Религиоведение – светская наука о взаимосвязи между религией и различными областями деятельности человека

В категориях: Политика, экономика, технология

Генрих Зимонь

Религиоведение является гуманитарной наукой, изучающей результаты эмпирических исследований религии и явлений религиозной жизни, полученных в результате наблюдения, описания, сравнения, классификации, понимания и интерпретации религиозных фактов прошлого и настоящего во всех формах их проявления. Как эмпирическая наука она основана на материале, полученном в результате наблюдений, опыта и исторических источников. Она занимается эмпирическим изучением, систематизацией и обобщением фактов религиозной жизни путем установления их происхождения, развития, угасания, функций, смысла и значения.

Предметом научных исследований религиоведения является человеческий аспект религиозных фактов, то есть эта наука изучает религиозные верования, культовые формы и социальную структуру религии как выражение человеческих представлений и форм человеческого поведения. Из определения религии, интерпретируемой как жизненное отношение человека к трансцендентной сверхприродной реальности, следует, что религия обладает субъективным аспектом, связанным с бытием и существованием человека, и объективной ценностью, которую выражает sacrum (который может быть понимаем по-разному, в зависимости от религии – Бог, Высшее Существо, божества, духи, предки, нумитическая сила).

Религиоведение изучает факты религиозной жизни с позиций субъекта и не высказывается о факте существования трансцендентного объекта религиозных верований. Являясь гуманитарной наукой, религиоведение относится к религии как к сфере культуры, которая может быть объяснена и интерпретирована путем разумного познания. Таким образом, речь идет о рациональном познании и понимании религии, а не о выражении суждения об истинности или нормативности данной религии, как то имеет место в случае догматического и оснóвного богословия. Используемые в религиоведении эмпирические методы исследования не дают права этим наукам ни ставить под сомнение исключительный характер той или иной религии (например, христианства), ни провозглашать религиозный релятивизм, исповедующий равенство всех религий.

Религиоведение ищет взаимосвязи между религией и различными областями культуры (экономика, социальная жизнь, духовная культура, идеология, политика, мораль, наука, искусство). В область интересов религиоведения входят также различные аспекты религиозной жизни человека в их взаимосвязи (доктрина, культ, ритуалы, религиозные организации, переживания, религиозные установки). Кроме того, эта наука изучает явления родственные религиозным, такие как новые религиозные движения и секты, спиритизм, астрология, оккультизм, Новая Эра (New Age).

Религиоведение получило статус самостоятельной научной дисциплины во второй половине XIX века. Это произошло под влиянием четырех причин: существование необходимо количества фактов; институализация, то есть вычленение организационных форм (возникновение исследовательских центров – кафедр, появление периодических научных изданий, возникновение обществ и проведения религиоведческих конгрессов); формирование соответствующего набора качественных техник и методов исследования; существование теоретической и философско-мировоззренческой базы.

Истоки религиоведческих исследований необходимо искать в традиции Просвещения (XVIII век) и в сравнительной мифологии (первая половина XIX века). Религиоведение как самостоятельная научная дисциплина возникло благодаря трудам таких ученых как Фридрих Макс Мюллер, Корнелис Петрус Тиль (1930-1902), Пьер Даниэль Шантепье де ля Суассе (1848-1920). В религиоведении выделяется два периода: классический (до 1945 года) и современный (после 1945 года). Предметом изучения религиоведов классического периода были религии первобытных народов, религии античного мира, архаические религии и классические формы мировых религий. В этот период религиоведы занимались в первую очередь изучением происхождения и развития религии, а затем ее природы и сущности.

После 1945 года возросло число профессиональных исследователей, занявшихся изучением религии, исследовательских подходов и религиоведческих кафедр, научных и научно-популярных религиоведческих публикаций, а также национальных и международных конференций и симпозиумов, посвященных религии. Важным событием было создание в 1950 году на VII международном конгрессе религиоведов в Амстердаме Международного Общества Религиоведов (The International Association for the History of Religions – IAHR). Это общество организовывает международные религиоведческие конгрессы и конференции, а также занимается издательской деятельностью. Внешнему развитию религиоведения сопутствует внутренняя дифференциация религиоведческих исследований: методологический и теоретический плюрализм, обращение к различным парадигмам мышления, подходам и методам исследования, развивающаяся специализация, отход от генерализации и теорий широкого спектра, интер- и мультидисциплинарные подходы.

В настоящее время достигнута большая концентрация конкретных фактографических данных, касающихся всех религиозных традиций. Причем, научные интересы религиоведов концентрируются главным образом на религиозной ситуации современных индустриальных обществ и развивающихся стран, истории новых религиозных движений и сект, а также великих мировых религий.

В настоящее время религиоведы обладают многочисленными специализированными подходами и методами исследования, такими как филологическо- исторический, сравнительный, феноменологическо- герменевтический, типологический, функциональный, структурный, семиотический, социологический, психологический, антропологический, географический. В религиоведческих исследованиях эти методы не исключают, но дополняют друг друга. Характерной чертой современных исследований религиозных явлений является их тесная взаимосвязь с данными биологических, этнических, географических, экономических, социальных, политических наук и культурологии. Заинтересованность исследователей сместилась от изучения происхождения и сущности религии к изучению ее функций, структуры и значения в личной и социальной жизни людей.

Ввиду сложного характера религиозных явлений и развивающейся специализации религиоведение слагается из ряда отдельных дисциплин, которые занимаются изучением явлений религиозной жизни с различных точек зрения. К числу таких гуманитарных наук принадлежат история религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, этнология/антропология религии, география религии.

 

Перевод: А. Доброера

Наука и религия в духовном возрождении общества, Киев, 2006г

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: