Формирование в России общественного запроса на христианскую демократию

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Возможна ли в России христианская демократия? Какое место занимают христиане в современном политическом процессе? Есть ли предпосылки для создания христианских партий или движений? Об этом размышляли участники круглого стола «Перспективы христианской демократии в России», который состоялся 26 января в кинозале клуба «Завтра».

Константин Эггерт, обозреватель радиостанции «КоммерсантЪ FM»

Сегодня речь не идет не о какой-то абсолютной необходимости создания именно политической христианской партии, которая будет называться так или иначе. Ее создавать не надо по нескольким причинам.

Во-первых, потому что я думаю, что сейчас создать такую партию будет невозможно.

Во-вторых, даже если будет возможность её создать — нам хотелось бы иметь максимально широкую базу ее поддержки, а это, несомненно, не может быть база узко православная. И даже, может быть, не только христианская.

Я думаю, что речь идет об определенном наборе ценностей, которые верующие люди в России, и не только православные, хотели бы привнести в общественно-политическую жизнь.

Что мы видим на политической арене сегодня? Мы видим отсутствие подобного рода сил. Есть целый ряд левых политических организаций разных оттенков и разной степени приверженности классическому марксизму и советскому прошлому. Есть несколько искусственный либерализм, который живет только за счёт оппозиции путинизму, и который, скорее всего, будет мутировать, тогда, когда нынешняя политическая реальность сменится какой-то другой. Но на самом деле людей, которые шли бы в политику ради каких-то моральных или вечных ценностей, не так много. Они есть в самых разных частях политического спектра, но я пока не уверен, что это та сила, которая готова в каком-то едином порыве выйти на политическую площадку. Это минус.

Плюс — это то, что с интеллектуальной точки зрения, в общем, условия для создания такого объединения людей уже появились. Очень хорошо помню как 10 лет назад, в беседе со своими английскими друзьями-католиками я сказал: «У нас есть в России православные интеллектуалы, но нет христианской интеллигенции».

Сегодня можно говорить о том, что сформировался, может быть, и не очень широкий, но однозначно все более заметный слой мыслящих людей, которые, с одной стороны, по стилю жизни и привычкам вполне соответствуют инициаторам митингов на Болотной и проспекте Сахарова, с другой стороны, мотивируются значительно более глубокими убеждениями и хотят нести это в публичную сферу.

Мне кажется, что русскую христианскую демократию или русский демократический консерватизм — назовите, как хотите, ждет еще какой-то период, который, может быть, можно сравнить с развитием, генезисом этого же явления в США. Ведь американские консерваторы идейно, так сказать, «родились» в 50-е годы. Это прежде всего заслуга Уильяма Бакли и его круга. Они создали несколько интеллектуальных журналов, которые имели гигантское влияние на американскую политическую жизнь. И до того момента, как политики-кандидаты этого круга людей, и прежде всего Рональд Рейган, оказались в центре внимания, прошло почти 20 лет.

Конечно, сегодня идеи распространяются намного быстрее, динамика политической жизни имеет совершенно иную скорость, жизнь развивается намного динамичнее, но мне кажется, что потребуется какое-то время, пока этот набор ценностей сможет быть настолько интересным и настолько привлекательным, чтобы привлечь определенные политические силы.

pravmir.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: