Креативный класс в России: его социальные и экономические параметры

В категориях: События и вести


Россия вышла на второе место в мире по размеру креативного класса

Несколько лет назад в России велось много разговоров о среднем классе и гражданском обществе. На эту тему писали статьи и защищали диссертации, проводили конференции и принимали законопроекты. Чиновники и журналисты сходились во мнении, что средний класс нашей стране необходим, и с нетерпением ждали его появления. Однако год назад вместо долгожданного среднего класса появилась совершенно иная каста, незнакомая, непонятная, с соответствующим названием – «креативный класс». Портал Easyfinance.ru составил экономический портрет типичного представителя творческой интеллигенции в России.

Понятия «креативный класс» нет ни в одной модели социального устройства. Другое дело термин «средний класс», который употреблял еще Еврипид, не мудрствуя лукаво разделявший общество на богачей, средний класс и бедняков. Причем древнегреческий драматург уделял особое внимание этой страте: «Лишь средний класс для города опора, он законам покорствует и власти». За столетия эта идея не изменилась. В классической теории социальной классификации, предложенной американцем Ллойдом Уорнером, средний класс присутствует в трех видах, а вот о креативном классе знаменитый социолог и не слышал.

Креативный класс - термин все еще молодой и непонятный. Предложил его в начале нового тысячелетия еще один американец, Ричард Флорида, который определил его как часть среднего класса, занятую творческой работой. Причем вошли в эту богемную касту не только писатели и музыканты, но и веб-дизайнеры, ученые, исследователи, программисты, инженеры, журналисты, маркетологи, спич-райтеры, пиарщики и представители многих других модных в информационном обществе профессий.

В России принято ругать друг друга терминами, вот и «креативный класс» стал у нас утонченным способом сказать человеку, что он сноб и белоручка. А ведь между тем теоретики креативного класса отдавали ему ключевую роль в успехе экономического развития городов, регионов и экономики в целом. Ведь именно эта социальная прослойка непосредственно влияет на развитие любого общества, создает инновационную стратегию и является движущей силой прогресса.

Easyfinance.ru провел исследование и составил потрет типичного представителя креативного класса в России. Это образованный человек от 20 до 45 лет, как правило, имеющий два высших образования и отличное знание как минимум одного иностранного языка, житель крупного города, с высоким ежемесячным доходом. Одной из основных характеристик креативного класса является независимость и стремление к свободе как в выборе места жизни и работы, так и в выражении своего мнения.

Представители креативного класса быстро осваивают новые знания, часто имеют несколько профессий, востребованы на рынке труда вне зависимости от экономической ситуации. Типичного представителя креативного класса отличает амбициозность и высокая самооценка.

По словам Р. Флориды, в России сейчас около 13 млн представителей креативного класса, то есть ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях.

По данным организации, в среднем представители креативного класса в России зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц. При этом 70 тыс. руб. являются постоянным доходом, а 30 тыс. руб. - это переменные источники заработка. Из ежемесячного заработка тратится в среднем 80-95%, остальное откладывается.

Средний размер сбережений представителя креативного класса составляет около 300 тыс. руб., что соответствует примерно 25% его годового дохода. На инвестиции такой горожанин тратит в среднем 9 тыс. руб. в месяц, на питание – 20 тыс. руб., на досуг – 15 тыс. руб.

Интересно, что на автомобиль тратится в среднем 11% дохода, на питание – 20%, на одежду и обувь - 12%. При этом креативный класс, как правило, не экономит на своем внешнем виде и предпочитает товары высокого качества в ценовых сегментах премиум и суперпремиум.

Как отмечает Easyfinance.ru, можно сказать, что это человек, знающий цену деньгам. Он, как правило, тщательно планирует свои расходы и не совершает необдуманных покупок. Приоритетными расходами для него являются оплата жилья, путешествия, приобретение гаджетов и предметов одежды. При этом представитель креативного класса имеет стратегический финансовый запас, необходимый ему в первую очередь для того, чтобы оставаться независимым.

lf.rbc.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: