Есть ли будущее у баптистов?

В категориях: Общество, Церковь и власть


Юрий Сипко, бывший Председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов

Христианство в третьем тысячелетии представляет собою достаточно многоликое образование, нередко не только имеющее «разномыслия», но и что конечно удивительно, неприязнь и даже враждебность по отношению друг к другу, при этом всё- таки остаётся христианством, т.е. сообществом с едиными основами.

С другой стороны, было бы удивительно, если бы за две тысячи лет развития христианство сохранило однотипность и одноликость, вобрав в себя, всё многообразие культур двух тысячелетий. При этом в 1900 году христиан в мире было пятьсот миллионов, а в 2000 году 1 миллиард, девятьсот миллионов, т.е. за сто лет выросло в четыре раза. Такой стремительный рост не мог не вызвать всех тех процессов, которые вызывают огорчение в христианской среде. Свою причастность к семье христиан во времени и пространстве мы ощущаем по разному.

Кто-то остро переживает все катаклизмы, свойственные процессу роста великого народа именуемого Христовым, страдая вместе с неизвестными братьями в Нигерии или в Индонезии.

Кто-то не очень проникается учащённым дыханием страдающего рядом брата.

Кто-то потея подсчитывает результаты проведённых евангелизаций, умножая количество часов на километры расстояний и деля всё это на количество долларов, пытаясь определить стоимость спасённого грешника, ни вложив при этом ни копейки, а кто-то как ребёнок радуется каждому дню, просто благодарит Господа за солнце, воздух и за хлеб. Но все наши движения, вздохи и их отсутствие не проходят бесследно.

Кто-то восторженно вознёс хвалу Спасителю, и рядом кто-то в ответ прошептал: «подожди радоваться – то, что ещё ждёт нас, не знаем…»

Кто-то вздохнул, в сердцах произнеся возглас отчаяния, и тут же рядом прозвучало: «держись брат, Пастырь наш обещал не покинуть нас…» Это мы, церковь Господа Иисуса Христа! Это братство, основанное на крови Сына Божия, которое мы призваны любить. Из вселенского братства, церкви вне времени, Бог определил для нас время и место. Познание Вездесущего и Всемогущего для нас возможно лишь в ограниченном пространстве и времени.

Мы задаём себе вопросы.

Иногда получаем ответы, и часто успокаиваемся, но бывает и так, что ответы нас не удовлетворяют.

Мы глотнувшие совершенства, хотим лишь его и пить, но остаёмся пока среди несовершенных и сами несовершенны. Мы вдохнули чистого ароматного воздуха и так хотим остаться в наслаждении, но воздух жизни пропитан плачем и горем и неверием… Среди плача трудно. Иногда плач сменяется скрежетом зубов и возгласами ненависти. Это ещё труднее. Потом вдруг тишина, и, кажется, что всё страхи были лишь сон. Но в тишине появляется ещё более угнетающий страх. Всё затаилось, я один, нет никого рядом… Все куда –то ушли, у них успех, они процветают, а мы остались на обочине истории.

Нередко слышу вопрос: Есть ли у баптистов будущее.

Помню, даже такие статьи появлялись в христианских изданиях. Иногда это непроизвольное столкновение мнений, иногда спланированная дискуссия.

Все виды таких разговоров я расцениваю как позитивные, ибо немалое число противников Евангелия стало верными свидетелями Господа, начав свою деятельность с искоренения «заблуждений». Таким был Савл, ставший потом Павлом.

Такие вопросы задавали и ученики своему Учителю. Вот как об этом пишет апостол Матфей:

« Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

Можно было бы и ограничиться этим более чем убедительным ответом Господа, но поскольку разговор продолжается, и каждое поколение учеников снова задаёт этот вопрос, я также, как дитя своего времени желаю поговорить об этом. Не имея времени и возможности быть в таком диспуте участником, я не удержался от возможности высказаться, так сказать, в виртуальном виде.

Немного о том, кто такие баптисты.

История их, в общехристианской истории, имеет след очень яркий, и выразительный. Не то чтобы от апостолов мы могли проследить историю баптистов, так сказать их преемственность, но то, что баптисты были, не только верны евангельским принципам в крещении, но верны и духу евангелия. И сегодня мы вошедшие в труд отцов, в их веру, справедливо оцениваем своё исповедание на предмет соответствия Евангелию. Именно так я и рассматриваю в основном природу дискуссий о будущем баптистов. Допускаю и то, что есть носители такой точки зрения, что баптисты в Евангельском движении исчерпали себя, мол, верность принципам сформулированным несколько веков назад делает баптистов памятником истории. Такая точка зрения имеет право на существование, но думаю, что её последователи имеют внутреннюю проблему. Отсутствие личной веры, неудовлетворённость, то, что называется «комплекс неполноценности» порождает такую суетливую, надрывную обречённость.

Какие основные признаки веры и верности мы сформулировали бы сегодня, став насколько возможно независимыми экспертами, не существующего сегодня христианства, но вытекающего из Евангелия. Я сделаю предложения, и буду рад вашим. Так мы можем обновить свои корневые основы веры.

Наверное, первым, можно согласиться, будет слово Спасителя: «должно вам родиться свыше»

Рождение свыше – первый шаг ко Христу и во Христе.

Это включает в себя покаяние, исповедание грехов, возрождение и крещение. Я сейчас не углубляюсь в библейское обоснование таких выводов, они не новы в принципе, но на самом деле каждый из нас для себя должен лично прийти к этому и познать это и принять это. Не как традицию. Не как уроки воскресной школы. Из общей толпы баптистов, Господь вычленяет тебя лично, и богословский вопрос приобретает конкретное выражение в частной твоей жизни.

Тебе действительно прощены грехи твои? Ты возрождён?

Ты записан в книге жизни? Ты храм Духа святого? Если и умрёшь, оживёшь! Веришь ли сему? Бог говорит: Будьте святы! А ты свят?

При этом, как ни парадоксально, никакого ума не хватит придти к этому и принять это, если как Христос сказал, не будет дано свыше…. В таком проникновении в духовную сущность веры исчезает страх за баптизм, возникает убеждённость в святости церкви Божьей, именно вот этой поместной церкви ЕХБ, в которой Дух Святой явился тебе и возродил тебя. Становится зримым твоя причастность Божескому естеству. И шепотом: «уже не я живу, но живёт во мне Христос»!

Церковь –как община.

Первая церковь рождённая Кровью Иисуса Христа Воскресшего и Духом Святым, является для нас образцом Библейской церкви. Какие принципы отличают церковь Нового Завета.

Общение.

Один за всех и все за одного. «Поэтому, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». 1Кор.12:26. В этом баптисты вполне соответствуют первой христианской церкви. Однако есть и нужда в укреплении братской солидарности святых.

Общие молитвы.

В этом и сегодня евангельские христиане баптисты сильны и верны. Молитвенные специальные собрания, молитвенные группы, утренние молитвы, ночные молитвы, молитвы братьев служителей. Слава Богу за дух молитвы в наших церквах! Особое благословение – семейные молитвы. Родители и дети, чтение Писания и молитвы на коленях. Это христианство!

Общее учение.

На самом деле этот принцип для баптистов декларируется также, но в практике быть может, не совсем исполняется. Что я имею в виду. Библия – откровение Божие, достаточное и полное для познания Бога и спасения.

Но если христиане первой церкви пребывали в учении апостолов, то сегодня я нередко встречаю христиан рассуждающих об учении апостолов.

Согласитесь, это не одно и то же. Особенно там, где современные апостолы не желают учиться, их учение случается и противоречит учению апостолов.

«Одной из причин, я убежден, является отрицание образования со стороны многих пожилых служителей. Они теряют стимул, который есть в других профессиях… Для доктора, каждый случай это новое исследование. Открываются новые заболевания и способы лечения. Он должен не отставать от времени или же кто-либо иной захватит его практику. Адвокат находит новые элементы в каждом деле. Верховным Судом принимаются новые решения, и он должен исследовать их. В государственном управлении постоянно возникают новые вопросы. Возникают разнообразные политические связи, поднимаются новые проблемы, иногда очень сложные, требующие глубокого понимания, чтобы охватить все мельчайшие детали. У политика нет старой проповеди, которую он может найти и использовать. Он должен думать, учиться, писать, что сохраняет его разум свежим и деятельным. Он не имеет времени для сна. Но старый служитель сидит под своей лозой или финиковым деревом, и перед ним нет никого, кто может досадить ему или испугать… У него не хватает времени и он предлагает своей церкви речь, написанную им двадцать лет назад, на вопрос, о котором уже все забыли. Все его мысли – о прошлом; его проповеди – прошлое; и сегодняшнее поколение чувствует, что он вряд ли является одним из них». Давид Браун.

Не кажется ли вам, что это актуально для нас…

Хлебопреломление, как свидетельство единства с Господом, в Теле Его. Память о Господе, о жертве Искупления.

Думаю, что в этой части церковной жизни евангельское баптистское братство верно учению Господа. Сберечь бы этот дух благоговения и трепетного отношения к Вечере. И не стыдиться возвещать смерть Господню.

Дух Святой для возрастания и свидетельства.

То, как действовал Дух святой в апостольской церкви, конечно вдохновляет. То, как Он действует в наших церквах, иногда угнетает. Как мы и поём: Падают капли… Баптисты нередко боятся Духа святого. Учение о Духе Святом принятое в Евангельском баптистском братстве совпадает с тем, что написано в Евангелии, но практика далека от написанного. Я думаю, нам не стоит об этом умалчивать, и испытывать себя на предмет доверия Духу Святому надо постоянно. Например, в области отвержения себя, что является определяющим для всякого называющего себя христианином, баптисты достаточно верны и доверяют Духу святому. Может быть, в советское время отвержение было более явным, и связано было с потерей всех благ бытия, но и сегодня сотни миссионеров, проповедников, пресвитеров, трудятся беззаветно для Господа, для ближнего, довольствуясь «малым». Также верны и последовательны в том, что Христос является центром всего нашего служения.

Христос царствует.

Христос сегодня ходатай за нас.

Христос искупительная жертва.

Христос глава церкви.

Христос первенец из мёртвых

Христос единственный учитель.

Христос путь.

Христос истина.

Христос жизнь.

Именно об этом свидетельствует Дух Святой.

В этом, как теории, баптисты преуспели и за это, слава Богу, Духу Святому. Однако всё больше свидетельств того, что практика отличается от теории. Как плод веры и верности евангельская церковь живёт, свидетельствуя, совершая дело милосердия, и распространяя евангелие до края земли. Всё это она делает силою Духа святого. Главенство Христа над церковью неоспоримо и сомнению не подвергается. Но нередко авторитет пастыря столь велик, что Христос вовсе не нужен. Братский совет всё уже решил. Спаситель сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»; Как это отрезвляюще звучит.

Откуда сомнения?

Один вопрос: «Я, в той ли церкви»?

Другой вопрос: «Я Христианин?»

И, скорее всего, сомнение рождается и утверждается именно там, в сердце моём. И сомнительна не будущность баптистов, сомнительна моя будущность. Чтобы обрести личную уверенность, надо те вопросы, которые я лишь затронул, проработать для себя основательно.

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим. 8: 35 -39.

Если вы не уверены в такой силе Божьей любви, во что же вы верите, и в чём вы уверены?

Истина, познание которой делает нас свободными, по словам Христа, эта истина определяется голосованием, или она открыта в Евангелии? Я думаю, что нам не о чём дебатировать, если мы истину определяем голосованием или популярностью в народе, как сегодня делают, в том числе и христиане. Если это так, тогда мы не имеем будущего Ещё несколько вопросов в этой связи.

1. Церковь Евангельских христиан баптистов – это одна из традиций в христианстве или это «Христос в Вас упование славы»? Кол. 1: 27.

Вот тут, кстати, хорошо бы историю полистать, чтобы увидеть, как действительно действовал Дух Святой сохраняя свою церковь в истине, даруя верным своим ревность к чистоте веры и свободе во Христе. У баптистов нет никакого имени, кроме Иисуса, которое бы они чтили как того, кому следуют в вере. Ни Лютер, ни Онкен, ни Кальвейт, ни Кальвин, ни кто другой не стали основателями баптистского евангельского христианства.

Рождение свыше, жизнь по Духу, водительство Духа, молитва и жертвенное служение Христу – это упование славы!

2. Мы утверждаем себя тем, что видим вокруг, или тем, кто есть Христос?

Это можно ещё иначе выразить, вспомнив слова апостола Павла в послании в Рим. «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Пётр шёл по волнам, пока глядел на Христа.

Пётр начал тонуть, как только стал смотреть на волны моря.

Будущее было безоблачным среди туч и бури.

Будущее исчезло, так что и настоящее потеряно. …

Если твоё состояние похоже на тонущего Петра, то не баптисты в том виновны, но виновен ты, увлёкшийся созерцанием не Учителя, а преходящего, земного бушующего моря. Может быть перед твоим взором совсем не буря, а радость безудержная, и ты не силах глаз оторвать от такого захватывающего зрелища. Где – то я уже встречал такую картину. Да, это же жена Лотова, она уже спасённая не могла глаз отвести от полноты дворов своих, богатств своих; «вспоминайте жену Лотову», говорит Спаситель. Пример апостола Павла, кажется уже достигшего совершенства, однако снова как в первый раз, вслед за Христом: «стремлюсь к цели, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус».

3. Мы в соревновании с теми, кто окружает нас, или мы « соработники у Бога»?

Вопрос можно счесть риторическим, но когда некоторые исследования дают данные, что в церквах ЕХБ 7,8 % актива, не удивительно, что возникают сомнения и дискуссии о будущем.

Евангельское учение о церкви говорит: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»;

Как же это так случилось, что в евангельской церкви более 90 % статистов? Бесцельность порождает равнодушие, равнодушие приводит к бесплодию. Бесплодие по сути уже смерть. Ведь такие ветви Он отрубает и бросает в огонь! Соработничество у Бога великая для нас честь, и пренебрежение этим даром есть богохульство. «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех»!

Всеобщее священство предполагает 100%-е участие в служении. Ясность призвания. Святая цель. Посвящение в деле! Церкви ЕХБ всегда этим и отличались. Когда в советское время чекисты уводили на расстрел служителей, служение не останавливалось, вставали новые братья и звали детей Божиих к молитве, труду, и свидетельству. Когда мужчин в церкви не оставалось, вставали женщины, и молитва не умолкала, но умолкла советская власть.

И сегодня церковь ЕХБ, это община равных, братьев и сестёр, молящихся, совершающих труд любви, несущих благую весть погибшим, живущим свято, одним словом «соработники у Бога». Кто не знает чем заняться — становись на колени и молись. Во первых проси прощения у Бога. Ты растратил бесценное время данное тебе. Ты своим ропотом соблазнил малодушных. Потом молись о том, чтобы Бог открыл тебе Свою волю, и принял тебя в Свой труд. Участь лукавого и ленивого раба в Евангелии открыта очень ясно. «негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"». Матф. 25: 30.

4. Наш успех – это превосходство над другими, или это верность Христу?

В мире грешном и прелюбодейном, успех, в сущности, есть превосходство над другими. Так расценивают своё достоинство большинство образований, как политических, так и экономических, и в немалой степени религиозных. Наш Пастырь, воскресший и превознесённый, был отвержен людьми. Обезображен, оплёван, предан своим же учеником и распят как разбойник. Он не победил на выборах, Он не сколотил состояние. Во дворцах сильных мира сего того времени всё посчитали и отдали его на смерть.

У Него нет будущего – сказали фарисеи

У Него нет будущего – сказали священники.

У Него нет будущего – сказали римляне во главе с Пилатом.

У Него нет будущего - сказал Иуда, предпочитая 30 сребреников.

У него нет будущего – говорят сегодня многие люди разных сословий.

Некоторые из говорящих называют себя христиане.

Будь верен до смерти и дам тебе Венец жизни, говорит Хозяин настоящего и будущего.

5. Наше будущее – это богатство, власть, или царство небесное?

Есть ли у вас будущее, спросим мы участника любого движения, и он ответит утвердительно. Торгующий семечками скажет да, ибо продав первый мешок, он получит прибыль и удвоит её после продажи второго мешка. Партийный агитатор разрисует вам райские прелести, в случае если вы проголосуете за его партию. Банкир надеется в случае успеха на умножение капитала. Когда мы баптисты говорим о будущем, что мы имеем в виду?

Политический успех? Признание среди сильных мира сего? Звезда экрана?

Если вас прельщает табуретка на пире сильных мира сего, Господь не обидится, но Он приглашает нас разделить с Ним Его вечное царство.

Если Вы жаждете приложиться к пирогу, дележом которого занимаются здесь некоторые, то Он предлагает целиком пирог, за столом Царя Царей, пред Которым преклонится всякое колено небесных земных и преисподних.

Если вас прельщает будущее в камнях памятников архитектуры, и искусства, то Он предлагает вам всю вселенную во владение вместе с памятниками, причём на неограниченное время.

Но наш Господь говорит: «Царство Моё не от мира сего».

На предложение помочь разделить наследство между братьями Он ответил отказом: « кто поставил Меня делить Ваши деньги?»

На предложение занять царский престол Он сказал: « Я не пришёл, чтобы Мне служили, но Я пришёл послужить, и отдать жизнь свою за многих…»

И Он сказал тихо, так что немногие услышали, но уверенно: « где Я, там и слуга Мой будет», взошёл в присутствие Отца. «Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». И всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков». Аминь! Аминь! Аминь!

Я в это верю. У меня, поэтому есть будущее.

А у вас?

ysipko.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: