Соломон как наследник и преемник Давида

В категориях: Трудные места

 В.Я. Канатуш 

 

Я хотел бы начать с отрывка, позаимствованного из книги «День за днем с Ветхим Заветом», под ред. К. И. Хоккинга и М. Хорлокка. «В течение последних превратных лет Давида Бог контролировал ситуацию для того, чтобы утвердить Своего человека в Свое время на престол Давида. Этот престол был предназначен только тому, кому он был обещан в клятве его отцу (3Цар. 1:13,17,20) в соответствии со словом Господа (1 Пар. 22:9). Это еще более примечательно в свете всех козней, чтобы показать, что могло быть по-другому.

Три претендента на царский трон Давида были убраны через смерть. Царем не должен стать ни плотский, избалованный, необузданный Амнон (2Цар. 13), ни честолюбивый, самоуверенный, гордый Авессалом (2 Цар. 15), ни Адония, чье корыстолюбие, эгоизм и жажда власти подчеркнуты в 1-2 главах 3 Царств. Его хорошо составленный и приведенный в исполнение заговор (1:5-10) был противопоставлен контрплану Нафана (стт. 11-14), который успешно привели в исполнение Вирсавия (стт. 15-21) и Нафан (стт. 22-27). Наконец, кандидат Господень был определен частным образом (стт. 28-31) и публично (стт. 32-40).

Двор царя и страна одинаково поддержали назначение Соломона (стт. 34,39). И это несмотря на тот факт, что во всех интригах Соломон не отстаивал свое требование и лично не способствовал своему выдвижению. Имя Соломона звучит только в устах других людей, а не его самого (ср. 1:10) и притом часто. Обетование Божие и клятва его отца были достаточными для него» (с. 165, изд. ХБИФ, Ровно, 1998).

Итак, Давид любил Вирсавию, и она родила ему четырех славных сыновей (2Цар. 5:14; 1Пар. 3:5). Через двух из них прошла царская родословная Иисуса: через Соломона — по линии Иосифа (Мф. 1:6) и через Нафана — по линии Марии (Лук. 3:31). Давид клялся Вирсавии перед Богом, что ее сын Соломон будет царствовать после него; Господь благословил его выбор (3Цар. 1:29-30). Перед отшествием с земли Давид исполнил свою клятву: юный Соломон был публично помазан в цари священником Садоком и пророком Нафаном и провозглашен владыкой над всем Израилем (3Цар. 1:11-40). Незадолго до своей смерти Давид призвал к себе юного Соломона и завещал ему соблюдать правду Божию в личной жизни и в управлении страной, а также дал наказ о Храме (3Цар. 2:1-6).

Теперь обратим наше внимание на личность царя Соломона и на то дело, которое он сделал.

Само имя Соломон (по-еврейски «Шалом» или «Шломо») означает: «мирный», «богатый миром». Его царствование над Израилем в течение сорока лет было ознаменовано обилием мира и благоденствия народа. В этом смысле Соломон — ярчайший прообраз Христа-Царя, а его мирное царствование в полноте благословения — прообраз Тысячелетнего Царства на этой земле (Отк. 20:4-5; Пс. 71). Имя «Соломон» родители дали ему согласно пророчеству Нафана в знак возвращения их душам мира и милости Божией и в ознаменование его мирного царствования в противоположность воинственному царствованию Давида (1Пар. 22:8-10). Соломон, так сказать, был живым паматником примирения Давида и Вирсавии с Богом. Господь возлюбил новорожденного и послал пророка Нафана сказать, что Он дает ему имя Иедидиа — «возлюбленный Богом» или «друг Божий» (2Цар. 12:24-25). «Соломон» было его официальным именем, а в кругу семьи он был «Иедидиа».

О детстве и юности Соломона в Писании нет прямого свидетельства, но мы можем судить о них, читая книгу Притчей или торжественное завещание Давида Соломону, когда Соломон помазывался на царство (3Цар. 2:1-4; 1Пар. 29:19). Нет сомнения, что Давид и Вирсавия готовили сына на царский престол с детства и обучали его всем наукам и всей тогдашней премудрости у лучших учителей своего времени.

Вскоре после того, как Давид почил и Соломон заступил на царство, он осуществил заветную мечту отца относительно построения Храма (о чем сказано далее). Он также исполнил его завещание относительно Иоава, Семея и уладил другие свои дела по утверждению на престоле. Затем, во время одного из торжественных собраний, Соломон пошел в Гаваон, где находилась тогда святыня Израиля и где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный еще Моисеем в пустыне, и на этом жертвеннике принес Господу тысячу всесожжений. В ту же ночь ему во сне явился Господь и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2Пар. 1:7). Соломон был молод и неопытен как царь, и потому с чувством глубочайшего смирения попросил у Господа мудрости для управления страной, вверенной его попечению. «Так как ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить; ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?» (2Пар. 1:8-11).

Просьбу Соломона Бог удовлетворил в большей мере, чем он просил.  Господь сказал: «За то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы, и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе; а богатство и имение Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя» (2Пар. 1:11-12). Насколько возвышенны были прошения Соломона, настолько величествен был и ответ Божий: Соломон получает сердце мудрое и разумное, подобного которому на земле не было, а впридачу — богатство, славу и великое благоденствие. «И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, — сказал Он ему, — Я продолжу и дни твои» (3Цар. 3:14).

Возвратившись в Иерусалим, Соломон пред Ковчегом Завета приносит Господу благодарственные жертвы и делает большой пир для народа.

Только у такого благочестивого и одаренного человека, как Давид, мог родиться мудрый и талантливый наследник престола. Священное Писание сообщает: «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростию. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (3Цар. 10:23-24). Ум Соломона обладал всеми качествами, на которых зиждется истинная мудрость: здравым суждением, обширной памятью, огромным запасом знаний и умелым применением их на деле. Верное решение спора между двумя женщинами обнаружили в нем редкостную мудрость и исключительное понимание чувств человеческого сердца. В административных делах он проявлял практичность, возбуждавшую к нему глубокое уважение.

Слава о мудрости Соломона пронеслась до краев земли и сделала имя его знаменитым (3Цар. 4:29-34). Эта превосходящая всех и все мудрость царя Соломона является величайшим прообразом Сына Божия, истинной небесной Премудрости (Пр. 8), которая открыла Себя миру в лице Иисуса, мудрейшего из Сынов Человеческих.

Замечательно в жизни Соломона то, что эту данную ему от Бога мудрость и обширный ум он употребил не для возвеличения себя, а для славы Божией. И все Его дары и благословения он использовал не для личных преимуществ, а превратил их в источник благословений народа. Годы его царствования были цветущим периодом в истории Израиля: власть его простиралась от Египта до Евфрата, от моря и до пустыни, «и жили Иуда и Израиль спокойно,.. от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3Цар. 4:24-25). Блестящий период его 40-летнего царствования в последующие времена разделений и унижений запечатлелся в памяти народа, подобно потерянному раю (3Цар. 4:21,25; 2Пар. 30:26). В честь Соломона были названы некоторые памятные места. Например, «водоемы Соломона», «Соломонов притвор» (Ин. 10:23; Деян. 3:11; 5:12). Но одним из наиболее знаменитых и почитаемых во все века мест был «Храм Соломонов», и на нем мы остановимся подробнее.

В.Я. Канатуш, Герои веры Ветхого Завета

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: