Евангельское христианское образование: его уникальные возможности и проблемы

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Ростислав Ткаченко

Размышления о некоторых перспективах украинского евангельского христианского образования в настоящем и будущем (religion.in.ua)

Вот и наступил новый год, и никакого конца света в декабре не произошло. А раз так, то значит можно – и даже нужно! – задумываться о будущем, строить планы, мечтать и, конечно же, плодотворно трудиться ради осуществления своих задумок. Причём нужно задумываться не только о своих личных делах, но и об определённых коллективных задачах типа «res publica» (общее дело) или «cosa nostra» (наше дело). Одной из таких задач для ряда людей является христианское образование или, если говорить конкретнее, евангельское христианское образование. Именно о нём и о его возможном будущем хотелось бы немного поразмышлять.

1. Есть возможность предоставлять уникальные образовательные услуги

Сегодня следует отдать должное позитивным моментам в евангельском христианском образовании. Такие моменты есть, и их необходимо использовать и развивать. Ведь, хотя диплом обычного евангельского образовательного учреждения и не признается украинским государством, тот формат обучения и то содержание программ, которое могут предложить христианские вузы, являются действительно уникальными. В принципе, ни один светский вуз не может дать то, что дают христианские семинарии и институты. Среди этих «уникальностей» я бы назвал следующие:

— максимально целостное – т.е. интеллектуальное и духовное – образование: изучение богословия или психологии в евангельском вузе обычно предполагает не только «книжно-тетрадное» обучение, но и духовные мероприятия (богослужения, молитвенные группы, дискуссионные клубы по изучению Библии и т.п.), а также обязательную «практику» в церковной среде и/или социальное служение и участие в благотворительных проектах;

— максимально дружелюбная и в то же время академическая атмосфера: то, что все трудящиеся и учащиеся в евангельском учебном заведении являются практикующими христианами накладывает отпечаток на их поведение и отношения, и, следовательно, весь процесс обучения становится менее бюрократизированным и более реляционным (т.е. построенным на человечных человеческих отношениях) и «приветливым» (т.е. user-friendly, как говорят американцы). Кроме того, большинство евангельских семинарий и институтов построены по модели англо-саксонских вузов с их «кэмпусным» устройством, в котором все основные корпусы учебного заведения объединены в одну частично закрытую территорию. На одной сравнительно небольшой территории находятся общежитие, учебный корпус, библиотека, спортплощадка и т.д. А самое главное, большинство сотрудников и студентов живут вместе в этом «студгородке» и, соответственно, могут беспрепятственно друг с другом общаться и с лёгкостью иметь доступ к учебным материалам или даже получить индивидуальную консультацию у преподавателей, что создаёт действительно благотворную для учебного процесса атмосферу;

— максимально личностный подход к студентам: ввиду того, что (а) количество студентов в христианских учебных заведениях на порядок ниже, чем в светских вузах, (б) а духовно-нравственный уровень всех членов студенческого (и не только) сообщества на порядок выше, евангельская образовательная система может предлагать действительно личностный подход. Он может включать как внимание к каждому отдельно взятому студенту в целом, так и предоставление специфической духовной и психологической помощи;

— «христианский академизм» и научно-богословский дискурс: под первым подразумевается наличие или, как минимум, стремление соответствовать высоким научным (чаще всего, западным) стандартам в организации учебного процесса и преподавании библейско-богословских дисциплин; под вторым же имеется в виду постоянное проведение содержательных дискуссий, лекций и в широком смысле исследований в сфере библейской экзегетики, богословской герменевтики, христианской догматики, истории церкви, сравнительного богословия и целого ряда других дисциплин. Обе эти черты присущи именно христианскому богословскому образованию вообще и евангельскому богословскому образованию в частности.

Если добавить к этим действительно имеющим место характеристикам протестантских вузов задачу приобрести или выработать ещё несколько прекрасных черт, то евангельское образование может шагнуть на новую ступень востребованности. Во-первых, было бы замечательно, если бы вузы стремились к постоянному качественному улучшению предлагаемого интеллектуального (лекции, материалы, конференции) и духовного (духовно-нравственное воспитание, психологическая помощь) продукта. Это крайне важно, потому что подлинное качество востребовано практически всегда, и без него сложно претендовать на что-либо стóящее. Во-вторых, необходимо, чтобы евангельские вузы взяли на вооружение и сделали частью своей образовательной политики систематическую помощь в трудоустройстве своих выпускников или в их дальнейшем обучении. Эта помощь могла бы выражаться в виде дачи рекомендаций, финансовой поддержке, обеспечении связи с возможными работодателями, предоставлении рабочих мест особо успешным выпускникам и пр. И хотя и первое, и второе высказанное мной пожелание воплощается в некоторых учебных заведениях, необходимо сделать эти возникающие тенденции фундаментальными принципами евангельского богословского образования.

2. Стóит разрабатывать альтернативные и инновационные богословские образовательные проекты

Также необходимо отметить, что есть возможность – и даже необходимость! – разрабатывать и предлагать новые образовательные программы и научные проекты, которые имели бы инновационную направленность. В частности, можно среди таких возможных проектов назвать следующие перспективные направления развития евангельского богословского образования.

(А) Запуск «комбинированных» светских программ вместе с государственными или частными, но признанными государством, вузами. Уже несколько христианских школ движутся в этом направлении: Львовская богословская семинария (ЛБС, пятидесятническая школа) совместно с Национальным педагогическим университетом (НПУ) им. Драгоманова предлагает экономическое и педагогическое образование бакалаврского уровня; Киевский христианский университет (КХУ, баптистская школа) совместно с Колледжем Киевского университета рыночных отношений (УКРО) открыл программы по менеджменту, финансам и правоведению, а Донецкий христианский университет (ДХУ, межконфессиональный евангельский вуз) совместно с Макеевским экономико-гуманитарным институтом (МЭГИ) предлагает филологическое образование бакалаврского уровня. Такой комбинированный подход позволяет студентам получать обычное светское образование на, как это сформулировали в ДХУ, «территории веры», т.е. в христианской среде. Дальнейшая разработка и развитие такого рода программ является перспективным направлением, поскольку оно даёт возможность обучать не «профессиональных христиан», а профессионалов-христиан, которые имели бы хорошего уровня специальное образование, достаточную квалификацию и ряд профессиональных навыков, но изюминкой в их обучении был бы духовно-нравственный стержень христианского мировоззрения.

(Б) Запуск комбинированных богословских и полубогословских программ. Под такими программами следует понимать образовательные проекты, основой которых был бы библейско-богословский блок предметов, а стенами и крышей являлись бы более специализированные предметы, которые позволяли студенту приобрести базовые профессиональные навыки в определённой сфере. Такого рода программы уже появились, и они, на мой взгляд, имеют перспективное будущее. В частности те же КХУ и ДХУ предлагают курсы по «Христианской журналистике», а Украинская евангельская семинария богословия (УЕСБ) в г. Киеве открыла магистратуру в сфере преобразующего/трансформационного лидерства. Такие проекты нужны, так как христианская церковь и многие парацерковные организации нуждаются не просто в теологах и не просто в журналистах, пресс-атташе, администраторах и т.п. Им нужны профессионалы и хоть немного богословы «в одном флаконе», ведь богослов без навыков журналиста – ещё не журналист, а журналист-христианин без базовых знаний богословия – ещё не христианский журналист. Точно так же и профессиональный администратор – ещё не лидер в христианской среде, а профессиональные педагог – ещё не преподаватель Библии и теологии. Современным церквам и многим другим учреждениям действительно нужны люди с богословскими знаниями и профессиональными умениями, которые были бы в состоянии решать разнообразные задачи и делали бы это действительно хорошо. В числе таких специалистов, которых на самом деле не хватает церквам, миссиям, благотворительным организациям и реабилитационным центрам следует назвать следующие «комбинированные» специализации:

христианская журналистика,

межкультурная коммуникация / миссиология,

социология / миссиология или социология / христианское лидерство

администрирование в неприбыльных организациях / христианское лидерство,

бизнес и менеджмент / христианское лидерство,

видео- и аудио-режиссура / христианское лидерство,

искусствоведение или культурология / богословие,

филология или основы переводческого дела / богословие,

психология / христианское лидерство,

психология / душепопечение,

педагогика / богословие,

др.

(В) Развитие или запуск просветительских и научно-богословских проектов. Даже не смотря на условную нелегитимность своей образовательной деятельности, евангельские вузы призваны оправдывать своё обобщенное наименование – «евангельские» – и нести свет Благой Вести в массы. Причём, речь идёт не о пропаганде или нравоучительных проповедях, а об открытом и адекватном представлении евангельского сообщества и протестантского богословия. Под таким представлением следует понимать как разработку специальных, актуальных, современных и притом высококачественных образовательных программ в сфере евангельского, баптистского и/или пятидесятнического богословия, так и регулярное участие в научных конференциях и образовательных мероприятиях, публикации хорошего качества научных статей, издание монографий и энциклопедий и т.д. Ведь хотя продвижение в этом направлении всё-таки имеется, только малое число евангельских богословов и «академиков» публикуются и становятся известными широкой аудитории. Но для того, чтобы богословие занимало ведущее место в общеукраинском научном дискурсе, крайне необходимо, чтобы это богословие было. И после семидесяти лет марксизма-ленинизма и двадцати лет неразберихи нельзя рассчитывать на то, что богословский дискурс появится сам собой. Его нужно создавать и развивать, а для этого надо писáть, объяснять, дискутировать и провозглашать. Ведь у литургически ориентированного древнего христианского принципа lex orandi - lex credendi (правило молитвы – правило веры) есть и продолжение – lex proclamandi (правило провозглашения). Молитва порождает веру и понимание, однако эта вера и её интеллектуальный плод должны быть озвучены во всеуслышание. Поэтому евангельские вузы должны стать кузницей научных и научно-популярных трудов, посвящённых богословию в целом и евангельскому (баптистскому, пятидесятническому, адвентистскому и т.д.) украинскому богословию, в частности. Кто ещё должен это делать, если не богословские учебные заведения? Именно в их недрах должна формироваться христианская мысль, ведь, как сказал Теодор Гесбург (Theodore M. Hesburgh): «Университет – это то место, где Церковь думает». Поэтому крайне важно, чтобы богословские образовательные программы, уже наличествующие практически во всех серьёзных евангельских учебных заведениях, продолжали развиваться и становиться всё более качественными и научными. Но при этом и их научность, и их качественность должны находить отображение и вне стен этих вузов – т.е. на бумаге и в виртульном пространстве – в публикациях и разного рода научно-просветительских проектах.

В целом, настоящая ситуация такова, что евангельское христианское образование испытывает ряд трудностей, одной из которых является непризнанность государством. Однако, не смотря на это, перед ним открыты многие возможности и также, что логично, стоят достаточно сложные задачи. Все эти возможности и задачи можно было бы кратко обобщить следующим образом: евангельское богословское образование должно шагнуть на новый качественный уровень путём улучшения уже имеющихся и разработкой новых образовательных программ, которые бы характеризовались высоким научным уровнем, специализированностью и максимальной ориентированностью на целостное духовное, нравственное и интеллектуальное воспитание студентов. Также крайне важно, чтобы евангельские вузы стали научными институтами, где бы проводились исследования и формировалось современное евангельское богословие, которое бы могло впоследствии шагнуть в широкий университетский контекст и участвовать в различных теологических, философских и религиоведческих дискуссиях.

Об авторе

Ростислав Ткаченко, Th.M., преподаватель Донецкого христианского университета. Магистр богословия и религиоведения в области исторического богословия (2011, Th.M.).

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: