Феноменология религии – наука, интерпретирующая и объясняющая религиозные явления

В категориях: Политика, экономика, технология


Генрих Зимонь

Феноменология религии стремится объяснить, классифицировать, интерпретировать и понять религиозные явления, чтобы получить доступ к их сущностной структуре и значению. Слово «феноменология» (с греч. to phainómenon) восходит к философии конца XVIII века и означает знание, которое сосредоточено на постижении реальности в различных ее формах.

Термин «феноменология религии» ввел в религиоведение в 1887 году голландский кальвинистский богослов и религиовед Пьер Даниэль Шантепье де ля Суассе [25]. Классическим представителем феноменологических исследований религии был голландец Герардус ван дер Лоу (1890-1950), а в Германии эти исследования проводил Рудольф Отто (1869-1937) (1869-1937), Фридрих Хайлер (1892-1967) и Густав Меншинг (1901-1978). Основанием и импульсом к развитию феноменологии религии стала философская феноменология немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938), получившая затем развитие в творчестве немецкого философа и социолога Макса Шелера (1874-1928) и Отто Грюндлера, создателя философской феноменологии религии.

Феноменология религии стремится ухватить «сущность» или значение религиозных явлений, при чем «опыт» исследователя играет решающую роль. В соответствии с тезисом о понимании (Verstehen), то есть эмпатии немецкого философа и историка культуры Вильгельма Дильтхея (1833-1911), гуманитарные науки основаны на отношениях между переживанием, формой и пониманием, а также стремятся к выражению сущности изучаемого объекта. Философская феноменология дала основание и инструментарий к изучению религиозных фактов независимо от исторических исследований. Она также способствовала развитию классической феноменологии религии в религиоведении. Ее главным представителем был Г. ван дер Лоу. Его феноменология религии имеет умозрительный характер и часто является непонятной для религиоведов, занимающихся эмпирическим исследованием религии.

Феноменология религии занимается систематической и сравнительной классификацией всех религиозных явлений. Исторические исследования концентрируются главным образом на изучении развития этих религиозных феноменов, отсюда тесная взаимосвязь феноменологических и исторических исследований. Исторический подход всегда имеет диахронический характер, а феноменологический подход изучает факты религиозной жизни синхронично и упорядоченно, зачастую не принимая во внимание исторической последовательности событий, то есть имеет неисторичный характер.

Феноменология религии изучает сущность и значение религиозных феноменов и группирует их типологически, независимо от пространства и времени. Проще говоря, задача феноменологии религии состоит в понимании специфических феноменов религии. Для этого используются два основных принципа, восходящих к Гуссерлю, а именно epohé (абстрагирование со стороны исследователя от каких-либо суждений о подлинности религиозных явлений) и так называемое эйдитическое видение (eidos=сущность), основанное на понимании сущности явлений при помощи эмпатии и интуиции. Если абстрагирование служит объективности, то интуитивное понимание сущности явлений вводит в исследование долю субъективизма.

Можно сказать, что методология феноменологии религии с самого начала характеризуется внутренним напряжением – и даже противоречивостью – этих двух принципов. Представителями классической феноменологии религии были голландские и немецкие ученые, которые сегодня подвергаются очень сильной критике. Несмотря на многочисленные исследования различных религиозных явлений необходимо отметить, что в области развития теории не наблюдалось прогресса, а во многих феноменологических трудах проявилось отсутствие методологической точности. Для феноменологических исследований характерны разнородность; существует столько феноменологий религии, сколько и феноменологов.

Определение «феноменология религии» скорее относится к общему исследовательскому подходу, чем к какому-то определенному методу исследования. Этот подход подчеркивает необходимость дистанцироваться от умозрительных и нормативных категорий a priori в исследованиях религиозных явлений. Важно, чтобы ученый исследовал то, во что верует сам верующий, а не то, что говорят другие на предмет того, во что он должен верить.

Методологически феноменология религии основывается на философских предпосылках. Они касаются понимания сущности религии и природы религиозного опыта, но ошибочно предполагают идентичность явлений религиозной жизни, имеющих место у разных народов. Другой практической трудностью является большое количество религиозных явлений. Ни один феноменолог религии не в состоянии охватить всей совокупности религиозных явлений, имеющих место у всех народов, а отдельные явления часто исследуются в отрыве от более широкого культурно- религиозного контекста.

Современные дискуссии и критика феноменологии религии, описать которые не представляется возможным в рамках данного сообщения, являются выражением общей тенденции в религиоведении, направленной на углубление теоретического и методологического осмысления, самоопределения и критического взгляда на установки и терминологию различных направлений в религиоведении. Основным в этой международной дискуссии является определение необходимости междисциплинарных исследований религии и исследований ее при помощи разных методов столь сложного явления человеческой жизни, каким является религия.

 

Перевод: А. Доброера

Наука и религия в духовном возрождении общества, Киев, 2006г

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: