Величие и падение Соломона

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


В.Я. Канатуш

 

 

В истории человечества царь Соломон оставил глубокий след не построенным им Храмом, а своей великой мудростью и исключительными дарованиями. Как свидетельствует Библия, он «изрек три тысячи притчей и песней его было тысяча и пять... И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона от всех царей земных» (3Цар. 4:32-34). Его произведения вошли в сокровищницу Библии и обрели бессмертие, став Словом Божиим. Они изложены в виде трех замечательных библейских книг, в которых живо преподаны поучительные наставления всем возрастам человека.

* Книга Притчей. Написана в виде поговорок, пословиц, афоризмов, мудрых изречений, пересыпанных яркими образами и символами, и служит наставлением и поучением для молодых людей. Книга учит мудрости, благочестию, верному исполнению своего долга и счастью жизни, советуя искать его в добродетели.

* Книга Екклисиаста. Поучение людям средних лет, как понимать и постигать суетность всего земного, учиться всему преходящему, земному предпочитать непреходящее, небесное.

* Книга Песни песней. По учению отцов Церкви, эта книга символически изображает любовь, соединяющую Бога с человеком, Христа с Церковью и души друг с другом. И как ни удивительно, книга предназначается для людей преклонного возраста, созревших к небесной жизни, духовно совершенных, у которых весь мир лежит уже под ногами, а сами они готовы отлететь и отдаться в объятия Небесного Отца.

Многие поколения людей, читая книги Соломона и постигая его духовные изречения, преподанные так просто, доступно и вместе с тем назидательно, научаются серьезным истинам жизни земной и небесной. Его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех народов. Как много у него прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил, наставлений относительно общественных и семейных обязанностей, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев; также относительно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдыха, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, любви и сострадательности ко всем (даже к животным и к природе) и других духовных достоинств.

Познания Соломона были весьма разнообразны и обширны. «И говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (3Цар. 4:33). Все это свидетельство того, что он был одарен мудростью Божией и руководим Духом Святым.

Поистине блестящее царствование Соломона, его ум, источавший такую мудрость, считались и до сих пор считаются золотым веком еврейкой истории. Продолжительный мир в его правление и благосостояние его подданных стяжали царству Соломона огромную славу и известность до края земли.

Но вся эта слава и пышная роскошь дворцов, где все было сделано из ливанского кедра и слоновой кости, а сосуды — из чистого золота, где в неге и расточительности лились отборные вина, а столы ломились от изысканных кушаний (3Цар. 4:22-26; 10:1), не могла не оказать дурного влияния на душу Соломона. К его дворцовой роскоши принадлежал также настоящий восточный гарем из семисот жен и трехсот наложниц — женщин, принадлежавших в основном к языческим народам, что строго запрещалось в Законе (Вт. 17:14-20). Это многоженство и привело Соломона к поклонению идолам своих иностранных жен, так что под конец царствования он даже стал строить капища в Иерусалиме, где ранее воздвиг первый великолепный Храм Господу, Богу Израилеву (3Цар. 11:1-8; Неем. 13:26). Ведь каждая из языческих принцесс приносила с собой культ своих богов.

Так постепенно с Храмом Иегове на Сионе, на Масличной горе, расположенной напротив дома Божия, выросла целая колония чужих капищ со своими жертвенниками, культами и своими жрецами. В угоду сидонянке был воздвигнут жертвенник Астарте, в угоду аммонитянкам — капище Молоху, моавитянкам — жертвенник Хамосу. Не только жены его поклонялись там, но и те из иностранных рабочих и купцов, которые находились (временно или постоянно) в Иерусалиме.

Таким образом, этот мудрейший из царей, как его называли не только евреи, но и другие народы, с одной стороны, довел израильтян до апогея их политического и культурного развития, а с другой — материально разорил их непосильными налогами, развил жажду к наживе торговлей и привел к упадку нравственности. Правда, Соломон, подобно своему отцу, перед смертью раскаялся и в написанной им книге Екклесиаст он проповедует: «Все суета сует и томление духа... Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:8,13-14).

Главная беда Соломона была не только в том, что он завел гарем из тысячи женщин, а в том, что эти жены ввели его в грех (идолопоклонства) и развратили его сердце настолько, что он не явил Богу полной верности. Диавол нашел путь к его сердцу через чужестранных принцесс и внес их идольские культы в общественную и религиозную жизнь Израиля, и это было великим злом. Автор Библии с печалью отмечает: «И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3Цар. 11:6).

Конечно, грехи и недостатки такого мудрого человека, как Соломон, вызывают у нас недоумение, порой являются соблазном и преткновением. Жены стали для него западней. «Не из-за них ли грешил Соломон?» — говорит пророк Неемия (13:26). Но нам надо понять те уроки, которые Бог преподает через Соломона всему человечеству.

Урок первый. В лице Соломона Бог дал человеку все, чего только пожелает его душа, чтобы показать, что счастье — не в земных благах и услаждениях, а единственно в Боге, его Создателе и Искупителе. Блаженство человека — в соблюдении Слова Божия и Его премудрой, благой и совершенной воли. Все остальное, действительно, «суета сует и томление духа» (Еккл. 2). Соломон понял это уже в конце своей жизни.

Урок второй. На образе Соломона Бог показал, что даже такая великая мудрость и такой обширный ум, каким обладал первый человек в государстве, при наличии греха и сатаны на земле не могут уберечь от падения и бессильны спасти нас от жала смерти (1Кор. 15:56). После падения Адама и Евы безгрешных людей на земле нет: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Если бы нашелся хоть один безгрешный человек, жертва Христа была бы напрасной. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3:8) и искупить людей от греха.

Обе книги Паралипоменон, изображающие те же события с Божественной точки зрения, о грехе Соломона, как и о грехе Давида, даже не упоминают. Значит, перед уходом с земли Соломон очистился и незапятнанным вошел в славу Божию на небесах. Бог наказал его «жезлом мужей и ударами сынов человеческих», но Своей милости не отнял от него (2Цар. 7:14-15).

 

В.Я. Канатуш, Герои веры Ветхого Завета

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: