Ученые описали “космическую атаку” на Урале – это взрыв большого болида

В категориях: Общество, Церковь и власть

Российская академия наук, срочно взявшаяся за расследование неожиданной "метеоритной атаки" на Урале, оперативно поделилась предварительными выводами. "По нашим оценкам размер тела составлял несколько метров, масса порядка десяти тонн, энергия несколько килотонн. Тело вошло в атмосферу со скоростью 15-20 км/с, разрушилось на высотах 30-50 км, движение фрагментов с большой скоростью вызвало мощное свечение и сильную ударную волну. Основная часть вещества падающего тела испарилась, оставшиеся куски затормозились и могли выпасть на землю в виде метеоритов", - сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе РАН.

Пролету метеорита в небе над Челябинской областью сопутствовали три взрыва разной мощности, сообщил председатель регионального отделения Русского географического общества, кандидат географических наук Сергей Захаров. Траектория полета над Челябинской областью, по его мнению, скорее всего, шла под углом около 290 градусов по линии Еманжелинск - Миасс. "По моим наблюдениям, огненный шар летел с юго-востока на северо-запад. Взрыву, которых всего было три, предшествовала яркая вспышка, ориентировочно с температурой более 2500 градусов. Первый взрыв оказался самым сильным", - сообщается на сайте РГО.

По последним данным, которые приводит Znak.com со ссылкой на министра здравоохранения региона Марину Москвичеву, к настоящему времени пострадавшими признаны 985 человек, 43 человека госпитализированы, двое – в тяжелом состоянии, погибших нет, беременных среди пострадавших тоже. В области развернуто 2985 больничных коек.

В сообщении Российского географического общества особо отмечается, что имел место не метеоритный дождь, а взрыв болида. "Болид - крупное небесное тело, по сути, большой метеор, который взорвался при вхождении в нижние, плотные слои атмосферы, осыпав все находящееся внизу осколками, - пояснил Захаров. - Метеоритный дождь практически безопасен, это раздробленные камни, падающие из космоса. Повторю: у нас был взорвавшийся болид, от острых осколков которого, к сожалению, пострадали люди".

"Ярко белая вспышка была такой интенсивности, что полностью осветила огромный двор многоэтажки, в которой я живу, - поделился личными впечатлениями географ. - Ее яркость увеличивалась по нарастающей, в общей сложности вспышка длилась около пяти секунд. Все происходило в полной тишине. Звук, то есть ударная волна, пришла минут через 6. Сразу после взрыва заскулили собаки, в небо взмыли стаи голубей, завыли сирены на машинах. Никто не понял, что случилось…. Я сравнил бы это зрелище с эффектом от разрыва светящей авиационной бомбы САБ".

По расчетам эксперта, высота взрыва над землей составила около 60-70 км. Ориентировочная мощность взрыва 1 - 10 килотонн. "Но согласно измерениям с другой стороны города, высота может составлять и 30 км. В этом случае мощность взрыва будет от 0,1 до 1 килотонны. Угол над уровнем горизонта 40-45 градусов. Ориентировочно эпицентр взрыва приходится к югу от Челябинска (район Еманжелинск - Южноуральск)", - отметил ученый.

Танкисты нашли 6-метровую воронку

Тем временем появилась новая информация об обнаружении обломков метеорита. Ранее в МЧС опровергали сообщения о падении породы, настаивая, что до земли ничего не долетело. Спасатели продолжают настаивать. "Экстренные службы были направлены к местам предполагаемого падения предметов на земле, однако ничего не обнаружили", — говорится в сообщении ГУ МЧС.

У других ведомств иные данные. Так, в МВД ранее сообщили, что два осколка найдены в Чебаркульском районе Челябинской области, еще один - в Златоустовском. Теперь отчитались и военные.

"На месте падения обломка метеорита у озера Чебаркуль военными специалистами произведен предварительный замер уровня радиации. В районе воронки радиационный фон в норме", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель Центрального военного округа Ярослав Рощупкин. Он отметил, что предполагаемое место падения метеорита обнаружено военнослужащими отдельной танковой бригады Центрального военного округа. Диаметр воронки - шесть метров. В данной местности организован постоянный мониторинг радиационной обстановки, подчеркнул Рощупкин.

Сведения об обнаружении обломков у озера в ЧМС комментируют осторожно. "Размер обломков от 5 мм до 1 см. То это или не то - пока не ясно", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МЧС.

"Первый канал" отмечает, что под Челябинском ищут обломки не только спасатели и ученые, сейчас на место предполагаемого падения уже устремились десятки охотников за метеоритами. Цена некоторых из них на черном рынке может доходить до несколько тысяч рублей за один грамм.

Десятки людей в больницах, сотни пострадали и напуганы

Российский президент обеспокоен ситуацией с падением метеорита, передает ИТАР-ТАСС. Он провел встречу с главой МЧС, в ходе которой министр Владимир Пучков попросил одобрения президента на вылет специалистов из Москвы: "Местные региональные власти, по их словам, справляются, но вылет будет не лишним, чтобы оценить ущерб и сделать как можно больше для оказания помощи людям".

Из-за падения метеорита в Челябинской области пострадали, по последним данным, до 600 местных жителя, десятки госпитализированы. "За помощью обратился 571 человек, 34 госпитализированы", - сообщили в Минздраве. Там отметили, что двое пострадавших находятся в тяжелом состоянии. Между тем, по данным губернатора Челябинской области, за медицинской помощью обратились 725 человек, из них 159 детей.

Многие, конечно, находятся в состоянии шока. Например, сотрудница одного из отделений "Почты России" была госпитализирована с сердечным приступом. Испугались и дети, в момент падения небесного тела едва приступившие к занятиям в школах.

В настоящее время спасатели, правоохранители и коммунальные службы работают над устранением последствий ЧС. Известно, что пострадали 43 муниципалитета Челябинской области, в наибольшей степени - восемь. В трех муниципалитетах введен режим чрезвычайной ситуации.

Европейский спутник снял падение метеорита из космоса

В Европейском космическом агентстве ранее заявили, что никакой связи между уральским метеоритом и астероидом не видят. Но это не делает данное событие менее интересным. Так, европейцы внимательно следили за планетой утром 15 февраля и сумели засечь след метеорита при вхождении в атмосферу.

Сфотографировать след от метеорита удалось европейскому спутнику Meteosat с помощью прибора SEVIRI, сообщили специалисты в Twitter спутника. Снимок с другого ракурса опубликован в Twitter ЕКА.

newsru.com