Правовые вопросы пребывания в России иностранных граждан по приглашению религиозных организаций

В категориях: Свобода совести

Богомолова Т.Г.

Религиозные организации могут встать на учёт в федеральных органах миграционной службы и получить право приглашать иностранных граждан в соответствии с паспортно-визовым законодательством. Однако на религиозной организации (как на пригласившей организации) лежит ответственность не только зарегистрировать въехавшего в Россию иностранца, но и знать маршрут его поездок по стране, конкретное его местонахождение в тот или иной момент времени, особенно, если эта информация срочно потребуется федеральному органу миграционной службы (его подразделению) или иному государственному органу.

Рассмотрим Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, в ст. 18.8. говорится, что нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока его пребывания согласно визе, а равно не соблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда вплоть до административного выдворения за пределы Российской Федерации.

«Потеря из поля своего зрения» приглашенного иностранца, либо допущенные им серьезные нарушения паспортно-визового режима грозят религиозной организации штрафом размером в пять тысяч рублей для первого случая, а во второй раз - штрафом размером в десять тысяч рублей либо лишением права приглашать иностранных граждан через Федеральный орган миграционной службы.

Эти факты нарушений со стороны религиозной организации собираются в контрольном отделе соответствующего подразделения МЮ РФ, и конечно, сами по себе не могут послужить причиной для её ликвидации, но в совокупности с другими перевешивают чашу снисходительности и терпения с их стороны к религиозной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» любой иностранный гражданин (не нон-грата) мог въехать в Россию по годовой многократной визе и находиться в стране по ней безвыездно, пребывая в одном городе или разъезжая по городам, обусловленным в его визе, въезжая-выезжая как ему угодно. С принятием же нового закона в 2004 году этот порядок изменился. Иностранец может получить для въезда в Россию одну из следующих обыкновенных виз: частную, деловую, туристическую, учебную, рабочую, гуманитарную.

Обыкновенная частная виза выдается на срок до трёх месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации или юридического лица. Обыкновенная гуманитарная виза выдаётся на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления, в частности, культурных, религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благо-творительной деятельности. Именно такую визу сейчас стараются получить для своего иностранного гостя-миссионера религиозные организации.

Бывает, что некий иностранный миссионер настолько «засветился» частыми долгими приездами в одну местную религиозную организацию, что её руководителя начинают вызывать в соответствующие органы и пытать на предмет пребывания этого иностранца в стране и данном городе. Чаще всего, никакого компромата на него в этих органов нет, они просто проводят свою профилактическую работу. Но испугавшийся российский пастор думает, что это - начало гонений на его церковь и сей иностранный религиозный миссионер уже боится приезжать в Россию через эту религиозную организацию. Тогда он придумывает другие способы для легализации своей деятельности в России.

Следует иметь в виду, что хотя гуманитарная виза и даёт право на один год пребывания в России, однако предписывает выезд гражданина из страны каждые три месяца. Именно это ужесточение правил въезда в Россию иностранных гостей сделало невыгодными длительные миссионерские поездки христианских служителей со всего мира. Они стали пытаться обойти эти законы другим путём - через ложь во благо. Так, например, поступают миссионеры, когда везут Библии, Новые заветы в страны, где проповедническая миссия христианства запрещена или ограничена. На вопрос таможенника «Есть ли у вас в багаже христианская литература? Они, не моргнув глазом, отвечают, что нет.

Что же делают религиозные миссионеры, приезжая в Россию? Если они не находят религиозную организацию, которая бы оформила им приглашение на право получить в своём посольстве визу для въезда в Россию, то они под видом туристов с туристической визой находятся в одном или нескольких городах. Её минус в том, что она даёт право только на месячное пребывание в стране. Конечно, они мало интересуются достопримечательностями - ведь они приехали как религиозные деятели. Ну, это ещё ничего.

Но всё больше иностранных миссионеров пользуются деловой визой, которая выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок. На деле это означает, что он - бизнесмен, приехавший делиться опытом с бизнесменами, либо основать свой бизнес, либо быть партнером в чьём-то бизнесе. Подобной ей является рабочая виза, которая выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Эта виза даёт право устроиться на работу в качестве наёмного работника в строительной сфере, ЖКХ и др. Именно для последнего случая чаще всего и получают такие визы иностранцы с ближнего зарубежья – стран Средней Азии, а с дальнего зарубежья - Китая, стран Африки. И вот эта рабочая виза становится желанной для иностранного миссионера. Теперь въехав по ней, он по документам – как будто ищет работу или даже фиктивно где-то числится на работе, а на деле – он религиозный служитель. Но всё тайное становится явным. Не удивительно, что чиновники различных ведомств и гос.органов нашей страны всё чаще сходятся во мнении, что все эти «деятели» - не что иное, как шпионы или агенты какого-либо влияния. Кто их в этом разубедит? Ложь, умножающая ложь?

За последние годы этот бесконечный цикл въездов-выездов изрядно изнурил иностранных миссионеров так, что многие из них подумывают уехать или уже вовсе оставили Россию как страну своего миссионерского поприща. Так, если в 90-е годы в Москву въехало для труда на христианской ниве 250 корейских семей-миссионеров, то по состоянию на 2006 год их оставалось менее 20. Американские христианские миссионеры большим потоком покинули Россию еще в начале 21-го столетия. Либо они также вынуждены покупать «липовые» (деловые, рабочие визы) на один год, чтобы «спокойно» находиться в стране. Но это ведь заведомая ложь, недостойная христианского служителя! Но кто-то продолжает…

По любой визе, если иностранный гражданин не находится в городе проездом (транзитом) или на краткий срок, ему необходимо оформить регистрацию. Особенно если иностранец привлечён к выполнению каких-то работ (напр., на стройке молитвенного дома). В соответствии со ст. 19.15 Кодекса об административных нарушениях в РФ нарушение работодателем правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Также миссионеры стараются «зацепиться» подольше в России на основании учебной визы иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении. Она привлекательна тем, что выдаётся на срок до одного года. Бывает, такая ширма опять же служит лишь прикрытием других причин пребывания этого иностранца. Не потому ли христианская жизнь верующих протестантской конфессии в стагнации, а свет их затух? Угодна ли Богу такая хитроумность «иаковов», думающих, что они ставят прутья перед стадом на водопое?

В понимании чиновников иностранец приехал в Россию для визита в пригласившую его организацию для целей, указанных в её заявлении в УФМС. Как правило, в заявлении указано, что приглашенный иностранец участвует в семинаре (конференции, лекции и т.п.). По сведениям, хранящимся в базе данных УФМС, один и тот же человек приезжает в страну снова и снова. Федеральные органы миграционной службы, безусловно, не могли не заметить этого казуса с миссионерской деятельностью иностранцев, который их смущал всё более и более. Что этот иностранец там делает? Наверно, он - агент-шпион, действующий под прикрытием? А кто-нибудь из руководителей религиозных организаций объяснял доходчиво и понятно чиновнику УФМС что делают иностранные миссионеры в данной религиозной организации? Так, чтобы они поверили. Убедительно. А иначе что еще думать представителям органов УФМС, остающимся наедине со своими смущениями? Так и возникают разные рода слухи, домыслы, страхи, подозрения.

В результате этого недоразумения «доставалось» от государственных органов (тех или иных) пригласившим миссионеров руководителям религиозных организаций. «Доставалось» же им, на-пример, так: чиновники УФМС отказывали в визах на большие (6-12 месяцев) сроки, чиновники УВД «мучили» проверками иностранцев по поводу соблюдения паспортно-визового режима, при случае штрафовали, содействовали выдворению из страны и др. Мне известны случаи, когда в совокупности с другими мелкими претензиями органов власти эти неоднократные мелкие нарушения паспортно-визового режима религиозной организации приводили к её ликвидации в судебном порядке.

Хотя для миссионеров в нашем государстве был и остаётся законный путь легализации своей постоянной миссионерской деятельности в России. В статье 1З-й ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Положении «О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций» от 02.02.1998г. подробно регламентировалось право открытия с последующей регистрацией представительств иностранных религиозных организаций. Однако на практике централизованные религиозные организации, которым было дано такое право, не пользовались им.

Министерством юстиции РФ был утвержден Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций (Приказ № 62) от 03.03.2009г. В соответствии с ним эти представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, на них не распространяется статус религиозного объединения. Ах, вот оно что! Именно такая формулировка и оттолкнула иностранных миссионеров и их религиозные организации за рубежом от создания таких представительств в России. Они поняли только то, что через эти представительства они не смогут осуществлять Богослужения. Ну, и что? Для этого ведь и есть местные и централизованные религиозные организации.

Но что подразумевал законодатель этим правовым актом? Право на создание координационных центров по оказанию всемерной помощи находящимся в городе или регионе иностранным миссионерам, централизованная помощь по возникающим у них техническим, бытовым, юридическим и иным вопросам. Разве это плохо? Но кто это объяснил централизованным религиозным организациям? Или разве их руководители хотели это знать? В итоге, иностранные миссионеры, прибывающие для помощи местным или централизованным религиозным организациям, остаются бесправными, беспомощными перед возможным произволом, или правовым нигилизмом, или предубеждённой подозрительностью мелких чиновников того или иного ведомства или государственного органа. А ведь всё могло быть иначе! Нужно только начать действовать и искать пути взаимодействия с заинтересованными представителями гос. органов.

 

Богомолова Т.Г. Основы личной свободы гражданина РФ вопросах вероисповедания

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: