих обществах отсутствовали провидцы, медиумы, гадатели и другие предсказатели. Используя различные средства обмана, многие из которых имели бесовское происхождение, эти предсказатели предлагали легковерным слушателям содержательные откровения о том, что ждёт их впереди. Хотя Моисеев закон строго запрещал обращаться к медиумам и гадателям (Втор. 18:914), израильтяне часто становились их жертвами. Наиболее известен случай с царём Саулом, который обратился за советом к волшебнице из Аэндора (1 Цар. 28:3-25; см. также 4 Цар. 21:6).

Хотя нет свидетельств того, что в дни Иисуса многие евреи были поражены этим грехом Саула, тем не менее, они имели огромный интерес к будущему. Евреи устали находиться под властью языческих угнетателей и с нетерпением ждали обещанного Богом Мессию, Который освободил бы их от гнёта. Евреи были благородным народом, очень умным и одарённым. И по-человечески они были вполне способны сами грамотно управлять своей страной. Однако на протяжении многих веков они не раз попадали под иго тех или иных иноземных тиранов. В 722 г. до РХ. десять северных колен были захвачены Ассирией, а в 586 г. до РХ. Вавилон захватил два южных колена. Позже евреев завоёвывали мидо-персы, греки и, наконец, римляне.

Однако, по их собственному мнению, евреи всегда оставались самостоятельным народом и никогда по-настоящему не были в подчинении у иноземных правителей. Именно этот твёрдый, а иногда и высокомерный дух независимости, даже во времена порабощения, побудил некоторых евреев заявить Христу в храме: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда» (Иоан. 8:33). Они, конечно, все хорошо знали, что внешне они находились в рабстве, и самым заветным желанием большинства евреев было освобождение от этого рабства. Хотя большая часть евреев не была связана с воинственными зилотами, все они жаждали сбросить римское иго, чтобы Израиль снова стал свободной страной.

Евреи очень хорошо знали многие ветхозаветные обетования будущих благословений, а также освобождения и процветания. Они знали, что Бог пообещал победить всех врагов Своего избранного народа и установить на земле Своё вечное Царство праведности и справедливости. Они знали, что Помазанник Господа — Его Мессия, или Христос, — придёт и снова установит на земле правление и господство Давида, господство мира, процветания и безопасности, которому никогда не будет конца. Они очень хотели увидеть тот день, когда Бог, согласно Своему обещанию, восстановит Царство.

Поэтому евреи возлагали большие надежды на будущее. Они ликовали, когда читали слова Исаии: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и навеки. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9:6-7). Они испытывали трепет от обещания, что «произойдёт Отрасль от корня Иессеева, и Ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1-2).

Большим ободрением для Израиля служили слова пророка Иеремии: «Вот, наступают дни, — говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно. И вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь — оправдание наше!"» (Иер. 23:5-6; ср. 30:9-10). Они тосковали по тому дню, когда награбленное у них будет возвращено им и разделено между ними (Зах. 14:1), когда «живые воды потекут из Иерусалима» (ст. 8), и «проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (ст. 11). Они радовались в ожидании того, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; и царство это не будет передано другому народу... а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Ко времени прихода Иисуса евреи нарисовали в своём воображении ясную картину того, как, по их мнению, должны будут разворачиваться эти пророческие события. Чтобы понять ожидания евреев, полезно почитать их литературу того времени. Эмиль Шуэр в книге «История евреев в эпоху Иисуса Христа» приводит выдержки из многочисленных внебиблейских произведений, написанных евреями того времени, в которых отражаются эти ожидания.

Во-первых, согласно 14-й главе книги Захарии и другим ветхозаветным пророчествам, евреи верили, что Пришествию Мессии будет предшествовать время ужасной скорби. Как женщина испытывает сильную боль перед тем, как родить ребёнка, так и Израилю предстояло испытать великие мучения незадолго до Пришествия Мессии.

В 27-й главе 2-й книги Варуха говорится:

И честь превратится в стыд,

И сила будет унижена до презрения,

И честность будет изведена,

И красота превратится в уродство ...

И зависть воспылает в тех, кто никогда не помышлял о себе высоко,

И страсть охватит миролюбивого,

И во многих вспыхнет злоба, чтобы причинить вред многим,

И они поднимут войска для пролития крови,

И в конце они погибнут вместе с ними.

В другом источнике говорится, что будет «колебание мест, волнение людей, происки государств, замешательство вождей, беспокойство князей» (2 Ездры [4 Ездры] 9:3).

В еврейских Предсказаниях Сивилл есть такие слова:

С небес на землю падут огненные мечи. Светила сойдут, великие и яркие, сверкая среди людей; и земля, мать вселенной, содрогнётся в те дни от руки Предвечного. И рыбы морские, и звери земные, и бесчисленные виды летающих существ, и все души людей, и все моря содрогнутся от присутствия Предвечного, и будет смятение. И возвышающиеся вершины гор, и гигантские холмы разрушит Он, и мрачная бездна будет видна всем. И глубокие ущелья в высоких горах будут полны мёртвых тел, и по скалам будет течь кровь, и потоки её заполнят долину... И Бог будет судить всех войной и мечом, и сера будет литься с небес, да камни и дождь, и град, ужасные и непрекращающиеся. И смерть постигнет четвероногих зверей. Да, сама земля будет пить кровь погибающих, и звери насытятся их плотью (3:363 и далее).

В Мишне звучит такое предупреждение о положении в Израиле перед Пришествием Мессии:

Умножится высокомерие, возрастёт честолюбие. лоза будет давать плод, но вино будет дорогим. Правительство впадёт в ересь. Не будет наставления. В синагогах будет царить разврат. Галилея будет разрушена,

Эти древние взгляды на Пришествие Христа были взяты, в основном, из учений Ветхого Завета. Они также очень совпадают с новозаветным, премилленарным учением о Его Втором пришествии. Главное отличие состоит в том, что эти евреи не знали, что Мессия придёт дважды: первый раз, чтобы принести Себя в жертву за грех мира, а второй — чтобы установить Своё Тысячелетнее Царство на земле. Еврейский народ не стремился к внутреннему освобождению от греха, он жаждал лишь внешнего освобождения от политического гнёта.

По мнению евреев в дни Иисуса, время для Пришествия Мессии наступило. Евреи страдали от преследований и порабощения на протяжении многих веков и в то время находились под властью жестокого Рима. Когда появился Иоанн Креститель, напомнивший своей проповедью и образом жизни Илию, интерес у людей резко возрос. А когда Иисус начал проповедовать с неслыханной властью и исцелять все болезни, многие евреи были убеждены, что Он действительно был Мессией. Когда Иисус въехал в Иерусалим на ослёнке, народ был вне себя от ожидания, и люди открыто приветствовали Его как Мессию, долгожданного Сына Давида (Матф. 21:9).

Однако в этот момент служение Иисуса Христа быстро и радикально изменилось, разрушив ожидания людей. Они думали, что следующим этапом будет объединение всех народов против Мессии и Его впечатляющая и лёгкая победа над ними.

Очевидно, эта мысль всё ещё бродила в умах Двенадцати учеников. Многие предсказания Господа Иисуса о том, что Ему предстоит пострадать, умереть и воскреснуть, просто не вмещались у них в голове. Так или иначе, ученики либо не приняли эти предсказания в расчёт, либо, пытаясь дать какое-то рациональное объяснение, одухотворили их и не воспринимали их буквально как физическую и историческую реальность.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ С ИИСУСОМ

В оправдание учеников следует отметить, что ветхозаветные пророки также рассматривали Пришествие Мессии и установление Его Царства как одно событие. Эпоха Церкви была тайной для них — тайной, о которой, как объяснил Павел, «от вечных времён было умолчано, но которая ныне явлена» (Рим. 14:24-25). Поскольку Израиль действительно переносил сильные скорби, поскольку Иисус объявил Себя Мессией и назвал Иоанна Крестителя Своим предтечей и поскольку накануне Он принял от народа мессианское приветствие, ученики, естественно, думали, что дальнейшие события будут происходить в ожидаемой последовательности. Они были уверены, что следующим шагом Иисуса будет демонстрация Своей несокрушимой силы над народами, которые вскоре должны были восстать против Него.

Несомненно, именно такие мысли заставляли Иуду внешне оставаться верным Иисусу Христу. Иуда ожидал, что будет принадлежать к узкому кругу Мессии, когда будет провозглашено Царство. Он ожидал, что получит власть, богатство и престиж, соответствующие этому положению.

ВОЗЛЕ ХРАМА

И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (24:1-2)

Иисус провёл весь день, среду Пасхальной недели, в храме. Он последний раз публично учил людей и объявил Свой последний и самый жёсткий приговор ложным религиозным вождям и народу Израиля. Теперь Он шёл на гору Елеонскую, чтобы побыть наедине со Своими учениками.

И когда они покидали Иерусалим, ученики Его приступили, чтобы показать Иисусу здания храма. В двух других синоптических Евангелиях сказано, что ученики указывали на храм с восхищением, говоря: «Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания!» (Марк. 13:1; ср. Лук. 21:5).

Храм и окружающие его здания стояли на вершине горы. Массивная несущая стена с южной и западной сторон помогала поддерживать как саму гору, так и храм. Храм у всех вызывал благоговейный трепет, но у простых крестьян из Галилеи от восторга наверняка захватывало дух. Они не могли постигнуть, как можно было построить такое огромное сооружение и так величественно украсить его. Римский историк Тацит писал, что это было место огромного богатства, а в вавилонском Талмуде сказано: «Кто не видел храма Ирода, тот не видел прекрасного здания». Некоторые камни достигали двенадцати метров в длину и более трёх с половиной метров в ширину и высоту, и весили до сотни тонн. Они были высечены из монолитной скалы и издалека привезены на место строительства.

Ученики, вероятно, удивлялись, как такое величественное сооружение, тем более посвящённое Божьей славе, могло быть разрушено, о чём только что предсказал Иисус. Но они должны были вспомнить видение Иезекииля, когда Божья слава покинула храм и поднялась «из среды города» (Иез. 11:23). Святилище, которое однажды было Божьим домом, больше Богу не принадлежало. Теперь это «дом ваш», сказал Иисус неверующим евреям перед тем, как покинуть храм, и он «оставляется вам. пуст» (Матф. 23:38), потому что слава Господня скоро покинет его. Прекрасные здания, которые были посвящены Божьей славе и должны были почтить Иисуса, с этого времени были оставлены на опустошение и разрушение.

Поэтому Иисус ответил на восторженные замечания учеников словами: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». Ученики, должно быть, раскрыли рты от удивления, услышав эти невероятные слова. Они не могли себе представить, как можно было разрушить храм и почему Бог мог допустить такое.

Но не прошло и сорока лет, как именно это Бог и допустил. Когда в 70 г. по РХ. римляне разграбили Иерусалим и уничтожили большинство его жителей, они также сожгли храм и сравняли его с землёй, как и предсказывал Иисус. Неповреждёнными остались только огромные камни основания, которые не были частью самого здания храма. Иосиф Флавий отмечал, что человек, посетивший место нахождения храма после его разрушения, не мог поверить, что кто-то когда-то населял это место, не говоря уже о том, что там ещё совсем недавно находилось одно из самых величественных сооружений древнего мира.

Несмотря на потрясение, которое испытали ученики, узнав о скором разрушении храма, они получили также и ободрение. Они думали, что это событие будет связано с ожидаемым от Мессии очищением Иерусалима, которое произойдёт сразу же после того, как Он поразит восставшие против Него народы.

На горе

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: «Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (24:3)

Выйдя из храма, Иисус и Двенадцать покинули через восточные во-рота Иерусалим, перешли долину Кедрон и вышли на Елеонскую гору. Когда они совершали этот короткий путь, ученики, вероятно, обсуждали вопрос, который Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей собирались задать от имени всех (Марк. 13:3). Когда солнце садилось за Иерусалимом и на храм падали последние лучи солнца, они спросили Господа: «Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Некоторое время ученики были убеждены, «что скоро должно открыться Царство Божье» (Лук. 19:11). Поэтому в контексте данной ситуации, а также учитывая ход мыслей учеников, слово «когда», похоже, указывает на ближайшее будущее: завтра, послезавтра, и уж никак не позже окончания Пасхи.

Слово «это» относилось к тому, о чём Господь Иисус только что говорил, а именно к бывшему дому Божьему, который скоро останется пустым (23:38) и будет разрушен (24:2). Ученики ожидали, что последние этапы деятельности Мессии начнут разворачиваться очень быстро. Народы наверняка восстанут против Него, Он быстро их поразит, очистит Иерусалим, соберёт евреев со всего мира и установит Своё славное Царство.

«Какой признак Твоего пришествия? — интересовались все ученики. — Каким будет первый знак? Как мы узнаем, когда произойдут последние события?» Они всё ещё понимали пришествие Мессии, как единую цепь событий, не имея представления об эпохе Церкви, которая будет существовать между Его двумя Пришествиями. И они, вероятно, думали, что признак пришествия Христа будет захватывающим зрелищем, таким, как великая тьма среди бела дня или яркий свет ночью, или явление ангельского воинства, или трубный звук с небес.

Это, возможно, было самое волнующее для учеников время с Христом, когда они размышляли о приближении Его Тысячелетнего Царства. Основываясь на только что сказанном Иисусом Христом, ученики считали, что в следующий раз неверующие евреи, которым противостал Господь в храме, увидят Его, когда Он уже придёт в славе, и вынуждены будут произнести: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (23:39). Как никогда, ученики были убеждены, что этот день уже не за горами.

Даже после воскресения Иисуса ученики всё ещё тешили себя этой надеждой. Последний вопрос, который они задали Иисусу перед Его вознесением, звучал так: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6) Смерть и воскресение Иисуса Христа не уменьшили их ожиданий, а, наоборот, значительно усилили. Именно теперь, когда Он доказал, что смерть не имеет власти над Ним, было самое подходящее время объявить Себя Царём, уничтожить Своих врагов и установить Своё Царство.

Ученики имели в виду не Второе пришествие Христа. Они понимали Его пришествие так, как понимали и предсказывали его ветхозаветные пророки, а именно как сжатую во времени цепь событий, которые произойдут в относительно короткий промежуток времени.

Ученики спрашивали об окончательной кончине века, а не просто о конце какой-то эры или эпохи в истории. Они имели в виду конец существовавшей тогда мировой системы тьмы и греха — конец, наступления которого они ожидали очень скоро. Вопрос, конечно же, касался начала новой, вечной эпохи света, праведности, истины и справедливости. Нечестивые будут навечно осуждены, а благочестивые будут навечно благословлены. Они хотели знать, когда это произойдёт и какое знамение будет этому предшествовать?

Иисус использовал фразу «кончина века» в притче о пшенице и плевелах и в притче о неводе, где указывал на время, когда Божьи ангелы соберут всех грешников для суда (Матф. 13:39, 49). Он также использовал эту фразу, когда давал ученикам Великое поручение, заверяя их: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20).

 

Джон Ф. Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета Евангелие от Матфея, 24-28, Славянское Евангельское Общество, 2008

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: