Священное Писание – надежная основа для христианского душепопечительства

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

010713_0757_1.jpg

Уэйн А. Мак

ПОЧЕМУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ ОСНОВОЙ ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВА?

Апостол Павел демонстрирует достаточность Божьего Слова во 2-м Послании к Тимофею 3:14-17, называя следующие его качества:

1. Оно священно, или свято (ст. 15). Оно стоит особняком от любых других книг или литературных памятников, оно уникально, оно единственное в своем роде. Никакая другая книга не может сравниться с Библией.

2. Оно может умудрить во спасение (ст. 15). Оно обладает силой производить изменения в людях. Как пишет Джей Адамс: «Библия - это орудие Духа Святого, при помощи которого Он действует в сердцах и мыслях людей, преображая их в образ Христов. И ее написание, и ее последующее действие тесно связаны с Духом Святым, поэтому Библия способна могущественным образом преображать нашу жизнь».

3. Оно богодухновенно (ст. 16). Слово «богодухновенный» можно перевести с греческого как «выдохнутый Богом». Таким образом, Павел сообщает нам, что Библия не имеет себе равных по эффективности потому, что ее истины принадлежат Богу - это не просто собрание человеческих мнений, открытий или идей. Как писал апостол Петр, «…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Вот почему ранние христиане, цитируя 2-й псалом, псалом Давида, говорили, что его изрек Дух Святой устами Давида (Деян. 4:24-26). Для первых верующих слова Священного Писания были авторитетными и достаточными потому, что они были сказаны Богом, хотя и при посредничестве святых людей.

4. Оно полезно (ст. 16). Слово Божье имеет большую практическую ценность, оно обогащает жизнь. Оно для всего полезно: для земной жизни и вечности, для отношений с Богом и людьми, для духовного и эмоционально-психического благополучия, для семьи и брака, для формирования правильных целей и мотиваций, для руководства и наставления, для утешения и обличения, для предупреждения и решения внутренних и межличностных проблем - одним словом, для всей жизни. Оно полезно «для научения»: посредством него Дух Святой показывает нам нормы добра и зла, правильного и неправильного, лжи и истины во всех действительно значимых сферах жизни. Писание полезно «для обличения»: посредством него Дух Святой указывает нам на наши грехи, вскрывает ошибки в наших мыслях, мотивах, желаниях, чувствах, ценностях, поступках, в реакции на обстоятельства и во внутреннем настрое. Посредством Слова Божьего Дух Святой обличает нас и побуждает к покаянию и изменению.

Слово Божье полезно «для исправления»: с его помощью Дух Святой показывает нам правильную дорогу и исправляет наши греховные мысли, чувства, слова, побуждения и поступки. Писание не только сообщает, где нам необходимо измениться, но и указывает путь к изменениям и конечную цель. Наконец, Писание полезно «для наставления в праведности»: посредством него Дух Святой помогает нам выработать новые привычки. Слово Божье делает для нас неестественное - праведные поступки - естественным и сложное - жизнь по Божьим стандартам - более легким. Оно помогает нам укрепить те области, в которых мы были слабы.

5. Оно делает человека Божьего готовым ко всякому доброму делу (ст. 17). Через Священное Писание Дух Святой делает Своих слуг - детей Божьих - готовыми к любому служению среди людей, описанных во 2-м Тимофею 3:1-13. Нуждается ли народ Божий в чем-либо еще для эффективного служения обществу, охарактеризованному в этих стихах? Есть ли что-то еще, чего бы ему не хватало? Конечно же нет! Писание дает каждому верующему все, что только необходимо. В Библии христиане найдут все, что нужно для понимания людских проблем и их эффективного решения.

Джон Мюррей делает следующий вывод из 2-го Тимофею 3:15-17: «Нет такой ситуации и нет такого вопроса, в которых Священное Писание - сокровищница многоразличной премудрости Божьей - для нас, Божьих детей, оказалось бы недостаточным или непригодным».

НИЧЕГО, КРОМЕ ХРИСТА

Пожалуй, наиболее ясное учение о том, что христиане не нуждаются ни в чем, кроме Христа, мы находим у апостола Петра. Он пишет, что «…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия…» (2 Пет. 1:3). «Жизнь» - это все то, что происходит на горизонтальном уровне: повседневные занятия, взаимодействие с окружающей обстановкой и отношения с другими людьми. Слово «благочестие» указывает на отношения с Богом. Нам дано все, что нужно для жизни богоцентричной и богоугодной, все потребное для того, чтобы и характер наш, и поведение были благочестивыми.

После этого Петр поясняет, что для того, чтобы получить «все потребное для жизни и благочестия», нужно стать «…причастниками Божеского естества…» (2 Пет. 1:4-8; курсив мой. - У.М.). Иными словами, для этого нужно родиться свыше, стать новым творением во Христе Иисусе, получить от Бога новую природу, обладающую новыми наклонностями, желаниями, интересами, потенциалом и силой, облечься в нового человека, который обновляется по образу своего Создателя (Иоан. 3:1-8; Рим. 6:1-11; 2 Кор. 5:17; Кол. 3:10; 1 Пет. 1:23; 2 Пет. 1:4). Это значит удалиться «…от господствующего в мире растления похотью…» (2 Пет. 1:4) и развивать в себе веру, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (2 Пет. 1:4-7). Это значит жить для Христа и быть полезным Ему (2 Пет. 1:8-10).

«Жизнь и благочестие» в равной степени подразумевают умение успешно помогать людям, ищущим душепопечительского совета. Дело в том, что в душепопечительской помощи нуждаются те, кому недостает качеств, перечисленных во 2-м Петра 1:4-7, и чтобы они могли справиться со своими проблемами, им требуется помощь в приобретении этих качеств. Интересно заметить, что люди, в которых присутствуют названные качества, обычно не нуждаются в формальных душепопечительских консультациях.

Из этого текста следуют несколько важных выводов в отношении душепопечительства. Прежде всего обратите внимание, что от Божественной силы Его «…даровано нам все потребное для жизни и благочестия…» (2 Пет. 1:3; курсив мой. - У.М.). Все, что нужно для обретения благочестивой жизни и богоугодных качеств, описанных в стихах 4-7, уже дано нам Богом. Но как можно получить доступ к этим богатейшим ресурсам? Петр сообщает, что доступ к ним открывается нам через истинное познание Бога и Господа нашего Иисуса Христа посредством Его великих и драгоценных обетований (2 Пет. 1:2-4). Иными словами, хранилище божественных ресурсов для жизни и благочестия находится в великом Боге и Его драгоценном Слове (2 Пет. 1:2-4).

Все, что нам нужно, мы обретаем во Христе через более глубокое, полное и практическое познание славы и благости Господа и через Его великие и драгоценные обетования. Как пишет Грин, Бог призвал нас разделить с Ним «нравственное совершенство в настоящей жизни и славу - в вечности… Тройственный союз Божьих обетований, могущества и личного общения с Ним способен возродить человека и соделать его причастником Божьего естества, так что в нем начнут проступать черты семейного сходства».

БИБЛИЯ ДОСТОЙНА ПОЛНОГО ДОВЕРИЯ

В свете всего, что мы узнали из Псалма 18:8-12, 2-го Послания к Тимофею 3:15-17 и 2-го Послания Петра 1:3-7, мне хотелось бы задать следующий вопрос. Мог ли Бог более ясно сказать о достаточности Христа и Его Слова для нашей жизни? Что еще Он должен был написать, чтобы мы, наконец-то, поняли, что нам не нужны никакие дополнительные ресурсы для понимания людей с их проблемами и для успешной помощи им в приобретении качеств, желаний, мыслей, ценностей, чувств и поведения, угодных Богу, прославляющих Его имя и подходящих для общения с Ним.

Размышление над истинами вышеназванных мест Священного Писания приводит меня к следующим трем выводам:

1. Непогрешимая Библия, которую христиане считают авторитетным руководством для жизни, учит, что в Слове Божьем нам даровано все, что нужно для успешной жизни. В Библии Бог дал нам все потребное для правильного отношения к Нему, самим себе и другим людям.

2. Раз это так, то у христиан всего две альтернативы: либо покориться библейскому учению и в этом вопросе, либо отвергнуть идею о непогрешимости и авторитетности Библии. Можно либо принимать непогрешимость, авторитетность и достаточность Писания целиком, либо отвергать одновременно и то, и другое, и третье. Ведь если Библия утверждает о себе, что она достаточна для решения вышеназванных вопросов, а на самом деле это не так, то она никак не может быть непогрешимой и авторитетной. Итак, учитывая библейское учение, невозможно принимать одно, не принимая другого.

3. Последний вывод естественным образом вытекает из первого: поскольку Библия утверждает, что ее достаточно для решения всех душепопечительских вопросов, светская психология ничего не может предложить нам для понимания и решения нефизических проблем. У нас нет причин полагаться на мнение ограниченных, падших людей. А вот в надежном и достоверном откровении Божьем, Священном Писании, мы можем быть вполне уверены. Библия содержит данную Богом совершенную систему теоретических предпосылок, принципов, идей, целей и практических методов для понимания и решения духовно-психических проблем людей. Она предоставляет прекрасную модель душепопечительства, не нуждающуюся в улучшениях. Бог, будучи экспертом по помощи людям, обозначил для нас в Священном Писании подходы и методологию, адекватную для решения любых проблем, связанных с грехом.

ОСТОРОЖНОСТЬ НЕ ПОМЕШАЕТ

Дэвид Поулисон очень удачно показал, с какими опасностями связано включение небиблейских идей в душепопечительскую помощь, оказываемую христианами или для христиан:

Прежде всего, необходимо уточнить, что мы имеем в виду под методологией душепопечительства. Методология - это система теоретических предпосылок, принципов, целей и соответствующих им практических методов. Это совокупность связанных между собой элементов, а не просто случайный набор разношерстных приемов и наблюдений. Душепопечительская методология - это последовательная, организованная система, направленная на понимание и решение человеческих проблем.

Могут ли мирские науки усовершенствовать или улучшить методологию библейского душепопечительства? Ответ однозначный: нет! Писание предоставляет нам целостную систему библейского душепопечительства. Другие дисциплины: история, антропология, литература, социология, психология, биология, бизнес и политология - могут в чем-то пополнить знания пастора или душепопечителя, но они не дадут целостной и эффективной системы для понимания людей и оказания им душепопечительской помощи.

Что касается людских проблем, то лучшего эксперта, чем Бог, не найти. И Он уже воздействовал на нас через Слово и Святого Духа, чтобы изменить нас и сделать способными помогать другим.

Светская психология может играть иллюстративную роль (предоставлять примеры, которые, будучи правильно истолкованы, проиллюстрировали бы библейскую модель) или служить стимулом к дальнейшему совершенствованию библейского душепопечительства (побуждая нас глубже изучать Писание и дорабатывать библейскую модель в сферах, о которых мы раньше не задумывались или которые неверно интерпретировали). Но из-за ограниченности и греховности человека идеи, методики и подходы мирской психологии во многих случаях носят небиблейский характер, бесчестят Бога и приносят людям не пользу, а вред. Другие ее аспекты в лучшем случае нейтральны и потому бесполезны.

Для того чтобы понимать людей и уметь помогать им, нам не нужны никакие примеры, наблюдения или советы мирских людей. Мы уже имеем все, что необходимо - авторитетное, незаменимое, ясное, достаточное, превосходное откровение Божьего Слова (Ис. 8:19-20). Так можно ли думать, что для понимания людей и содействия им в изменении жизни нам не хватает каких-либо небиблейских теорий или методик?

 

Уэйн А. Мак. Достаточность Писания в душепопечительском служении, Ч.3

Колледж «Мастерс»

Перевод с англ. А.В. Прокопенко

propovedi.ru

 

Начало формы

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: