Законы, которые дал Бог помимо десяти заповедей

В категориях: Трудные места


«И вот законы, которые ты объявишь им:» (Исх.21:1)

Уильям Макдональд

 

1. Законы о рабстве (Исход.21)

Помимо Десяти Заповедей Бог дал израильтянам много других законов, касающихся их поведения. Еврей мог оказаться в рабстве за долги, для возмещения убытков при краже, или если он рождался в семье рабов-евреев. Раб-еврей служил шесть лет, а на седьмой год его следовало отпустить на волю. Если он был женат еще до того, как стал рабом, жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился уже в рабстве, жена и дети были собственностью хозяина. В этом случае у раба была возможность добровольно остаться у хозяина. Хозяин прокалывал его ухо шилом у дверного косяка. С этого момента раб носил "отметку" в ухе, что свидетельствовало о принадлежности дому хозяина. Здесь мы видим замечательный образ Христа, совершенного Слуги, Который возлюбил нас настолько, что вместо свободы выбрал Голгофский Крест. Помня о том, что сделал для нас Спаситель, мы с радостью должны стать Его покорными рабами.

Как писал епископ Моул:

Мой Хозяин, подведи меня к двери,

Ухо приготовленное вновь пронзи

Узы Твои есть свобода,

Ты позволь остаться мне

В страдании, терпении, послушании Тебе.

Женщина-рабыня не освобождалась на седьмой год, если хозяин взял ее в жены или наложницы и был согласен исполнять свои обязанности. Если же он отказывался, женщину выкупали, но продавать ее язычникам не разрешалось. Если хозяин отдавал женщину в жены своему сыну, то должен был относиться к ней, как к невестке. Если хозяин брал себе другую жену, то он все равно обязан был обеспечивать рабыню и предоставлять ей все супружеские права. Последнее, вероятно, означало всего лишь возможность жить в доме. В противном случае рабыня освобождалась без выкупа. То, что Бог дал законы о рабстве, вовсе не значит, что Он его одобрял. Он только защищал гражданские права порабощенных.

2. Законы о компенсации за увечья (Исход 21:12-36)

В стихе 12, глава 21, книги Исход. излагается основное правило: за убийство человека преступнику выносится смертный приговор. Исключение составляет непредумышленное убийство: если человек убит случайно, убийца мог укрыться у жертвенника, или позже в городах-убежищах. В случае же преднамеренного убийства, жертвенник Божий не давал преступнику защиты.

Родителей закон защищает особым образом: ударивший отца или мать приговаривался к смерти. Смертная казнь выносилась также за похищение человека или бранные слова в адрес родителей.

Если человек поранил другого в результате ссоры, он должен оплатить его время нетрудоспособности и лечение.

Господин мог наказывать раба, но не имел права убивать его. Если раб умирал сразу же после избиения, хозяин был виновен. Но если раб жил день или два, хозяина не наказывали, потому что у него, очевидно, не было намерений убить раба, который стоил ему денег.

Если беременную женщину ударили при драке двух мужчин, и она родила преждевременно, то, даже если ее здоровью не был нанесен серьезный ущерб, ее муж называл сумму штрафа, и посредники разрешали конфликт.

Общее правило о компенсации увечий было таким: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб и т.д. Наказание должно соответствовать преступлению; не должно быть ни чрезмерной снисходительности, ни излишней суровости. На практике обычным наказанием за все преступления, кроме убийства, был штраф (см. Чис. 35:31)

Если хозяин повредил рабу глаз или выбил зуб, этот раб получал свободу. Если вол неожиданно убивал человека, вола забивали камнями. Есть мясо этого вола было запрещено. Но если хозяин вола знал и был уже предупрежден, что животное способно убить человека, то хозяина тоже же следовало предать смерти. Впрочем, у него была возможность заплатить выкуп и сохранить свою жизнь. Такой же штраф нужно было заплатить, если жертвой оказывались сын или дочь хозяина. Если же погибал раб, то штраф составлял тридцать сиклей серебра, а вола забивали камнями.

Обратите внимание: Иуда предал Иисуса за сумму денег, которая полагалась за раба, убитого волом. Иными словами, Иисуса оценили, как мертвого раба. Если человек оставил яму открытой, и туда упало животное, то выкопавший яму должен был возместить убытки. Если вол одного хозяина убил вола другого, стоимость обоих животных делилась поровну. Если хозяин того вола, который убил другого, знал об опасном нраве своего животного, то он должен был заплатить за убитого вола, забрав тушу себе.

3.Законы о возмещении убытков при кражах и порче имущества (22:16)

Вор обязан был полностью возместить стоимость украденного. Сумма зависела от вида кражи. Если вора убили, когда он забрался в дом ночью, убившему это не вменялось в вину. Он не мог знать, залез ли к нему преступник с целью кражи или убийства. Но убийство вора в дневное время делало убившего виновным. Если вор, о котором шла речь в стихе 1, не мог возместить убытки, то его продавали в рабство. Если украденное животное находили живым, вор должен был заплатить его двойную стоимость. Если чей-то скот оказался на поле соседа, то владелец скота должен был возместить убытки, взяв для этого лучшее со своего поля или виноградника. Тот, кто развел огонь и по невнимательности погубил урожай, должен был заплатить за нанесенный ущерб.

4. Законы против обмана (Исход 22:7-15)

В стихах 7-9 речь идет о краже денег или имущества, которые один человек доверил другому. Вор должен был заплатить вдвойне. Если вор не был найден, то тот, у кого деньги хранились, должен был предстать перед судьями, чтобы они решили, виновен он или нет. В каждом из случаев злоупотребления доверием судьи решали, кто виновен: обвиняемый или обвинитель. Затем с виновного взималась двойная плата. Если животное, находясь на под чьим-то присмотром, погибло, получило увечья или было украдено, и, если присматривающий за животным поклянется перед Господом, что не мог предотвратить случившееся, то убытки не возмещались. Если животное было украдено из-за невнимательности взявшего его на сбережение, то он должен был возместить ущерб. Если животное было растерзано зверем, то за него не нужно было платить, если в качестве доказательства можно было предъявить останки животного.

Если животное, взятое в долг, было ранено или убито, взявший его должен был заплатить цену животного. Но если хозяин присутствовал при этом и мог предотвратить случившееся, то ущерб не возмещался. Компенсация не выплачивалась и тогда, когда животное было взято внаем, так как риск потери животного включался в его цену.

5. Законы о последствиях обольщения (22:16,17)

Если кто-то соблазнил необрученную девицу, то он обязан был на ней жениться и заплатить ее отцу положенный выкуп. Если отец откажется выдать ее замуж, ему все равно нужно было заплатить вено (выкуп), как за невесту, потому что вряд ли после этого кто-то женится на ней.

6. Законы о гражданских и религиозных обязанностях (Исход 22:18 23:19)

Кроме убийства, смертью карались еще три преступления: колдовство, или ворожба, скотоложство и идолопоклонство.

Евреи должны были проявлять сострадание по отношению к чужеземцам, живущим среди них, потому что раньше израильтяне сами были пришельцами в чужой земле. К вдовам и сиротам тоже нужно было проявлять милосердие. Бог Сам будет следить за выполнением этой заповеди. В большинстве случаев, за нарушение заповедей наказывали люди, специально назначенные для этого. Но там, где притесняют вдов и сирот, Бог накажет Сам. Его отношение к беззащитным не изменилось. Он все так же заботится о вдовах и сиротах, и мы, будучи верующими, должны поступать так же.

Евреям запрещалось давать друг другу деньги под проценты, хотя брать проценты с язычников разрешалось (Втор. 23:20). Одежду, взятую в залог, нужно было возвращать до захода солнца, потому что плащ служил и одеялом.

Запрещалось злословить Бога и проклинать правителя (см. также Деян. 23:5). Необходимо было отдавать Господу Его часть, будь то урожай, сыновья или животные. Первородных животных нужно было приносить Ему на восьмой день. Запрещалось есть мясо животных, растерзанных зверями. Кровь таких животных не успевала стечь, а Бог в Законе Своем запретил есть кровь (Лев. 17). Кроме того, съедая мясо растерзанной хищниками туши, человек мог заразиться различными болезнями (например, бешенством). Таким образом Бог оберегал Свой народ.

В суде запрещалось лжесвидетельствовать, сговариваться с нечестивыми, чтобы защитить виновного, становиться на сторону греховного большинства и с пристрастием относиться к бедным. Нельзя проявлять злобу по отношению к животному, принадлежащему врагу. Если оно потерялось, его нужно вернуть хозяину; если оно упало под тяжестью поклажи, нужно помочь ему встать на ноги. К бедным нужно было относиться справедливо, а невинных и праведных нельзя осуждать, используя юридические уловки. Запрещалось брать взятки и притеснять пришельцев. Седьмой год должен быть годом отдыха. В этот год земля должна была оставаться под паром (ее нельзя было возделывать). Беднякам в этот год разрешалось брать то, что выросло само по себе. Кроме того, седьмой день был днем отдыха для хозяев, рабов и животных. Обратите внимание на то, что Бог Ветхого Завета милостив и справедлив, вопреки обвинениям неверующих критиков наших дней.

Евреям запрещалось упоминать других богов (идолов), за исключением, возможно, только осуждения, как в речах пророков. Иегове были посвящены три великих праздника: (1) Праздник Опресноков. Он праздновался в начале года, сразу же после Праздника Пасхи. Праздник опресноков напоминает нам о том, как важно очищать жизнь от зла и нечестия. (2) Праздник Жатвы, также называемый Пятидесятницей и Праздником Седьмиц. Именно в день этого праздника произошло сошествие Святого Духа и появилась Церковь. (3) Праздник Сбора Плодов, называемый также Праздником Кущей. Этот праздник служит прообразом безопасной жизни израильтян во время Тысячелетнего Царства. Мужчины были обязаны присутствовать на этих праздниках; участие женщин и детей было добровольным. В Новом Завете мы видим, что не только Иосиф, но и Мария с Младенцем Иисусом приходили в Иерусалим на Праздник Пасхи (Лука 2:41).

23:18,19 Квасной хлеб (закваска символизирует грех) запрещалось приносить с кровью жертвы Богу, т.е. с пасхальным агнцем. Тук (жир) принадлежал Господу, представляя собой лучшую часть жертвы. Его нельзя было оставлять до утра, но следовало, по видимому, сжечь. Лучшее из первых плодов приносилось в дом Господень. Животное запрещалось варить в молоке его матери. Этот запрет направлен, по видимому, против языческих ритуалов плодородия. Те иудеи, которые строго придерживаются своей религии, и сейчас готовят мясные и молочные блюда в разных кастрюлях, не едят мясо в сливочном соусе и придерживаются многих других обычаев подобного рода.

7. Законы о завоеваниях (Исход 23:20-33)

Здесь Бог обещает послать Ангела (что означает Самого Господа) израильтянам, чтобы ввести их в Землю Обетованную и изгнать оттуда населяющих ее язычников. Если израильтяне будут воздерживаться от идолопоклонства и слушаться Господа, Он совершит для них великие дела.

М. Генри таким образом комментирует это предостережение против неповиновения: "К этим словам стоит прислушаться. Не будем же раздражать нашего Защитника и Покровителя, потому что если Он перестанет охранять нас, и мы окажемся отчужденными от Его благости, придет наша погибель".

Владения израильтян должны были простираться от Красного моря до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Негев к югу от Ханаана) до Великой Реки (Евфрата).

Обратите внимание на то, что обитателей земли повелевается изгнать. Не должно было быть никаких договоров, никакого идолопоклонства, никаких смешанных браков. Бог уже пообещал уничтожить нечестивых хананеев, но Израиль тоже должен был участвовать в их уничтожении. Здесь мы видим важный духовный принцип: Бог дает нам победу над врагами (над миром, плотью и дьяволом), но Он ожидает также, что мы будем тоже активно участвовать в этом, подвизаться добрым подвигом веры.

Стих 33 созвучен словам из 2-ого Послания Коринфянам (6:1418). Бог всегда желает, чтобы Его народ был отделен от мира. Израиль не выполнил эту заповедь, и это привело к его падению. "Дурные сообщества развращают добрые нравы", эти слова верны и сегодня.

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: