Кто мой ближний и кто ближе ко Христу

В категориях: Спаси и сохрани


Марина Журинская

 

«Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лук.10:27-29)

После этой головокружительно радостной сцены продолжаются попытки победить Христа в словесных турнирах. Законник спрашивает Его, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Поскольку законника полезно вернуть на привычную ему почву, Спаситель говорит: «В законе что написано? как читаешь?». Законник ответил, как и подобает, о любви к Богу и ближнему», и услышал: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Казалось бы, спокойный, даже доброжелательный ответ; но неспокойная совесть законника велит ему «оправдать себя», – не покаянием, этого он не умеет, а вопросом, который, как он считает, поставит в тупик этого галилейского Учителя: «А кто мой ближний?». Здесь явно слышится азартное предвкушение долгих словесных хитросплетений. Но вместо этого звучит так хорошо знакомая нам притча о милосердном самарянине:

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?». Законник сказал, что оказавший милость, а Иисус ему на это: «Иди, и ты поступай так же».

Можно отметить, что основное для решения своей «проблемы», как принято сейчас говорить, законник сказал сам. Но все его «законнические» познания не помогают ему в основном: в определении его места в мире и его отношения к миру. И Христос не поучает его; Он дает ему пищу для ума, которая, будучи правильно усвоена, способна напитать душу. Одна выразительная деталь подсказывает, что этого человека Иисус считает больным, а Свою притчу рассматривает как целебную: исцеленным Он часто говорит «иди и впредь не греши» (впрочем, и спасенной Им прелюбодейке Он сказал то же самое), и вот законнику говорит: «Иди, и ты поступай так же». То есть будь милосерден, и к тебе будут милосердны и так утвердится Царство.

Можно еще заметить, что грех приравнивается к болезни, и если подумать, то это так и есть: умирают-то люди именно вследствие первородного греха! Но вот другой закономерности Христос не признает, а именно что болезнь возникает как расплата за грех. Об этом прямым текстом сказано в Евангелии от Иоанна, так что не будем предвосхищать события. Но как же любят «добрые» люди всякую болезнь (и всякое горе, и несчастные случаи) с непререкаемым апломбом объявлять расплатой за грех! Конечно, они тем самым творят много зла; ко мне однажды привели женщину, которая от ужаса была совершенно белой и почти не могла говорить: она решила со своей бедой обратиться в церковь, но сведущие люди ее до батюшки просто не допустили, а перехватили по пути, допросили и объявили, что детей у нее нет потому, что они с мужем не венчаны. Я сказала бедняге, что Китай и Индия от малолюдства не страдают, хотя венчаных там явно маловато. Тут она задышала и мы спокойно поговорили о том, как кротко, терпеливо, без агитационного запала и скандалов, а напротив, приветливо уговорить мужа повенчаться. А бесплодие исследовать и лечить – само собой. Но больше всего мне жаль этих самых жриц правопорядка – потому что сами-то они живут в таком сером безрадостном мире, что их убедить в том, что Господь благ, вряд ли возможно.

Сразу после этой сцена происходит эпизод, в котором Христос у Марфы и Марии; Марфа готовит «большое угощение», Мария слушает слова Спасителя. Марфа сочла это несправедливым и попросила Христа, чтобы Он отослал Марию на помощь сестре. И услышала: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». При разборе этого эпизода, как представляется, происходит некоторое смещение акцентов: те, кто склонен к деятельности, бросаются оправдывать Марфу, те, кто к созерцательности – Марию. А почему бы нам не поставить в центр рассмотрения Христа?

Вот подумаем: мог ли бы Он отослать Марию? – да никогда; благовествование было наполнением Его земной жизни. А сказать Марфе, что зря она так ожесточилась, Он тоже не мог, потому что жалел ее и ценил ее усилия – не потому что они были направлены на то, чтобы Ему угодить, а потому что она была щедрой, гостеприимной, радушной, а это вовсе не плохие качества. И тем более не мог Он сказать, чтобы она бросила эту свою суету и присоединилась к сестре, потому что это тоже было бы для нее оскорбительно. Но ведь и Мария претерпела: она в сущности получила довольно резкое замечание от старшей сестры. И вот, Христос говорит обеим в сущности о свободе выбора: Марфа сама выбрала занятие для себя, и пресекать ее – значит пресекать ее свободу воли. Что выбрала, то и выбрала, и греха в ее выборе нет. Выбор же Марии был благ, и не может у нее отняться.

Так давайте же читать этот эпизод не для того чтобы снова и снова увязать в ожесточенных и бесплодных спорах о том, кто из сестер подлежит нашему осуждению, а для того чтобы учиться у Христа именно не-осуждению. Представляется, что Марфа и Мария прекрасно иллюстрируют известный тезис Блаженного Августина о границах расхождений среди христиан: обе они любят Господа, обе едины в стремлении почтить Учителя, но только одна – угощением, а другая – своим вниманием.

Остается только пожелать, чтобы Марфы и Марии были взаимно снисходительны – в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе

foma.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: