Списывать – нехорошо, но только не в России

В категориях: Падая и поднимаясь


Егор Малков

Конец декабря и начало января для студентов означают не только череду праздников, но и очередную сессию. А сдача экзаменов неизменно сопровождается списыванием. Проблема нечестного поведения (cheating), и списывания в частности, получила свое развитие в современной экономической литературе

Списывание действительно серьезная проблема – списывающий ученик/студент получает оценку выше, нежели он заслуживает, что приводит к снижению конкуренции в образовании, подрыву стимулов к обучению, и, в конечном счете, неэффективному функционированию образовательной системы.

В студенческой среде всегда можно найти как честных, так и нечестных людей. Несмотря на все ухищрения преподавателей, придумываются все новые и новые способы списывания: бумажные шпаргалки ушли в прошлое, теперь в ход идут, в основном, современные гаджеты – мобильные телефоны, невидимые наушники и т.д.

Работы, связанные с данной темой, появились довольно давно. Многие авторы задаются весьма интересным исследовательским вопросом: оказывает ли влияние специализация студентов на частоту списывания? Здесь можно столкнуться с достаточно противоречивыми выводами.

Например, в работе Хелен Кляйн, Ненси Левенбург, Мери МакКендалл и Уильяма Мозерселла, опубликованной в 2007 году в Journal of Business Ethics, утверждается, что студенты бизнес-школ списывают чаще других студентов. С другой стороны, статья исследователей Карпентера, Хардинга и Финелли говорит о том, что лидерами по нечестной учебе считаются студенты-бакалавры инженерных специальностей. Тем не менее, самое важное: практически все приходят к выводу о том, что списывание в университете отражается на некачественной и безответственной работе выпускника в дальнейшем.

Майкл Вандехей, Джордж Дикхофф и Эмили ЛаБефф проанализировали долю случаев нечестного поведения в разных видах учебной деятельности в Среднезападном университете в США. Результаты представлены в Таблице 1. Нечестное поведение во время выполнения домашних работ также подразумевает списывание (друг у друга или с готовых решений в учебнике), поскольку официальные домашние работы – это контрольные мероприятия, за которые выставляются индивидуальные оценки. Отсутствие непосредственного контроля со стороны преподавателей приводит к тому, что по данному виду работы фиксируется наибольшее количество нарушений.

Таблица 1. Результаты опросов в Midwestern State University в 1984, 1994 и 2004 годах

 

Нечестное поведение:     1984     1994     2004

На экзаменах     23,70%    23,10%    20,90%

На промежуточных тестах     22,10%    31,30%    31,00%

Во время выполнения домашних работ    34,20%    45,10%    41,60%

Средний уровень нечестного поведения    54,10%    61,20%    57,40%

Каковы основные аспекты списывания? Везде ли в мире списывают одинаково? Интересно обратиться к работам, посвященным межстрановому анализу. Работа Яна Магнуса, Виктора Полтеровича, Дмитрия Данилова и Алексея Савватеева "Отношение к списыванию: межстрановой анализ", опубликованная в 2002 году в The Journal of Economic Education, относится к разряду эмпирических исследований: авторы сравнивают отношение студентов к списыванию в разных странах – России, США, Голландии и Израиле. Анализ проводился на основе данных, полученных в ходе анкетирования учащихся: каждому было предложено оценить по шкале от "-2" до "2" действия трех агентов – списывающего, дающего списать и информатора. Информатор – это тот, кто рассказывает преподавателю о факте нарушения учебной дисциплины. Анкетирование проводилось среди молодых людей с разным уровнем образования: выпускников средних школ, бакалавров (преимущественно экономических факультетов) и аспирантов.

Проведенный эконометрический анализ свидетельствует: гипотеза о том, что студенты внутри каждой страны относятся одинаково к списывающему и информатору, отвергается. Проще говоря, в разных странах к честному и нечестному поведению учеников относятся по-разному. Следовательно, на основе полученных данных можно построить специальный индекс, характеризующий отношение к списыванию. Авторы проделывают эту работу и, в итоге, получают индекс TCI (Tolerance-of-cheating Index). Чем выше значение индекса TCI, тем в большей степени негативно относятся к списыванию в стране. Расчеты для каждой из исследуемых стран привели к следующим выводам:

Отношение студента к списыванию в значительной мере зависит от места его проживания;

Уровень полученного образования является значимым фактором;

Все русские студенты ненавидят информаторов (в среднем они относятся к их деятельности «сильно негативно»);

Гипотеза о том, что чем выше уровень образования студента, тем хуже он относится к списыванию, выполняется для США, Голландии и Израиля, но НЕ для России.

Магнусу и соавторам удалось продемонстрировать существование межстрановых различий в отношении к списыванию: в одних странах списывание не вызывает неприязни у студентов, в других нормой считается деятельность информаторов. Объяснений этому феномену существует много: начиная с типа образовательной системы и заканчивая культурными ценностями. Авторы оставляют причины различий в «толерантности» на втором плане; самым важным было обосновать наличие данного различия.

Причин, по которым студенты списывают, существует целая масса. В 2003 году Юди Шерд, Анджела Карбон и Мартин Дик выявили факторы, влияющие на склонность студентов к нечестному поведению в рамках учебного процесса. В числе основных оказались следующие: недостаток времени, высокий уровень сложности домашних заданий и боязнь получения неудовлетворительной оценки. Последняя причина парадоксальна: ведь если студента поймают на списывании в домашней работе, то он получит наименьшую из возможных оценок – 0, что, конечно же, далеко не дотягивает до уровня «удовлетворительно». Рискофилы, одним словом.

Не менее интересными являются проблема предотвращения списывания и разработка специальных методов борьбы с cheating. Исследования в данном сегменте носят, в основном, прикладной характер. В работе Фелдера "Как остановить списывание (или хотя бы снизить его частоту)?" синтезируются результаты двух различных экспериментов, проведенных в США: в первом из них преподаватели учебного курса в университете N.C. раздали каждому студенту по распечатке, в которой было подробнейшим образом описаны все виды деятельности студента, которые будут считаться за списывание. Далее студентам было предложено дома посмотреть пятнадцатиминутный ролик, в котором студентами-актерами разыгрывались сценки, которые либо относились, либо не относились к списыванию. На основе просмотренного и прочитанного материалов молодым людям предлагалось указать, является ли каждый фрагмент видео списыванием (и подтвердить это цитатой из распечатки).

Для оценки эффективности этой нормы был проведен еще один эксперимент, с помощью которого сравнивалась ситуация до введения вышеописанной практики и, непосредственно, после нее. Исследователи пришли к выводу, что количество случаев нечестного поведения сократилось на 40%. Студентам четко дали понять, что следует считать нечестным поведением. Знание норм и санкций за их нарушение привело к росту порядочности.Фелдер выделяет следующие способы снижения списывания:

Необходимо четко определять, что является списыванием, а также какие виды совместной работы (кооперации студентов) будут считаться нарушением;

Необходимо следовать установленной универсальной университетской процедуре расследования факта списывания (для того, чтобы не допустить увеличения частоты списывания на других курсах);

Необходимо быть честным со студентами (не делать слишком продолжительных по времени экзаменов, исправно проводить office-hours и т.д.).

Хотя эти рекомендации не являются идеальными, если преподаватели возьмут их на вооружение, то уровень списывания можно будет если не искоренить, то сделать его сносным.

opec.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: