Зеленеющий черный континент

В категориях: Общество, Церковь и власть

Дмитрий ЛАЙУС, Алексей ШПЕНЕВ

demoscope.ru

 

Население Африки представляет собой пример наиболее изменившегося религиозного состава за XX век. Как следует из исторической статистики, хватило одного века, чтобы от традиционного в религиозном плане континента не осталось и следа. Практически не осталось стран, в которых традиционные верования преобладали бы. Однако вызвано это не секуляризацией, а активной экспансией христианства и ислама. Верования Африки хотя и имели в себе общие черты, но все же были специфичными для отдельных племен, что облегчило задачу по обращению населения в эти две мировые религии. Однако Африка остается самым религиозным континентом в мире. По версии Galluppolls, в большинстве стран она превышает 90%.

Поскольку статистика в Африке налажена достаточно плохо, разные источники приводят разные оценки численности мусульман и христиан на континенте. Это разночтение приводит к тому, что в одних из них указывается на доминирующую роль ислама23, в других на христианство как основную религию24. Поскольку источники второго типа аффилированы с христианскими организациями, есть основания полагать, что численность христиан в них представляется завышенной.


Рисунок Индекс религиозности стран мира Gallup

Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в Северной Африке доминирует ислам, а в Южной – христианство. Особая история сложилась в Центральной Африке, на линии противоборства двух религий. Атлас религий приводит пример Нигерии, где обстановка выглядит крайне напряженной25. Примерно 50,5% населения исповедуют ислам26, 48,5% - христианство27. Приводимые данные оценочны, поскольку на государственном уровне исследования религиозной принадлежности в этой стране (в том числе в рамках переписей) запрещены28. Борьба за религиозное господство часто проходит и при использовании этнической риторики. Многочисленные этнические конфликты в Африке часто перерастали в межрелигиозные, и наоборот. В качестве примера в атласе приводится недавние события в Судане, приведшие к разделению страны на две части по религиозному признаку.

Особую озабоченность вызывает и деятельность Аль-Каиды в регионе. Со свержением диктатур в Северной Африке в мире все более возникают опасения прихода религиозных фундаменталистов к власти в этих странах. Но помимо сдерживания международного терроризма эти страны удерживали в относительном спокойствии и внутренние конфликты. Так, после свержения Хосни Мубарака конфликт между мусульманами и египетский коптами, составляющими 10% населения страны, может набрать новые обороты. Однако их совместные выступления против диктатуры дают основания надеяться, что эти события могут послужить основой для межконфессионального диалога арабов и коптов.

 

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: