Церковная дисциплина

В категориях: Общество, Церковь и власть


Др. Марк Дэвер, Пол Александер

Дисциплина, по определению, не самое приятное слово. Оно немного напоминает брюссельскую капусту: мы знаем, что должны любить её, но к её вкусу необходимо привыкнуть. Вне зависимости от того, относится дисциплина к исправлению других или к контролю над собой, она всегда кажется нам чересчур строгой — слишком старой в мире, пропитанном духом свободы. Однако Писание не только описывает примеры, но и заповедует нам применять методы церковной дисциплины — наказания. И если мы хотим построить здоровую церковь, то должны быть готовы использовать её.

Формирующая и исправляющая роль церковной дисциплины

Если бы мы сравнили дисциплину в теле Христовом с дисциплиной физического тела, то формирующая дисциплина была бы похожей на правильное питание и физические упражнения, а исправляющая дисциплина уподобилась бы операционному вмешательству. Формирующая дисциплина показывает, как церковь достигает определённой формы, остаётся в форме и растёт. Поэтому примерами формирующей дисциплины могут быть проповедь, обучение, наставничество, изучение Библии в малых группах и общие богослужения. Именно эти виды деятельности формируют тенденции нашего роста и наделяют нас силой для труда — и лично, и как церковь. Они помогают нам предотвратить риск появления лжеучений, публичных скандалов, завистливости и множества других духовных болезней; они даже могут сделать поместную церковь более привлекательной для внешнего общества.

Исправляющая дисциплина подобна хирургическому вмешательству: она исправляет то, что в теле функционирует неправильно, чтобы предотвратить развитие более серьёзных болезней. Примерами исправляющей дисциплины — наказания — могут быть обличение, увещание и отлучение (удаление из церковных списков и запрет на участие в Вечере Господней).

При помощи наказания исправляются более серьёзные ошибки, совершаемые членами церкви в учении и образе жизни. Эта глава, в основном, будет посвящена применению исправляющей дисциплины — наказаний.

Пренебрежение наказаниями может иметь фатальные последствия для церкви. Никому не понравится оказаться на операционном столе под ножом. Но иногда именно нож может спасти вам жизнь. Перспектива стать объектом церковного наказания, — особенно публичного, — редко приносит радость. Но нераскаянный грех и те, кто лелеет его, подобны раковой опухоли, которую необходимо удалить, если тело хочет быть здоровым и активно трудиться. Большинство из нас могут вспомнить как минимум одну церковь, свидетельство которой было запятнано из-за пренебрежения к наказанию нераскаявшегося члена, согрешившего публичным, скандальным образом. Отношения взаимной подотчётности могут помочь в предотвращении подобных трагедий, а исключение нераскаявшегося члена из церкви может принести много пользы и возместить понесённые нами потери.

Профилактическая функция отношений взаимной подотчетности

Вот хорошая новость: исправляющая дисциплина не обязана быть публичной! На самом деле, в здоровой церкви исправляющая дисциплина на частном уровне практикуется практически постоянно. Люди в церкви грешат. Но возрастающий духовно христианин всегда рад, когда в его жизни принимает участие другой христианин с целью взаимного исповедания греха (Иак. 5:16; 1 Иоан. 1:510). Другими словами, именно так в большей степени и происходит духовный рост: через принятие библейского исправления. Вам как пастору просто необходимо быть примером такой смиренной зависимости и побуждать к этому других.

Исповедание грехов друг перед другом заставляет нас вынести свой грех на свет, где в контексте взаимно освящающей дружбы при поддержке друг друга молитвами, Словом и советами с ним можно покончить. Для своего роста греху нужна тьма — ему нужна изоляция, которую люди называют «частной жизнью», и гордая самодостаточность, прикрывающаяся словом «сила». Если эти условия преобладают, грех обильно поливается кислотой стыда, благодаря которой тьма для грешника становится более привлекательной, чем свет. Но когда мы, исповедуя свои грехи, ходим в свете, то начинаем понимать, что мы не одиноки в своей борьбе. Тогда мы принимаем защитные обличения и исправления в любви, как пестициды, убивающие разрушительный и порабощающий потенциал укоренившегося греха.

Когда мы выносим свой грех на свет, исповедуя его в контексте дружеских отношений подотчётности, это помогает предотвратить прогрессирование греха, с которым мы боремся, до позорных размеров. Мудрый пастор будет публично одобрять такие взаимоотношения подотчётности, понимая, что они имеют библейскую основу и являются профилактическими мерами, которые способствуют уменьшению вероятности и частоты проявления греха, и таким образом приносят церкви огромную пользу. Когда грех искореняется в самом зародыше, церкви растут.

Контекст

Однако не каждый грех можно искоренить в самом зародыше. Будь это длительное непосещение или открытый публичный грех, нам, вероятнее всего, рано или поздно придётся столкнуться со случаями публичного применения церковного наказания. Но для того, чтобы наказание было результативным, оно должно осуществляться в контексте значимых духовных отношений и правильно выстроенной структуры руководства.

Прежде чем начнётся фактическое применение исправляющей дисциплины, необходимо восстановить здоровые взаимоотношения между членами церкви. Иисус сказал, что все люди узнают, что мы Его ученики, если будем иметь любовь между собой (Иоан. 13:3435). А Павел сказал, что церковь — это единое тело, «составляемое и соединяемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, [которое] получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:16). Взаимоотношения — это те самые связи, которые поддерживают рост церкви. Церковь должна стать паутиной значимых духовных отношений, в которые люди вовлекают друг друга посредством регулярных духовных бесед, вдохновляющих и освящающих отношений ученичества, взаимной отчётности и малых групп.

Подобное заботливое участие в духовной жизни других должно быть урегулировано позитивным, созидательным образом, прежде чем начнётся применение исправляющей дисциплины. Без таких глубоких проникающих духовных связей исправляющая дисциплина похожа на то, как если бы вы подошли на улице к незнакомому непослушному ребёнку и отшлёпали его. Безусловно, подобное поведение рассматривалось бы как грубое, если не вопиющее нарушение, а не как жёсткое, но ответственное действие, движимое любовью и заботой о духовном благе человека.

Также важно иметь устойчивую структуру руководства, которая не будет прогибаться под давлением ситуации. В этом и заключается одна из наиболее практических причин подготовки нескольких пресвитеров, чтобы внештатные пресвитеры количеством превосходили штатных. Применение публичного исправляющего наказания единственным пастором/пресвитером возможно, но может быть не слишком мудрым решением. Дело в том, что при подобной практике единственный пастор/пресвитер рискует создать отношение «мы против него» — т.е. община против пастора. При такой структуре руководства зачастую бывает сложно избежать мысли (хоть она и ложна) о том, что пастор действует авторитарно или в собственных интересах — и по этой же причине можно оказаться уволенным церковью!

Но если в церкви есть несколько компетентных, утверждённых общиной внештатных пресвитеров, количеством превосходящих вас, но при этом поддерживающих ваше руководство в принимаемых решениях, тогда члены церкви быстрее поверят в то, что принимаемые решения прошли оценку и суждение и других испытанных и достойных доверия людей, кроме вас. Далее, само предложение о наказании будет исходить не от вас, как личности, а от группы пресвитеров. Изнутри этой структуры руководства другие пресвитеры могут посоветовать вам, что сказать, как сказать, когда начинать, а когда — подождать. И наоборот, они смогут (причём совершенно искренне) остановить вас от какого-нибудь глупого поступка или от неверных мотивов даже в чём-то хорошем. Они также смогут принять на себя часть несправедливой критики, а иногда и всю её, в частных беседах, которые обязательно будут иметь место в течение нескольких недель до того, как будет собрано членское собрание, посвящённое вопросу наказания.

Список попечения

Ещё одним способом подготовки общины к применению публичного исправляющего наказания может стать «список попечения», который представляется на членском собрании. Список попечения — это список с упоминанием членов церкви, нуждающихся в конкретной молитве или внимании по различным причинам, многие из которых не связаны с грехом. Упоминание человека в «списке попечения» совсем не означает, что человек одержим нераскаянным грехом. Но суть этого списка заключается в том, чтобы ознакомить общину с необходимостью молиться о любом члене, который допустил нераскаянный или позорный грех, вызвавший публичное нарекание, и побудить членов церкви обратиться к пасторам или пресвитерам частным образом для прояснения ситуации. Сначала устно назовите имя такого человека на членском собрании, прежде чем будете предпринимать шаги к его наказанию. Во время этого первого собрания объясните, почему тот или иной человек оказался в списке попечения, и побудите людей задать вам или пресвитерам вопросы о данной ситуации частным образом в период до следующего членского собрания. Предоставление членам церкви возможности частным образом озвучить свои вопросы может иметь большое влияние на то, как община отреагирует на применение дисциплинарных мер воздействия. Таким образом зачастую можно избежать шока, связанного с наказанием.

Исключение человека из членов церкви

Чтобы помочь людям понять происходящее во время публичного исполнения исправляющего наказания, научите их заранее понимать исключение как удаление человека из членских списков и, что более фундаментально, лишение его возможности участия в хлебопреломлении. Также убедитесь, что члены церкви знают, что по причине поведения исключённого и его нежелания покаяться они должны относиться к нему, как к неверующему. Это не означает, что человек не может посещать церковь. Мы однозначно хотим, чтобы такой человек посещал церковь и еженедельно слышал проповедь Слова, так же, как хотим, чтобы это делал любой неверующий. Это не означает, что мы не должны пытаться убедить исключённого в его нужде в покаянии. Однако это означает, что члены церкви должны избегать совместной трапезы, времяпрепровождения или даже посторонних бесед с такими людьми, создавая у них впечатление, что они не сделали ничего дурного (см. 1 Кор. 5:913).

В руководимой пресвитерами общине само предложение об исключении члена из списков должно, как правило, исходить от пресвитеров (хотя инициатива может исходить и от рядовых членов). Если это предложение будет исходить от нескольких членов церкви, тогда не будет причин откладывать его рассмотрение. Всё, что останется сделать общине, — это проголосовать. Процент голосов, необходимый для принятия решения, будет зависеть от того, как это определено в церковном уставе.

Заключение

Организация работы в церкви требует огромных усилий. Необходимо быть старательным, бдительным, мудрым и терпеливым. Некоторые, возможно, не поймут, почему вы всё делаете так, как вы делаете. Некоторые могут потерять терпение, когда возникнут сложности с немедленными результатами или когда численный рост не будет достигаться так быстро, как ожидалось. Некоторые могут обидеться, что вы как бы подвергаете сомнению спасение людей, часто повторяя им весть Евангелия. Другие могут уйти из церкви, потому что свойственное Евангелию обличение лишит их покоя или даже разозлит их. Всё это нормально. Зачастую всё это в первые годы работы указывает на верность пастора.

Продолжайте проповедовать. Продолжайте молиться. Продолжайте строить личные отношения. Проявляйте терпение, когда люди забывают, не понимают или обижают вас (2 Тим. 2:24). Продолжайте развивать к ним доверие. Продолжайте верить, что Иисус создаст Свою Церковь силой Своего Слова. Закладывайте основание с терпением и библейской мудростью. Результат того стоит. Этот труд упрочит структурное единство церкви на долгие годы — и вы здорово сэкономите на ремонте.

Но созидание церкви — это также достойный вечности и восхищения труд! Не сдавайтесь! Не позволяйте разочарованию, сомнению или страху перед людьми овладеть вами. Смотрите вперёд! Божьи цели для всей истории человечества вращаются вокруг поместной церкви как видимого телесного проявления Его Сына, Иисуса Христа. Он постановил, чтобы самые важные Его цели и здесь, и на небесах достигались посредством поместной церкви (Ефес. 3:1011). Он пообещал, что Его Церковь не будет побеждена (Матф. 16:18)! Его любовь к Церкви настолько велика, что Павлу пришлось молиться о способности просто понять её величину (Ефес. 3:1719)! Церковь представляет колоссальную важность для Бога. И, как пасторы или руководители церкви, мы имеем привилегию созидать эту Церковь, так горячо любимую Богом, сами повинуясь Евангелию и следуя за Христом (Ефес. 4:1116). Будьте примером благочестия (1 Тим. 4:1216). Будьте сильны и смелы: Божье присутствие, власть и обетования с вами (И. Нав. 1:18). «Ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё» (2 Тим. 4:5).

 

Др. Марк Дэвер, Пол Александер, Продуманное созидание церкви

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: