Пять важнейших элементов поклонения в церкви: как построить воскресное утреннее богослужение

В категориях: Общество, Церковь и власть


Др. Марк Дэвер, Пол Александер

 

 

Иисус созидает Церковь силой Своего Слова (Матф. 16:18; Рим. 1:16; 10:17). Этим же Словом Он регулирует поклонение церкви, милостиво объясняя нам, как мы должны приближаться к Нему. Как же мы можем построить воскресное утреннее богослужение и поклонение, чтобы оно отражало Божье посвящение устроению церкви Его Словом?

Церковнослужители, на протяжении столетий посвящавшие себя реформированию церкви в соответствии со Словом Божьим, действовали по одной и той же схеме: читали Слово, проповедовали Слово, молились по Слову, пели Слово и делали Слово видимым в священнодействиях. Эти пять основополагающих принципов, часто упоминаемые богословами как элементы совместного поклонения, жизненно важны для совместной жизни, здоровья и святости любой поместной церкви.

Чтение Библии

«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). Господь повелевает пасторам обращать внимание на то, чтобы Писание регулярно читалось во время общих богослужений. Писание имеет силу, даже когда его читают, не пытаясь объяснить (Иер. 23:29; 2 Тим. 3:16; Евр. 4:12)! Уделяя время на воскресных утренних богослужениях, посвящённое только чтению Писания вслух безо всяких комментариев, мы таким образом показываем, насколько высоко мы ценим Слово Божье. Это показывает, насколько мы всегда готовы слушать Писание. Это признание того, что жизнь и рост поместной церкви целиком и полностью зависят от Слова Божьего и его силы, и что мы действительно верим, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Матф. 4:4). Мы признаём свою слабость и постоянную нужду в напоминании о том, что говорит Бог. Это показывает, что мы готовы слушать Слово Божье, чтобы получать из него наставления, увещания и оценивать по нему свою жизнь. Мы с готовностью соглашаемся принять его объяснение реальности, а также его суждения и обличения нас самих. Это показывает, что мы безоговорочно желаем покориться его суждениям и повелениям. Итак, если регулярное совместное чтение Библии вслух означает так много, что мы можем сказать в своё оправдание, если пренебрегаем им?

Проповедь Библии

«Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Бог велит пасторам постоянно проповедовать Писание. Проповедь Слова Божьего — установленный Богом метод донесения Благой вести грешникам (Рим. 10:14-17; ср. Деян. 8:4). Пасторство, в конечном счёте, подразумевает заботу о своём спасении и спасении других людей (1 Тим. 4:13-16). Но мы не можем делать этого, не посвятив себя проповеди и учению, потому что только Евангелие удостоверяет спасение (Рим. 1:16). Если вы перестанете проповедовать это Евангелие, то вы тем самым уклонитесь от обязанности за провозглашение спасения душам, которые поручил вам Бог.

Вот почему так важно регулярно говорить призывные разъяснительные проповеди. Нам нужно проповедовать не только весть о спасении каждое воскресенье — людям нужно не только молоко, но и твёрдая пища (Евр. 5:11-14). Но не нужно также и проповедовать только на тему того отрывка, который вы зачитываете, в отрыве от его связи с Евангелием (1 Кор. 2:15). Нашим церквам нужна сбалансированная «диета» из проповедей, которые представляют Евангелие и его применение как естественный вывод из основной темы библейского отрывка каждой отдельной проповеди. Христос сказал, что всё Писание свидетельствует о Нём (Лук. 24:27, 45-47). Он дал нам и позволение, и повеление читать всё Писание «сквозь очки Евангелия», а затем проповедовать с этой точки зрения на любое место Писания, адресуя его таким образом и верующим, и неверующим, со всей его истиной, силой и выводами.

Молитва по Библии

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, ходатайства, благодарения за всех людей» (1 Тим. 2:1). Это повеление дано в начале главы, которая содержит инструкции по совместному поклонению и устройству общины. Павел хотел, чтобы эти молитвы были основным элементом в проводимых Тимофеем общих собраниях верующих и их совместном поклонении. Христос цитировал Исаию, говоря: «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Матф. 21:13). Бог повелевает пасторам руководить общинами в совместных молитвах. Всё, что происходит перед церковью, является частью служения научения церкви. Вы учите членов своей общины либо библейской молитве, либо неправильной молитве, либо учите их не молиться вовсе, и всё это — просто на основании того, сколько времени вы уделяете во время собрания совместной молитве и как вы заполняете это время.

Писание учит нас, как нужно молиться. Молиться по Слову Божьему во время общего собрания, обращая эту молитву к Богу, означает, что мы хотим приближаться к Нему на Его условиях, а не на наших, и в соответствии с тем, как Он открыл Себя людям, а не с тем, каким видеть Его хотели бы мы. С нашей стороны будет мудро наряду с песнопениями, чтением Писания и даже чтения в собрании исповеданий исторического христианства включать в молитву прославление, исповедание, благодарение и прошения. Молитва прославления, или хвалы, будет сосредоточена на прославлении Бога, Его качеств и совершенств. Молитва исповедания будет совместным исповеданием общиной грехов, которые были совершены со времени последнего собрания, особенно непослушания прочитанному в прошлый раз месту Писания или Десяти заповедям или принципам, о которых будет проповедь сегодня. Молитва благодарения будет сосредоточена на выражении благодарности за духовные и физические дары, которые Бог дал нам. А молитва прошения будет функционировать как пасторская молитва, поскольку в ней пастор принесёт Богу все нужды общины, помолится за светские власти, за поместную церковь с позиции приоритетов молитв Апостола Павла за церкви и, возможно, даже помолится об основных темах предстоящей проповеди.

Такие молитвы признают нашу всеобщую зависимость от Бога. Они также служат ко благу людей не только в смысле их участия в хорошо спланированном поклонении, но и в смысле формирования в них зрелости и почтения при обращении в молитве к Богу. Если вы как пастор разочарованы тем, что ваша церковь не молится, спросите себя: видит ли она пример молитвы?

КОПИЛКА МЫСЛЕЙ

1.    Имеет ли воскресное собрание вашей церкви все пять элементов поклонения (чтение, проповедь, молитва, пение и видимое провозглашение Слова)? Если нет, то почему?

2.    Как вы можете начать работу по включению в служение тех элементов, которых недостаёт вашей церкви?

Пение по Библии

Назидайте «самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5:19). Повеление назидать друг друга и прославлять Бога песнями было дано всей ефесской церкви. Таким образом, часть пасторского руководства состоит в том, чтобы содействовать этому виду созидательного поклонения. Но опять-таки, Иисус использует Своё Слово для созидания и назидания церкви. Поэтому имеет смысл петь только те песни, в которых Его Слово используется точно и обильно. Чем точнее применяется библейское богословие, слова и образы, тем лучше, потому что Слово созидает церковь, а музыка помогает нам запомнить Слово, которое мы так быстро забываем.

Это, конечно, не значит, что вы должны использовать исключительно старые песни и гимны. Будет мудро и назидательно использовать различные музыкальные стили, чтобы музыкальные вкусы людей расширялись, когда в служение будет включаться всё большее разнообразие жанров разных периодов времени. Такое широкое представление может помочь уменьшить трения между людьми из-за музыкальных предпочтений, основанных на личных традициях или опыте, что, в свою очередь, уменьшит вероятность разделения или конфликтов относительно музыкальных стилей. Тщательное планирование может помочь обезвредить большинство пресловутых бомб в «войнах поклонения».

Это, однако, означает, что вам как пастору нужно иметь богословскую проницательность в том, к чему вы ведёте и призываете паству в тех или иных песнях. Вам также нужно иметь достаточно смелости, чтобы не позволить себе быть водимым музыкальными предпочтениями большинства членов церкви или ответственного за музыкальное служение, а руководиться только богословским содержанием песен и их назидательным потенциалом. Назидание (созидание) происходит, когда людей призывают и вдохновляют понимать и применять Евангелие по-библейски, а не тогда, когда люди испытывают эмоциональный подъём или принимают временные эмоциональные переживания за поклонение.

Стихи, положенные на музыку, имеют созидающее влияние, потому что легко запоминаются. Используйте песни, которые наполняют разум истинами о Божьем характере, формируют наше мировоззрение посредством Божьей истины и учат нас библейскому значению и личному применению Слова Божьего. Как с молитвой, так и здесь, всё, что происходит в церкви во время богослужения, является частью служения поучения в церкви. Поскольку вы — старший пастор, ответственный за учение в церкви, то в ваши обязанности входит направлять паству на злачные пажити песен, в центре которых Бог и Евангелие, подальше от безводных пустынь богословского вакуума, эмоционального неистовства или зацикленности на человеческом опыте. Лучшими из старых гимнов или современных песен прославления являются те, которые направляют наше внимание от нас самих к характеру Божьего Евангелия. Научитесь видеть разницу и будьте осторожны относительно того, чему вы учите людей посредством песен, которые они поют. Если возможно, не перекладывайте эту ответственность ни на кого другого. Бог спросит именно с вас за этот аспект служения поучения, — даже если вы переложите его на других (Евр. 13:17).

Видение Библии

«Это совершайте в Моё воспоминание» (Лук. 22:19). Священнодействия — это видимое изложение Благой вести. Это «живые картинки», представляющие духовные реалии Евангелия, записанные и совершённые Самим Иисусом. Хлеб и вино в Вечере Господней представляют кровь и плоть Христа, пролитую и ломимую для искупления наших грехов. Они являются видимым напоминанием о крестном подвиге Христа, совершённом ради нас (Лук. 22:19-20). Подобным образом и крещение показывает нашу духовную смерть по отношению к греху, наше символическое погребение с Христом и воскресение с Ним к новой жизни (Рим. 6:34). Таким образом, священнодействия — это, когда мы видим ожившее Евангелие и лично в нём участвуем. В священнодействиях изречённое слово Божьих обещаний обретает форму — мы видим и принимаем хлеб и вино; мы чувствуем воду крещения. Это средства благодати, установленные Иисусом, которые Бог использует для заверения Своего народа в том, что Его Благая весть достойна доверия, а наше участие в ней — реально.

Священнодействия — это видимые знаки и печати, подтверждающие участие в Новом завете. После верной проповеди Слова, верно преподанные священнодействия — самые явные отличительные знаки церкви в мире. Поэтому особенно важно, чтобы пастор был верен в этом. Отчасти, верность в совершении священнодействий означает, что крещение необходимо для членства в церкви. Крещение — это внешнее выражение духовного обращения. Это первый видимый знак принадлежности к Новому завету, отождествляющий человека с Божьим народом. Таким образом, оно должно быть первым внешним требованием к членству в церкви.

Верность в этом также предполагает, что, когда необходимо, мы применяем церковное наказание — в итоге ограждая людей от участия в Вечере Господней, если они находятся в состоянии явного нераскаянного греха, или имеются серьёзные основания подозревать их в тайном, нераскаянном грехе из-за длительного непосещения церкви. Такие грехи ставят под вопрос истинность исповедания члена церкви. Заботливый пастор, не допуская такого члена церкви к участию в Вечере, предупредит его, что «кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1 Кор. 11:29).

Проявляя такую осторожность при совершении священнодействий, мы можем предотвратить ложные обращения, защитить природу церковного членства, предотвратить необузданную безнравственность и таким образом избежать обвинений в лицемерии, делая наше благовестие более здравым и согласующимся с нашим личным свидетельством.

КОПИЛКА МЫСЛЕЙ

1.    Почему пастор несёт ответственность за песни, которые поются в церкви?

2.    Есть ли в репертуаре вашей церкви песни, которые не служат хорошим наставлением для паствы?

3.    Играют ли священнодействия присущую им роль в вашей церкви? Нет ли того, что занимает их место?

 

Др. Марк Дэвер, Пол Александер. Продуманное созидание церкви. Служение, основанное на Евангелии

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: