Тупики внебиблейского христианского попечительства

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Уэйн А. Мак

 

Примерно четыре десятилетия назад сформировалась новая школа мысли (и вместе с тем, новое направление служения), получившая название «христианская психология». С самого начала ее разрывали внутренние эпистемологические противоречия, связанные с вопросом, к чему христиане могут и должны обращаться в поисках истины, которая могла бы помочь страждущим людям. Поскольку эта дисциплина развивалась в общем и целом в рамках евангельского христианства, в ней изначально подразумевалось согласие с ответом Христа на вопрос об истине. В молитве, обращенной к Отцу, Христос сказал очень просто: «Слово Твое есть истина».

Однако большинству людей этот ответ показался недостаточным. У многих остается убеждение - выражаемое на словах, отстаиваемое в книгах и применяемое на практике, - что существует некая истина, полезная и, возможно, даже необходимая для душепопечительского служения, вне Священного Писания. Христиане, придерживающиеся таких убеждений, с готовностью соглашаются со словами Христа, однако считают своим долгом уточнить, что истину Писания можно (или даже нужно) дополнять истинами, обнаруженными путем человеческих исследований и наблюдений. Именно это мнение лежит в основе такого интеграционистского движения, как христианская психология.

С какой стороны ни посмотри, интеграционистские тенденции появились в церкви совсем недавно. На протяжении большей части двадцатого столетия между мирами светской психологии и христианского богословия царил дух взаимного недоверия и даже неприязни. Но к середине века в некоторых кругах первоначальная враждебность начала угасать, и к последнему десятилетию двадцатого века христианство и психология во многих местах пришли к взаимному примирению. Более того, многие приверженцы христианской психологии гораздо более дружелюбно относятся к мирскому психологическому сообществу, чем к тем христианам, которые по своим богословским убеждениям не признают светской психотерапии.

Букман рассказывает о том, как христиане, не верящие в достаточность Писания для решения духовно-психических проблем, пользуются Словом Божьим в душепопечительских консультациях. Один из интеграционистских подходов можно назвать подходом «двух источников» или подходом «общее откровение плюс особое». Защитники этой теории говорят, что Бог открывает нам истину двумя путями: через «невербальное откровение, представленное в природе», которое «человек обнаруживает путем исследования», и через «вербальное откровение, записанное в Библии». Обычно при этом подразумевается, что вся истина - Божья, потому неважно, где именно мы ее находим. Сторонники этой точки зрения считают, что «истина, выведенная из естественного устройства вещей (общего откровения), так же правильна, как и истина, выведенная из Священного Писания». Применительно к душепопечительству адвокаты этого подхода делают вывод, что «любая истина, логически выведенная из психологических исследований, является истиной общего откровения, а значит, истиной Божьей. Следовательно, она настолько же надежна и авторитетна, насколько надежна и авторитетна истина Писания».

Весьма показательны в этом отношении слова Гарольда Элленса, защитника теории «двух источников». В них очень точно отражена суть данного подхода:

И богословие, и психология - самостоятельные науки, каждая из которых стоит на своем собственном фундаменте. И если к ним правильно относиться, то это - две книги Божьего откровения.

Где бы ни была обнаружена истина, она всегда Божья. Взята ли она из общего откровения или из особого, это истина, имеющая точно такие же права, как и любая другая истина. Какая-то истина при определенных условиях может иметь большее значение, чем другая истина, но их авторитет при любых условиях одинаков. И то, и другое - истина.

В другой публикации Элленс дает дополнительную информацию о сути подхода «двух источников» и приводит новые аргументы в его защиту. Исходя из того, что общее и особое откровения дополняют друг друга, служат разным целям, но в равной степени авторитетны, он пишет:

Я верю, что в Библии содержится собранное за две или даже три тысячи лет внутренне согласованное свидетельство сообщества верующих о том, как могущественные дела Божьи и Его искупление проявлялись в жизни этого сообщества. Я верю, что это свидетельство и по сей день нормативно и авторитетно в вопросах веры и жизни, поскольку оно заслуживает доверия и является обобщенной истиной. Однако всего этого еще не достаточно, чтобы считать Библию авторитетной в вопросах, которые никогда не занимали древних верующих и не были приоритетными для их одухотворенного свидетельства об искуплении Божьем. Более того, поскольку свидетельство Библии вплетено в исторический и культурный контекст, точно так же, как и свидетельство Самого Сына Божьего воплощено в человеческом виде, очень важно уметь отделять материал искупительного откровения от человеческих недостатков и исторических аномалий. Христос, например… ошибался, намекая на «трехэтажную» структуру вселенной, скорое второе пришествие и т.п. Человеческая природа наложила на Него существенные ограничения, привязав Его к рамкам соответствующей культурно-исторической обстановки. Но эти ограничения никак не сказались на главной истине Божьего свидетельства в Нем: Бог на нашей стороне, Он не против нас. Почему же люди, считающие непогрешимость единственным основанием авторитетности Писания, боятся признать, что Библия настолько же связана культурными рамками, насколько и Сам воплощенный Сын Божий?..

Здравая психологическая теория и практика помогает человеку стать полноценной личностью. Так Бог устроил человека. Все христиане в той или иной степени признают это. И пациенты на пути к становлению полноценной личностью могут достигать разных степеней функциональности. Здравая психология, позволяющая пациенту, к примеру, выйти из депрессии и обрести эмоциональную стабильность, на своем уровне вполне соответствует христианским чаяниям, как, впрочем, и тогда, когда она ведет к высшим ступеням психической зрелости. …Даже если от депрессии пациента излечивает мирской специалист, его поступок вдохновлен Царством Божьим и заслуживает того, чтобы называться христианским.

Что делает социально-психологические профессии христианскими, так это не передача пациентам библейской информации или религиозных обычаев, а улучшение их психической функциональности с тем, чтобы они были здоровы и телом, и умом, и духом. Если же консультант зациклится на последнем этапе душевного здоровья - духовной зрелости, - то терапевтический процесс окажется неоправданно упрощенным, а религиозная динамика пациента или самого консультанта разовьется в психическую патологию на религиозной почве.

Нигилистский подход

Еще один интеграционистский подход можно назвать нигилистским. Его сторонники утверждают, что никто не может быть уверен, что его понимание Библии правильное, ведь толкование всегда окрашивается субъективизмом толкователя. Букман так объясняет эту точку зрения:

Любое человеческое знание обречено на погрешности. Нет никаких причин относиться к науке (т.е. теориям и фактам, полученным путем исследований) с большим подозрением, чем к богословию (т.е. предположительным «истинам», выведенным из Писания), хотя бы потому, что Писание несет на себе ничуть не меньший отпечаток человеческих недостатков, чем любой другой источник истины.

Независимо от авторитета и/или достоверности источника истины, познание ее человеком может лишь приближаться к большей степени вероятности; полная уверенность решительно невозможна.

Хотя большинство христиан к этому подходу могут отнестись скептически, в ближайшие годы он вполне может завоевать господствующие позиции в так называемой «христианской» психологии. Подобные воззрения уже доминируют в посткритической герменевтике и наверняка продолжат просачиваться в сферу пасторского и религиозного душепопечительства.

Подход «фильтра»

Некоторые христиане, которых не удовлетворяют предыдущие два подхода к душепопечительству, предлагают использовать Библию в качестве фильтра, через который пропускается информация, добытая из любых других источников. По мнению сторонников этой точки зрения,

Вся информация, полученная в результате размышлений, исследований и логических построений, должна оцениваться на основании Слова Божьего, которое одно только способно выносить справедливый суд об истинности и применимости любой гипотезы. Библией, и только Библией определяется истинность или ложность того или иного суждения; то есть, если какая-либо гипотеза противоречит истине Писания или компрометирует ее, то гипотезу надлежит признать ложной.

Истина, обнаруженная через какую-либо сферу общего откровения (включая психологию), не столь достоверна, как истина Писания. Поэтому интеграционист должен профильтровывать истину психологии через библейскую истину и принимать лишь то, что не противоречит особому откровению Божьему.

Такую позицию иногда называют «разграблением египтян» - намекая на книгу Исход 12:36, где говорится о том, как поступили израильтяне, выходя из египетского рабства. Нередко на этот инцидент ссылаются, чтобы оправдать и, с другой стороны, проиллюстрировать практику использования небиблейской информации в душепопечительской теории и практике. Какой же смысл вкладывается в этот эпизод из истории Израиля? Поскольку израильтяне не отвергли серебро и золото нечестивых египтян (более того, Бог повелел им взять столько серебра и золота, сколько они могли заполучить - Исх. 3:21-22), и мы не должны отвергать психологические теории и методики, открытые и используемые неверующими.

Хотя сторонники этих трех основных подходов к христианскому душепопечительству в каких-то вопросах расходятся, в одном они едины: традиционных библейских ресурсов недостаточно для решения человеческих проблем; библейские ресурсы неадекватны. Нам нужно пользоваться идеями и методиками, которых нет в Слове Божьем. Ошибочность такого подхода убедительно показана Букманом и многими другими авторами. Для дальнейшего размышления на эту тему рекомендую вам ознакомиться с их книгами.

Ограниченность человеческих познаний

Я не могу согласиться, что христианским душепопечителям нужна какая-либо небиблейская информация, чтобы оказывать эффективную помощь людям. Не могу согласиться по трем причинам, первая из которых состоит в том, что человеческие познания ограниченны. Человек - существо не бесконечное, поэтому объем и достоверность доступной его разуму информации имеют свои пределы. Ведь даже первый человек, Адам, был существом ограниченным и нуждался в Божьем откровении, чтобы верно судить о Боге и о самом себе и правильно оценивать, где добро и где зло, где правда и где ложь, во что нужно верить, а во что верить не нужно (Быт. 1:26-28; 2:15-17, 24).

Тщетность всех попыток найти абсолютную истину путем интуиции, разума, логики или эмпирических исследований прекрасно иллюстрирует старая притча о шести слепцах, пытавшихся описать одного и того же слона. Первый подошел к слону спереди, ухватился за хобот и сказал: «Слон похож на пожарный шланг». Второй прикоснулся к бивню и произнес: «Слон похож на толстое копье». Третий подошел к животному сбоку, дотронулся до него и заметил: «Слон - как стена». Четвертый приблизился к слону сзади и ухватился за хвост. «Слон похож на веревку», - решил он. Пятый дотронулся до ноги: «Слон - как дерево». Шестой слепец, самый высокий из всех, дотянулся до слоновьих ушей и сказал: «Слон похож на огромный веер».

Какое из этих описаний слона было правильным? Никакое! Почему? Потому что каждый из людей в этой истории притронулся лишь к отдельной части огромного животного. Их знания о слоне были весьма ограниченны и даже ошибочны из-за односторонности их опыта и недостатков восприятия. Так всегда бывает с простыми смертными, когда они пытаются найти абсолютную истину без откровения живого Бога, Который знает все и в совершенстве видит целостную картину.

О невозможности обнаружения абсолютной истины без Божьего откровения напомнила мне статья в одной из свежих газет. В остроумном фельетоне, озаглавленном «Неопределенность и бесполезность образования», Рассел Бейкер пишет:

Последние исследования, похоже, доказывают, что Плутон - вовсе не планета! Вы можете в это поверить? Неужто все, что мы проходили в школе, - ложь?

Заварушка с Плутоном оказалась последней каплей в моем представлении о лживости и бесполезности образования. Теперь мне приходится заниматься «плутоническим ревизионизмом», тогда как я еще не успел оправиться от открытия, что плотный завтрак вреден.

«Завтрак съешь сам… - учили нас в школе. - Плотный завтрак полезен».

Но вы-то знаете, и я знаю, и все знают: учителя заблуждались. Теперь нам всем прекрасно известно, что много есть на завтрак нельзя. А эта румяная яичница, а хрустящий бекон, а пропитанные маслом гренки с аппетитным вареньем? Нет ничего губительнее для здоровья!

Так что теперь мы едим на завтрак как можно меньше. А учителя быстренько перестроились: «Завтрак отдай врагу!»

А молоко? Помните, со всех учеников собирали деньги и подавали молоко прямо в классе? Что это было за молоко?

Обезжиренное? Однопроцентное? Ха! Вам прекрасно известно, что нет. Это было молоко, полное зловредных жиров.

А нам твердили, что оно полезно для здоровья! Вы только послушайте: полезно для здоровья! Оно закупоривало ваши артерии, чтобы вы поскорее коньки отбросили.

И это у нас называется образованием!

Чем старше становишься, тем яснее начинаешь понимать, что образование в молодом возрасте может быть не только бесполезным, но и прямо-таки опасным.

После этого Бейкер бросает еще несколько колкостей насчет вещей, которые раньше считались непреложными, а теперь подвергнуты переоценке. И заканчивает он свою статью следующими словами:

Меня, как и многих людей, раздражает необходимость постоянно гнаться за сегодняшней мудростью, отвергая или пересматривая мудрость вчерашнюю. И хуже всего то, что и сегодняшняя мудрость будет неизбежно отвергнута или пересмотрена завтра.

Бьюсь об заклад, что новые теории о Плутоне и хорошем завтраке - не последние на нашем веку. Пересмотр так называемого «знания» шел и будет идти бесконечно.

Истина в том, что известная нам истина - понятие временное. То, что считается истиной в этом году, может быть выброшено на помойку уже в следующем.

Эта бесконечная гонка за истиной обычно зовется прогрессом. Но что, если само понятие прогресса обречено быть отвергнутым? Что, если прогресса не существует, а есть лишь непрестанная текучка идей?

В этом фельетоне Рассел Бейкер остроумно продемонстрировал, что открываемая человеком «истина» носит гипотетический характер. Как он пишет, «сегодняшняя мудрость будет неизбежно отвергнута или пересмотрена завтра».

Испорченность человеческой природы

Но почему же открываемая человеком «истина - понятие временное»? Один из ответов на этот вопрос заключается в том, что человек как существо конечное по определению не может обладать бесконечным и абсолютно достоверным знанием.

Вторая причина, почему я не могу согласиться, что христианские душепопечители зависят в своей работе от небиблейских идей и методик, связана с библейским учением об испорченности человеческой природы со времен грехопадения Адама. Разговор о том, как человек познает истину, всегда должен начинаться с обсуждения так называемых ноэтических последствий греха. Писание совершенно ясно учит, что грехопадение отразилось на всех аспектах человеческой природы. Характер человека, его речь, поведение, желания, эмоции, совесть и воля, интеллект и мыслительные способности, цели, побуждения и мировоззрение - все было извращено грехом. Ни один из элементов его естества не избежал губительного, искажающего, уродующего воздействия грехопадения.

В отношении когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер человеческого бытия Писание утверждает:

Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер. 17:9)

Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога… (Пс. 52:3)

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. <…> …Называя себя мудрыми, обезумели… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. <…> И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму… (Рим. 1:18, 22, 25, 28)

…Потому что плотские помышления суть вражда против Бога… (Рим. 8:7)

И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам… (Кол. 1:21)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть. (Тит. 1:15)

…Ибо из сердца исходят злые помыслы… (Матф. 15:19)

Комментируя влияние греха на разум, Эдвард Рейнолдс пишет:

Взгляните на человеческий ум: он суетен и ничтожен, и засорен всякого рода чепухой и бесполезными знаниями, он полон невежества и мрака; «нет разумевающего», никто не вопрошает о Боге и не ищет Его так, чтобы можно было найти Его. Более того, когда Бог открывает Себя людским умам через творение, или суды, или дела провидения, они отворачиваются от Него, и подавляют истину неправдою, и запираются от света в своих темных сердцах, и укрываются от истины в своем обманчивом и недалеком разуме. Это для них так же естественно, как для горячей воды - остывать. Они полны праздного любопытства, поспешных и никчемных суждений, глупых вопросов, достойных разве что неучей, пустой болтовни… нечестивых споров - одним словом, плодов развращенного и испорченного ума. В спеси своей они спешат спорить с истиной. Они любят бросаться «научными возражениями» - то есть ставить мирскую философию, суетное обольщение, плотские мысли, фантазии и рассуждения выше духа и истины, которая во Христе Иисусе. Исполненные… плотской мудрости, они надеются, что человеческие изобретения… правила и методы… приведут их к счастью. Они крайне непоследовательны, полны множества пустых и неразумных идей, ненадежны и непостоянны.

Какое прекрасное описание того, как грех повлиял на человеческий разум! «Но постойте, - скажите вы, - какое отношение ноэтические последствия грехопадения имеют к нашему вопросу? Как это влияет на то, должны ли христианские душепопечители пользоваться в своей работе небиблейскими источниками информации?»

Ответ очень прост: Писание учит, что ум неискупленного человека находится во власти греха, поэтому, даже когда он лицом к лицу сталкивается с истиной, он неправильно ее истолковывает. Учитывая влияние греха на человеческий разум (включая познавательные, мотивационные и эмоциональные аспекты), описанное в вышеназванных стихах Писания, нетрудно понять, почему невозрожденные - а иногда даже и возрожденные - люди склонны искажать истину. Чтобы правильно мыслить, мы должны позволить Святому Духу обновлять наши умы так, чтобы нам научиться смотреть на жизнь через призму Священного Писания, понимать и объяснять ее в соответствии с Библией (Пс. 118:104; 35:10; Ис. 8:19, 20; Рим. 1:18-32; 12:2; Еф. 4:23).

Обсуждая вопрос о том, какую роль должны играть светские дисциплины в библейском душепопечительстве, Дэвид Поулисон весьма живо описывает влияние греха на мыслительные способности человека:

Мирские науки могут предоставить нам интересные наблюдения о человеке; они могут даже послужить нам примером в том, с каким тщанием они пытаются объяснить поведение людей, дать им совет или изменить их; однако в конечном итоге они непременно направят нас по ложному пути - просто потому, что они мирские. Они объясняют человеческую природу, нормируют поведение людей и пытаются решить их проблемы, не принимая во внимание Бога и отношения человека с Ним. Мирские науки заключают в себе системную ошибку.

Конечно, никто не станет отрицать, что мирские ученые зачастую оказываются тонкими наблюдателями, гениальными критиками и теоретиками. Но и самые талантливые ученые нередко воспринимают мир в искаженном свете и подают недобрый пример своими заявлениями и поступками. Все это оттого, что мудрость века сего основана на фундаментальной глупости. Светские ученые не признают, что людей сотворил Бог. Не признают они и того, что Он вложил в них потребность в общении с Собой и что люди должны будут дать Ему отчет. Мирское мировоззрение подобно мотопиле с перекосившимся полотном. Пила может быть очень мощной и даже способной перепилить много дерева, но каждая доска выходит из-под нее кривой.

Из-за того, что мы ограниченны и греховны, доверять нашему пониманию человека и его проблем можно лишь тогда, когда оно отражает учение Священного Писания. Мы не способны добраться до сути вещей без Божьего откровения. Я уже писал в другой работе:

Мы располагаем только одним мерилом истины - Словом Божьим. И если в истинности всего, что мы сообщаем своим подопечным непосредственно из Библии, можно быть вполне уверенным, то в отношении любой теории или рекомендации, взятой не из Священного Писания, нужно сохранять долю здорового скептицизма. Если что-либо взято не из Слова Божьего, это может оказаться ошибкой.

В книге «Пленяем всякое помышление» Ричард Пратт так объясняет эпистемологические затруднения человека, не имеющего божественного откровения:

Вся истина содержится в Боге, а не только так называемые «истины религиозные», люди получают истинное знание обо всем только обращаясь к Божьему откровению как источнику истины… (Пс. 93:10). …Зависимость человека от Бога в сфере познания не означает, что человек лишен способности думать и рассуждать или как компьютер «запрограммирован» Богом. Люди действительно мыслят, однако в познании истины зависят от Бога и получают истинное знание только от Него.

Кто-то мог бы спросить: «А как насчет тех случаев, когда неверующие высказывают такие же идеи, что и в Священном Писании? Должны ли мы считать их утверждения ложными только потому, что они не взяты напрямую из Библии?» На эти вопросы можно дать несколько ответов.

1. Кто-то мог услышать и перенять библейское учение из тех или иных источников, не зная о том, что данная точка зрения взята из Библии. Он может даже отрицать всякую связь своего мнения со Священным Писанием. Но даже в таком случае он непременно исказит библейскую истину или придаст ей неверный оттенок. К примеру, человек может говорить о необходимости веры в Бога, молитвы, прощения, личной ответственности, любви, признания в проступках, освобождения от вины и о приоритете духовного над материальным. При поверхностном рассмотрении все эти понятия могут показаться вполне библейскими, однако при более внимательном взгляде подкованный в богословском отношении человек лишний раз убедится в том, что не все то золото, что блестит. Люди могут пользоваться точно такими же понятиями и терминами, что мы находим в Священном Писании, однако вкладывать в них совершенно иной смысл. В любом случае, Библия неоднократно предупреждает нас, что, даже когда люди сталкиваются лицом к лицу с истиной, они подавляют, искажают, отрицают, обесценивают и извращают ее (Рим. 1:18; 1 Кор. 2:14).

2. Небиблейские утверждения, даже если они созвучны библейским идеям, должны считаться ложными, потому что, как пишет Ричард Пратт, они «…возникли не в результате сознательного подчинения Божьему откровению…».

3. «Более того, - продолжает Пратт, - утверждения неверующих становятся ложными хотя бы оттого, что находятся в нехристианской системе координат и уводят людей от поклонения Богу. Чтобы признать идеи нехристиан ошибочными, довольно того, что они отрицают зависимость человека от Бога».

Достаточность Писания

Третья причина, по которой я не могу признать полезность небиблейских идей для христианского душепопечительства, состоит в следующем. Согласно библейскому учению, Бог даровал нам - через Божье Слово и наш союз со Христом - все потребное для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Писание ясно утверждает, что в нем содержатся все теоретические принципы и практические наставления, необходимые для понимания людей и их нужд (как мы в скором времени убедимся). Итак, помимо вопроса о том, возможна ли интеграция человеческих идей с истинами Божьего Слова, встает другой вопрос: насколько такая интеграция необходима? Я убежден, что свидетельство Писания о его собственной достаточности, адекватности и превосходстве над всеми остальными источниками познания предельно ясно.

Чтобы продемонстрировать полное соответствие третьей истины библейскому учению, можно было бы процитировать многие места Священного Писания. Но краткости ради сошлемся лишь на три наиболее показательных текста: один из Ветхого Завета и два из Нового. Очень много о Слове Божьем мы узнаем из Псалма 18:8-12, где Писанию присваиваются такие качества, которые ни при каких условиях нельзя было бы приписать измышлениям какого бы то ни было человека. Псалмопевец выделяет Библию в особый класс, что наглядно доказывает достаточность Библии для христиан и ее превосходство над всеми человеческими теориями. Предлагаю поразмышлять над тем, что данный псалом говорит о свойствах и потенциале Священного Писания, а после этого сделать выводы в отношении душепопечительства. Согласно Псалму 18:8-12, Писание:

1. Совершенно (полноценно, достаточно, целостно, не имеет недостатка), и потому способно укрепить (преобразить, обновить, восстановить) душу (внутреннего человека, собственно личность) - ст. 8.

2. Верно (достойно доверия, надежно, непреложно), и потому способно умудрить простых (тех, кому недостает правильного понимания жизни, Бога, самих себя и других людей) - ст. 8.

3. Содержит праведные (правильные, справедливые, согласующиеся с принципами добра, уместные) повеления (принципы, руководство, правила поведения), которые веселят (приносят счастье, спокойствие, удовлетворение и внутренний мир) сердце (духовно-психическую составляющую человека) - ст. 9.

4. Авторитетно (сообщает заповеди и дает правильные указания) и светло (не запятнано злом или ошибками), и потому просвещает хаос и путаницу, вместо темноты и невежества дает человеку разумение и правильный взгляд на жизнь - ст. 9.

5. Чисто (свободно от загрязнения, осквернения, нечистоты) и пребывает вовек (вечно, неизменно, всегда современно и актуально, не нуждается в улучшениях), и потому способно производить в человеке страх Господень (всеохватное и предельно позитивное благоговение перед Богом) - ст. 10.

6. Сообщает
знание о Боге, человеке, бытии и всем остальном, что нужно для жизни и благочестия. Это знание истинно (соответствует действительности и точно отражает реальное положение вещей) и праведно (правильно, свято, благостно, соответствует принципам добра и справедливости), и потому помогает людям понять истину и поступать в согласии с ней - ст. 10.

7. Будучи «вожделеннее золота и даже множества золота чистого», дает человеку богатство истинное, более ценное, чем все сокровища мира - ст. 11.

8. Будучи «слаще меда и капель сота», способно преодолеть горечь и желчь греха и придать жизни сладость, которой никогда не сможет дать мир - ст. 11.

9. Обладая всеми вышеперечисленными качествами, способно предупредить и охранить нас от бесчисленных опасностей и ошибок, связанных с непониманием того, как нужно поступать - ст. 12.

10. Обладая всеми вышеперечисленными качествами, способно сохранить нас от искушений, греха, ошибок, лжеучений и прочих факторов, угрожающих здоровью и благополучию внутреннего человека. Оно оберегает наши мысли, эмоции, чувства и настроение - ст. 12.

Если вы верите в богодухновенность и непогрешимость Писания, то изучение Псалма 18:8-12 должно раз и навсегда закрыть для вас вопрос о достаточности Библии в душепопечительском служении. Если слова вообще имеют какой-то смысл, то можно ли сделать из этих слов какой-либо иной вывод? Но Библия на эту тему говорит гораздо больше. В частности, можно обратиться ко 2-му Посланию к Тимофею 3:1-17. В первых тринадцати стихах этой главы Павел перечисляет множество проблем, весьма похожих на те, с которыми люди обычно приходят к душепопечителям или психологам. Многие из людей, требующих душепопечительской помощи, просто пожинают плоды греховных желаний, мыслей или поступков, названных в данном отрывке.

Некоторые обращаются за консультацией из-за проблем, связанных с тем, что они «…самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы…» (ст. 2-4). Другие нуждаются в душепопечительской беседе, потому что «…[имеют] вид благочестия, силы же его [отреклись]» (ст. 5). Некоторые не находят себе покоя оттого, что «…[утопают] во грехах [и водимы] различными похотями…» (ст. 6). Многие испытывают серьезные трудности из-за гордыни, мятежного противления Божьей истине, нечестивых мыслей, греховного образа жизни и неправильных отношений с людьми. Неприятности, толкающие людей обращаться за консультацией, нередко возникают у них из-за того, что они «…всегда [учатся] и никогда не [могут] дойти до познания истины» или же живут среди людей злых и лицемерных, «преуспевающих во зле» (ст. 6-13). Итак, нужда в душепопечительской помощи возникает либо оттого, что люди сами утопают в греховных мыслях, желаниях и поступках, либо оттого, что они страдают от таких людей.

Где же найти ресурсы для служения этим людям? Что нужно, чтобы понять их проблемы и решить их? Апостол Павел дает ответ в стихах 14-17. От проблем, с которыми сталкиваются люди в проклятом мире, он переходит к ресурсам, имеющимся в распоряжении христиан. Ясно и недвусмысленно апостол заявляет, что в Библии имеется все, что нужно для решения проблем людей, живущих в условиях 2 Тимофею 3:1-13. Точно и без обиняков он утверждает, что Библия абсолютно адекватна для помощи людям, находящимся под бременем проблем, описанных в стихах 1-13.

 

Уэйн А. Мак. Достаточность Писания в душепопечительском служении, Ч.4

Перевод с англ. А.В. Прокопенко

propovedi.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: