Роль человеческого капитала в мировом экономическом развитии.

В категориях: Политика, экономика, технология


Никитская Елена Федоровна, Леонтьева Лидия Сергеевна

МЭСИ-naukovedenie.ru

 

Одной из важнейших тенденций в мировом экономическом развитии на современном этапе является использование знаний человека в качестве главного фактора экономического роста. Происходит постепенный отказ от технократического подхода к человеческому капиталу и неуклонно усиливается значимость гуманитарных начал и социальных аспектов при формировании экономической политики на национальном уровне, прежде всего, в развитых странах. В Руководстве Осло, (общепризнанном в мире методологическом издании в области инноваций), отмечается, что роль человеческого капитала в инновациях важна как на уровне отдельного предприятия, так и на более высоком уровне. В связи с этим представляют интерес вопросы качества системы образования, его соответствия потребностям инновационных предприятий, усилия предпринимаемые предприятиями для инвестирования в человеческий капитал своих сотрудников, наличие возможностей у предприятия для обучения собственных работников и т.п. В то же время, в Руководстве Осло отмечается недостаточная разработанность методов измерения роли человеческого капитала в инновационной деятельности и ограниченность информации в данной сфере.

Впервые понятие человеческого развития было сформулировано в 1990 году в докладе Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), в котором сказано: «Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора — жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение». Эксперты ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов на основе статистических данных национальных институтов и международных организаций ежегодно рассчитывают и публикуют индекс человеческого развития (Human Development Index - HDI), который измеряет достижения стран по трем основным направлениям — состояние здоровья граждан, получение образования и уровень доходов. Россия по результатам анализа за 2011 г. была отнесена к странам с высоким индексом человеческого потенциала, заняв 66 место.

Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 68,8 лет; средняя продолжительность получения образования — 9,8 лет; средняя ожидаемая продолжительность получения образования — 14,1 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 14 561 в год. Несмотря на положительную оценку человеческого потенциала, в целом, межстрановые сравнения показывают, что России находится на уровне, характерном для неблагополучных стран по показателям социального неравенства, экологии, продолжительности жизни.

Тенденции, сложившиеся в мировой экономике, в том числе, в европейской практике, связанные с человеческим фактором, приняты за основу российскими правительственными структурами при разработке государственных программ в области инноваций. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития рассматривается как вызов для России, в связи с чем, намечено преодоление имеющихся негативных тенденций, связанных с сокращением численности населения, растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров, снижением уровня доступности и качества социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одной из основных задач намечено развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Однако в системе целевых индикаторов инновационного развития Российской экономики не учтены в полной мере количественные параметры развития человеческого потенциала. В состав регулируемых параметров включены показатели, непосредственно относящиеся к инновационной сфере и отражающие степень охвата населения различных возрастных групп образованием, в том числе соответствующим требованиям образовательных стандартов нового поколения; активность участия населения в непрерывном образовании; активность участия школьников в олимпиадах и конкурсах. Это характеризует технократический подход государства к развитию человеческого капитала, не сбалансированного с социальными и гуманитарными аспектами.

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: