Россия – обычная страна: ценностный портрет россиян на европейском фоне

В категориях: События и вести

Владимир МАГУН, Максим РУДНЕВ

Россия в зеркале Европейского социального исследования

demoscope.ru

 

В общественных дискуссиях о будущем России всегда активно обсуждается вопрос о ее европейской («западной») или неевропейской идентичности, об общем с другими европейскими странами или, наоборот, особом пути развития. Исследование сходств и отличий базовых ценностей россиян и жителей других европейских стран неизбежно оказывается тесно связанным с этой более широкой российской полемикой.

Нам кажется, что результаты исследования, излагаемые ниже, подтверждают общий тезис, выдвинутый американскими учеными А. Шлейфером и Д. Трейзманом в известной статье «Россия – обычная страна» [2] . Суть этого тезиса в том, что, несмотря на все своеобразие нашей страны, процессы в сегодняшней России, в целом, подчиняются общим закономерностям, характерным для стран сходного с ней уровня экономического и политического развития. Авторы имеют в виду и упоминают в своей статье страны, расположенные на разных континентах. Применительно к Европе, исходя из этого тезиса, можно ожидать, что Россия окажется сравнительно близка по своим ценностям к другим постсоциалистическим странам, с которыми ее объединяет сходный исторический опыт новейшего времени и к которым она близка по уровню экономического развития. Можно также ожидать, что и среди старых капиталистических стран Европы Россия окажется ближе к тем странам, которые меньше отличаются от нее по уровню экономического развития – в частности к странам Южной, нежели Западной и Северной Европы.

Российские базовые ценности являлись объектом сравнительного межстранового анализа в целом ряде работ, но в большинстве этих работ Россия не была специальным, отдельным от других стран предметом анализа. Кроме того, большинство выводов в проведенных ранее исследованиях строилось на базе агрегированных данных, когда целая страна отображалась в виде точки, соответствующей средним оценкам ее населения по одному или нескольким ценностным параметрам.

В данной статье ценности определяются как убеждения человека в значимости (или важности) лично для него некоторого объекта или явления, как цели или средства в широком круге ситуаций; базовые ценности – те конечные, целевые ценности человека, на основе которых формируется все множество инструментальных (оперативных, текущих) ценностей, направляющих его жизнедеятельность.

Богатые возможности для обоснованных сравнений субъективной культуры России и других европейских стран появились благодаря вступлению нашей страны в 2006 году в число участников European Social Survey (ESS) – "Европейского социального исследования" (www.europeansocialsurvey.org; www.ess-ru.ru). Это впервые позволило нарисовать ценностный портрет населения России в сопоставлении с большей частью населения Европы. В ESS участвуют как "старые" капиталистические страны, так и бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, в том числе, кроме России, три страны, входившие в состав СССР. В данной работе анализируются данные по 32 странам.

Результаты исследования: Россия - обычная страна со своими проблемами

Выводы о сходствах и отличиях базовых ценностей, полученные в данной статье, подтверждают тезис о России как стране, подчиняющейся общим закономерностям, характерным для стран сходного с ней уровня экономического и политического развития. В большинстве предпринятых сопоставлений Россия оказывалась ближе по своим ценностям к сходным с ней по новейшему историческому опыту и близким по уровню экономического развития постсоциалистическим и средиземноморским, нежели к западноевропейским и скандинавским странам. Кроме того, Россия оказалась на линии тренда, характерного для всего множества европейских стран и связывающего ценности Заботы – Самоутверждения со среднедушевым ВНД. Это прямо указывает на то, что данные ценности выражены у россиян примерно в той же мере, что и у жителей стран с близким уровнем среднедушевого ВНД.

Результаты, полученные на данных четвертого раунда Европейского социального исследования (2008-2009 гг.) полностью воспроизводят выводы, полученные нами ранее, на данных третьего раунда ESS (2006-2007 гг.), что свидетельствует об устойчивости обнаруженных закономерностей, во всяком случае, на коротких временных интервалах.

Тот факт, что у россиян слабее, чем у большинства европейцев, выражены альтруистические ценности заботы, толерантности, равенства и, наоборот, сильнее, чем у большинства европейцев, проявляются ориентации на конкурентные ценности личного успеха, власти и богатства, характерные для "игры с нулевой суммой", подтверждает обоснованность звучащей сегодня в нашей стране моральной критики в адрес массовых ценностей и нравов.

Тревожным фактом является также сравнительно низкая приверженность россиян ценностям Открытости изменениям и, наоборот, сильная ориентация на Сохранение, что особенно четко проявляется при устранении влияния возрастных различий между странами. Это серьезный культурный барьер на пути развития инновационной экономики, да и на пути общественного развития в целом.

Нужны целенаправленные усилия ответственных граждан нашей страны, направленные на формирование в российском обществе ценностей открытости и заботы.

 

[1] Исследование осуществлено в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2010 году. Авторы признательны В.Е. Гимпельсону, М.С. Жамкочьян, А.Л. Лукьяновой, Г.А. Монусовой, А.Ю. Зудину, А.В. Полетаеву –и Ш. Шварцу (Shalom Schwartz) за ценные замечания и предложения.

[2] Шлейфер А., Трейзман Д. Россия – нормальная страна // Россия в глобальной политике. 2004. № 2 (исходный текст: AndreiShleifer and DanielTreisman. A Normal Country // Foreign Affairs. March/April 2004).

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: