Рождественские картины: свидетельства о грядущем спасении мира

В категориях: Наставь и научи


Карев А. В

 

 

Первая картина: Иосиф и Мария Евангелие Луки (1, 26-27).

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет».

«Назарет» означает «цветок», вернее «цветник». Маленький городок, утопавший в цветах, не упоминаемый нигде в Ветхом Завете, но ставший таким знаменитым, потому что по великим планам Божиим он стал «городом Христа», в котором Он прожил почти тридцать лет.

В этом городке жило несколько весьма благочестивых семей. Такие семьи рассеяны по всем частям Палестины, в то время, как основная масса народа была погружена в глубокий духовный сон.

Вспомним дни царя Ахава и Иезавели, семь тысяч не преклонивших колен пред Ваалом. Кто же были эти благочестивые в Назарете? Это были плотник Иосиф, затем одна замечательная семья — Иоаким и Анна и их чудесная дочь Мария, эта поистине «жемчужина Назарета».

Плотник Иосиф и Мария были помолвлены. Оба — и Иосиф, и Мария — были потомками царя Давида, значит высокого происхождения. Но теперь они были бедны и носили только один венец, венец великого благочестия.

Однажды в этом городке совершилось великое событие, но об этом событии знала только одна душа. Марии явился Ангел Гавриил, посланный Богом, и сказал ей слова, весьма ее смутившие: «...радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. ...не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказал Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим; вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Тогда Мария сказала: се, раба Господня, — да будет мне по слову твоему». И отошел от нее Ангел» — Лк. 1, 28-38.

Исполненная глубочайшей радости, Мария решила не говорить никому в Назарете о явлении ей ангела и о том, что ей было сказано им. Она решила не говорить об этом даже Иосифу.

Но она думала о своей родственнице Елисавете, о которой услышала такую новость от ангела. И она решила посетить ее и сказать ей о всем случившемся.

«Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин».

И вот она в доме Захарии и Елисаветы. Мария поведала обо всем Елисавете. И Елисавета, выслушав рассказ Марии, «исполнилась Святого Духа» и воскликнула громким голосом, и сказала: «...благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем; и блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» — Лк. 1, 42-45. И после этого в доме Елисаветы раздается знаменитый гимн Марии, именуемый по-латински «магнификатом». Этот гимн Марии исполнялся и исполняется тысячами хоров разных христианских церквей мира.

Мария провела в доме Елисаветы около трех месяцев. Какие это были благословенные дни! Престарелая Елисавета с белыми, как лунь, волосами и юная Мария, полная здоровья и силы, но обе готовятся стать матерями великих мужей: одна — матерью Предтечи Господа, Иоанна, другая — матерью Мессии, Христа. Обе полны веры, надежды и любви.

После этих благословенных и полных радости трех месяцев Мария возвратилась домой, в Назарет. И здесь наступают для нее дни великого испытания. Она должна была поведать свою тайну Иосифу. Но Иосиф отнесся к ее рассказу с подозрением. При всей своей глубокой вере этот праведник был полн сомнения. «Иосиф же ... будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее» — Мф. 1, 19. Какие скорбные дни переживали оба: и Иосиф, и Мария!

Но Господь пришел на помощь обоим — верным и преданным детям Своим. Мы читаем Мф. 1, 20-24: «Но когда он (Иосиф) помыслил это, — се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве при- имет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою». Так Господь развязывает сложные, а порой особенно сложные узлы нашей земной жизни.

Вторая картина: Младенец Иисус в яслях Вифлеема Лк. 2, 1-21

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле».

В книге Притчей Соломона 21, 1 сказано: «Сердце царя в руке Господа... куда захочет, Он направляет его». Повеление кесаря Августа о переписи было от Господа. Результатом этого повеления было то, что все жители Палестины пошли записываться — каждый в свой город.

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». Так через повеление кесаря Августа о переписи Господь исполнил Свое пророчество, данное через пророка Михея о том, что Мессия, Христос родится в Вифлееме, хотя Иосиф и Мария жили далеко от Вифлеема — в Назарете. «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» — Мих. 5, 2.

Путь из Назарета в Вифлеем был не только дальний, но и трудный. Два раза нужно было Иосифу и Марии переходить горы: во-первых, Самарийские горы, во-вторых, Иудейские горы, да и Вифлеем находился на вершине высокой горы. После долгого и трудного пути Иосиф и Мария прибыли, наконец, в Вифлеем. Какими усталыми должны были они чувствовать себя, особенно Мария. Но их ожидало новое затруднение. Вифлеем был полон пришельцев. Для Марии наступило время родить, а места в гостинице не оказалось. Что делать? Был только один выход из трудного положения: разместиться в пещере, где помещался скот.

«И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли». Так родился Спаситель мира Христос. И мы вспоминаем, смотря на божественного Младенца в яслях, слова из 2 Кор. 8, 9: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою».

И эти слова относятся не только к рождению в Вифлееме, но и ко всей земной жизни нашего Спасителя. Для Него часто не находилось места. Вспомним Его слова: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» — Мф. 8, 20.

Из пещеры, где родился Спаситель Мира, Евангелие переносит нас на поле к пастухам, содержащим ночную стражу у стада своего. Здесь мы видим этих пастухов — бедных материальными средствами, бедных знаниями, но богатых живой верой в Господа своего.

Вот они греются у разведенного костра. Они знают пророчества Библии о пришествии Мессии. Души их жаждут пришествия долгожданного Мессии. Может быть, они много раз беседовали на этом поле о Его пришествии. А в эту ночь их мысли особенно заняты Им, Мессией.

Здесь, на поле, у костра мы как бы слышим их разговор. Вот один из них задает вопрос другим: «А как придет Мессия? Он придет, наверное, как славный, могущественный Царь»... «Нет!» — слышим мы голос другого пастуха. «Разве ты забыл, что пророк говорит: «Се, дева во чреве приимет, и родит Сына»... Он должен родиться, непременно родиться, согласно пророчеству!» «Да, это верно, — говорит третий, — но колыбель Его будет, наверное, полна сияния славы и величия»...

И вдруг во время этой тихой беседы засиял свет с неба и озарил все поле. Звезды при этом свете поблекли... И они увидели перед собой ангела и исполнились великим страхом. Но ангел сказал им: «...не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Это была самая радостная весть, какую когда-либо слышало человечество.

Ангел продолжал свою весть: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пока ангел говорил — свет становился все ярче. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». И после этого ангелы отошли на небо. Все пришло в прежний вид: снова глубокая тишина; снова сияют звезды на темном небе. А «пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».

Евангелие говорит о нашем Спасителе в Флп. 2, 7: «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

«И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели». О, пусть этой славой и хвалой исполнятся и наши сердца, созерцающие дивного Младенца Иисуса в яслях!

Третья картина: Младенец Иисус на руках Симеона Лк. 2, 22-39

Перед нами Иерусалимский храм. Его стены сооружены из белого мрамора. Его фасад и крыша покрыты золотом. Он был прекрасен и в дни царя Соломона, но еще более прекрасным был он в дни земной жизни Иисуса Христа.

Какие торжественные богослужения совершались в нем в дни больших праздников! Далеко были слышны звуки серебряных труб, которыми начинались богослужения. Как величественно пел хор, состоявший из нескольких сот лучших голосов. Особенно торжественно звучал Псалом 135: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его»! Кроме богослужений, в Иерусалимском храме приносились Господу ежедневные жертвы. Этими жертвами были тельцы, агнцы и горлицы, то есть голуби, а также бескровные жертвы, так называемое «хлебное приношение».

Огонь на жертвеннике, который находился во дворе храма, не угасал никогда, как и повелел Господь через Моисея: «Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает» — Лев. 6, 13. Кроме богослужений и жертвоприношений, в Иерусалимском храме совершались еще посвящения Господу первородных сыновей. Повеление Господне в Ветхом Завете гласило: «.отдавай Мне первенца из сынов твоих» — Исх. 22, 29. А порядок посвящения всего первородного мужеского пола указан в книге Левит 12, 1-8. Посвящение первородного сына Господу совершалось через сорок дней после его рождения.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» — Лк. 2, 22, то есть чтобы посвятить Младенца Иисуса Господу, а также, «чтобы принести в жертву, по речен- ному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».

Представим себе Иосифа и Марию, направляющихся в Иерусалим со своим Младенцем Иисусом. Рано утром, при восходе солнца они вышли из Вифлеема. Путь их лежал мимо могилы Рахили, любимой жены Иакова. Вскоре вдали показались два величественных здания — Иерусалимский храм и дворец царя Ирода. Оба блестели на солнце золотом своих крыш и стен. Вот они в Иерусалиме и направляются к храму. Во дворе храма они отдают священнику свою жертву — двух горлиц. Они слишком бедны, чтобы принести в жертву агнца. Затем они подходят к другому священнику и кладут ему на руки своего Младенца. Священник задает вопрос Марии: «Это твой первородный Сын?» Мария отвечает: «Да, это мой первородный Сын!» Священник продолжает: «Все первородное принадлежит Господу!» И затем священник напоминает Иосифу и Марии закон о выкупе первенцев: «Первенец из людей должен быть выкуплен. А выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра» — Лев. 18, 15-16.

Иосиф дает стоящему рядом со священником левиту положенные пять сиклей серебра, и выкупленный Младенец Иисус лежит снова на руках матери.

О, если бы знали священники и левиты, служившие в этот день в храме, Кто Этот Младенец, то они устроили бы Ему торжественное хоровое пение со словами из книги Исаии 9, 6: «Младенец родился нам; Сын дан нам; Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

Но если священники не знали, Кого они посвятили в этот день Господу, то две души воздали Младенцу Христу хвалу и славу, которой Он был достоин. Карев А. В. Доктрины Библии. Это Симеон и Анна, дочь Фануилова.

Предание говорит, что Симеону было более ста лет. Несмотря на свой такой преклонный возраст, он часто бывал в храме, но в этот день он почувствовал особое побуждение Духа Святого пойти в храм. И когда он увидел Младенца Иисуса, после того, как над Ним был совершен законный обряд, Дух Святой сказал ему, что Это Мессия — Христос, о Котором ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

Симеон взял Младенца Иисуса на руки и произнес замечательные слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего».

Да, во Христе мы имеем: спасение для всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Господнего.

Затем Симеон обратился к Марии и сказал ей: «.се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Недалеко от места, где были сказаны эти пророческие слова, совершилось и исполнение их. На холме Голгофы, недалеко от Иерусалимского храма, через тридцать с небольшим лет раздались удары молотка, которым прибивали гвоздями руки и ноги Христа ко кресту.

И когда мы представляем себе эту ужасающую картину страданий нашего Господа, то должны отдавать себе отчет, что эти большие гвозди вонзились не только в руки и ноги Христа, но они вонзились и в душу матери Его, Марии. Так исполнилось пророчество Симеона.

Но вот перед нами другая душа, прославившая Младенца Иисуса во дворе Иерусалимского храма. Это престарелая Анна. Ей восемьдесят четыре года. Она вдова с молодых лет. Но она была благочестивейшей женщиной в своем народе. Она не отходила от храма, то есть с первыми лучами восходящего солнца приходила в храм и с последними лучами заходящего солнца уходила из него к себе домой.

Она присоединила свою хвалу к хвале и славословию Симеона. Она «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Какой духовной красоты исполнены эти два глубоких старца — Симеон и Анна! Как они оба с белыми, как снег, волосами, опираясь на свои посохи, с юношеским пылом служили своему Господу! При всей дряхлости своего старческого тела они были «сочны и свежи» душой!

О, если бы все старцы и старицы в наших церквах были похожи на них!

 

Карев А. В. Доктрины Библии.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: