О блудном сыне притча, рассказанная Иисусом

В категориях: Наставь и научи


О. А. Тярк

 

Притча о блудном сыне венчает собой ряд других поучительных историй и достигает поразительной высоты. Эта притча очень яркая, трогательная и в то же время при всей своей простоте глубокая по содержанию. Благодаря этой притче несметное число заблудших грешников нашло дорогу в отчий дом.

Евангелист Лука приводит эту притчу в таком виде: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын; собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Лк. 15. 11 32.

Эта притча, как уже было сказано, находится в непосредственной взаимосвязи с предыдущими притчами. В притчах о заблудшей овце и о потерянной драхме ничего не было сказано о чувствах потерявшихся. Здесь же раскрывается сердце заблудшего человека. Если в предыдущих притчах не была указана вина грешника, то в притче о блудном сыне показаны неприглядность и ужас греха в таком виде, что слушатель не может не осудить грех, и в то же самое время у него непременно вызывается сострадание к грешнику.

«У некоторого человека было два сына».

Человек, о котором здесь идет речь, был, очевидно, зажиточным, у него и для наемников было хлеба в избытке. При этом он любил своих детей, и таким образом все могли бы жить счастливой жизнью.

Но у младшего сына возникла мысль, что отцовский дом не позволяет ему жить так, как он желал бы. Ему захотелось пожить как можно свободнее.

Жизненный путь младшего сына можно разделить на три периода; первый неразумие грешника; второй его нищета и третий покаяние и прощение. Младший сын обратился к отцу надменно: «Отче, дай мне следующую мне часть имения» Лк. 15, 12. Он потребовал ту часть, которая принадлежала бы ему только после смерти отца. Это было явное отсутствие уважения к родителю.

По требованию сына «отец разделил им имение». Почему отец сделал это? Почему он не воспрепятствовал неразумному поступку сына? Возможно, потому что знал, что запрет только усугубит дело. Какая польза запретить уйти тому, кто своим сердцем уже ушел? К тому же, благодаря разделу своего состояния, отец со своей стороны не испортил отношений с сыном. Дальнейшее показало правильность поведения отца.

«По прошествии немногих дней» худые мысли превратились в такие же дела. Грех нетерпелив. «Младший сын собрал все». Он продал все, что можно было продать, и порвал отношения с отцом.

Куда же он пошел? Евангелист Лука говорит, что сын пошел в дальнюю сторону, так как вблизи отчего дома неловко было жить той жизнью, о которой он мечтал.

Этим заканчивается первая часть биографии блудного сына. Здесь необходимо помнить, что в образе отца показан Господь, Который окружает человека заботой и любовью. Жизнь в границах воли Божией удовлетворяет все запросы человека, кроме греха. Но людям кажется, что граница, которую поставил Бог между добром и злом, слишком тесная, однако с нарушением этой границы начинается жизнь в несчастье. И подобно тому, как блудный сын не хотел уходить из дома отца с пустыми руками, а взял с собой все, что можно было взять, так и грешник присваивает себе данные Богом дары разум, способности и здоровье. Господь не воспрещает ему это. Блудный сын потребовал для себя свободы, и отец дал ее ему.

Богослов Г. А. Буттрик описывает душевное состояние блудного сына таким образом: «Почему я не могу проявить себя? Зачем мне связывать себя старомодными правилами, о которых твердили наши отцы? Почему я должен придерживаться устаревшей морали, когда молодая кровь кипит в моих жилах?»

Какой самообман! Как будто мы в состоянии изменить законы тем, что мы их нарушим? Человек может демонстрировать свою свободу совершением безрассудства, но этим он ничего не достигнет. Свобода человека всегда находилась в известных рамках: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Мф. 6, 27.

Свобода разума также находится в известных границах. Моральная свобода в свою очередь имеет определенные границы. Мы можем их нарушать, но нельзя думать, что мудрость пришла на землю только с нами. Нельзя недооценивать мудрость, приобретенную предыдущими поколениями. Мораль имеет свои закономерности, свои декреты, которые нельзя нарушать.

Блудный сын пренебрег любовью отца и голосом своей совести, и теперь нам остается только проследить его путь самомнения и неразумия.

Первое, что сделал сын в далекой стране, это то, что он расточил имение свое. Он вкусил прелести праздной жизни и не заметил, как прожил все свое состояние. Он, очевидно, надеялся, что его средств хватит на продолжительное время, но он ошибся.

И вот настал день, когда он растратил «все» не только все свое состояние, но и все духовные ценности разум и веру.

После того, как он все расточил, «настал великий голод в той стране». К его собственному разорению прибавился еще всеобщий экономический кризис. Это одно из странных явлений жизни, когда моральное опустошение сталкивается с общими трудностями жизни. Здесь Христос указывает на тот факт, что моральное состояние людей во многом определяет их условия жизни.

В результате, блудный сын «начал нуждаться». Для широкого образа жизни у него не было средств. Одежда его износилась, и вскоре не стало денег и на хлеб. Что теперь ему предпринять?

Обстоятельства стали настолько тесными, что «он пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней». Подумать только: иудей согласился быть у язычника свинопасом! Это была самая низкая ступень унижения. Но у него не осталось выбора.

Труд пастуха не мог его прокормить. Приходилось часто голодать.

«И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». Выросший в богатом доме блудный сын вынужден был утолять свой голод вместе со свиньями.

Но корм скота все же не является блюдом для человека, и того, кто создан для божественной жизни, не может удовлетворять животная жизнь.

«Но никто не давал ему» даже рожков.

Такова картина второго периода жизни блудного сына. Он погрузился в бездонную пропасть, и это произошло по его собственной вине. Он пренебрег любовью отца, не считался с чувствами других и пошел самостоятельным путем. Но жизнь преподнесла ему нечто такое, с чем он не мог справиться, и теперь он находился вдали от отчего крова и не имел насущного хлеба. Такова судьба грешника, ушедшего по пути своеволия.

Теперь блудный сын служил у жестокого хозяина и только потому, что не захотел слушаться любящего отца. Его одежда стала грязной и разодранной. Он добровольно оставил одежду праведности.

А отец тем временем переживал за сына. И на первый взгляд кажется странным, почему же отец не пошел искать его. Возможно, потому, что такое возвращение сына не было бы его обретением. Сын, сердце которого на чужбине, дома будет только проявлять недовольство. Таким образом, для отца не оставалось ничего другого, как только ожидать возвращения сына с молитвами, надеждой и любовью. О, сколько неразумных действий могло бы не совершиться за всю историю христианской церкви, если бы отцы церкви были такими же мудрыми, каким был отец блудного сына! Духовное насилие не только бессмысленно, но и вредно. Насильно никого нельзя сделать верующим или неверующим. Родители-христиане также не должны бы пользоваться способами насилия по отношению к своим детям. Единственным путем родителей остается скорбь сердца, любовь, молитва и ожидание, одним словом путь отца блудного сына.

Покаяние блудного сына, пришедшего в себя, началось с правильной оценки себя и своего положения. Он начал думать реально, и тогда ему стало ясно, что у него уже не осталось никаких видов на жизнь. Он имел смелость признаться, что его ожидает голодная смерть: «Я умираю от голода» Лк. 15, 17.

Жизнь на чужбине в нужде не была его настоящей жизнью. Этим Христос хотел сказать, что грех это не удел человека. Пока человек находится во грехе, он находится в неестественном состоянии, ибо грех никого не делает счастливым. Все же наступает день, когда человек, словно блудный сын, «приходит в себя» и начинает понимать, куда он идет, и что с ним будет в конечном счете.

В первый момент стремления блудного сына были еще не очень высоки. Голод заставил его сказать: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Он не сразу нашел правильное отношение к отцу, но зато нашел правильное направление. Во всяком случае родной дом сыграл свою роль и вывел этого молодого человека из его бедственного положения.

Главная часть в процессе покаяния состояла в том, что блудный сын осознал себя грешником и нашел в себе силы отправиться в путь домой. Остальное все он доверил милосердию отца. «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою»

В чем конкретно заключался грех блудного сына? Он сознавал, что его грех состоял из греха против неба и греха пред отцом. Что же сделал он отцу? Он только ушел от него. Для многих это не кажется особенно большим преступлением. Но блудный сын знал, что этот уход от отца привел его к греху и нищете. Вот почему блудный сын сказал, что он согрешил против отца и против неба.

Господь с болью наблюдает за каждым, кто уходит от Него. Он видит, кто каких друзей избирает себе, и на что тратятся время и средства. Но более всего Господь смотрит на то, как относятся к Нему. Своей притчей Иисус Христос сказал, что человек принадлежит Богу, как сын отцу, и что грех нарушает отношения между человеком и Богом.

Но что может сделать человек для восстановления своего отношения с Небесным Отцом? То же самое, что сделал блудный сын покаяться. Причем, всякое покаяние также состоит из трех шагов. Во-первых, необходимо признать себя виновным перед Богом. Только после этого начинается путь ко спасению каждого грешника. Блудный сын не обвинял отца в непонимании его; не обвинял и своего брата в безразличном отношении к нему, а также и друзей, склонивших его на гибельный путь; он не ссылался на обстоятельства. Он осознал, что во всем виновен он сам «согрешил». Без сомнения, в жизни каждого грешника имеются посторонние влияния, и другие тоже могут быть виновными, но все это не снимает вины самого грешника, потому что в конечном счете он сказал греху да .

Далее следует принятие решения: «встану, пойду». Без определенного решения нет и не может быть ясного обращения. Прежде, чем человек начнет новую жизнь, это новое должно начаться в его сердце.

Наконец, должно последовать осуществление решения: «Встал и пошел к отцу своему». Точно так же, как некогда им было принято решение уйти из отцовского дома, а за ним последовали действия, таким же образом теперь сын двигался в обратном направлении по тому пути, который некогда увел его вдаль из отцовского дома. Теперь он возвращался домой. Все остальное зависело от милосердия отца. Покаяние является полным и искренним только тогда, когда грешник в молитве стоит перед Богом и молит Его о прощении.

Теперь посмотрим, как отнесся к блудному сыну отец. «Когда он был еще далеко, читаем мы, увидел его отец и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его». Отец ожидал своего сына и, когда тот возвращался, он узнал его еще издалека, несмотря на то, что он сильно изменился: исхудал и был в лохмотьях. В своей радости отец побежал навстречу сыну, обнял и целовал его много раз. Никто из двоих не мог произнести ни слова. Поступки предвосхитили слова. Отец даже не дал сыну высказать то, что он хотел сказать. Он видел сердце сына и видел его искреннее сокрушение.

Отец с радостью принял сына и восстановил его во всех правах. Он велел принести ему новую одежду, «лучшую одежду», а также и «перстень» символ доверия и любви, и «обувь на ноги». Заклание откормленного теленка и приготовление торжественного ужина показывают, как велика была радость отца о возвращении сына. Все должны были разделять эту радость.

И для этого была веская причина: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Блудный сын был духовно мертвым. Правда, сам сын вначале думал, что, уходя из отцовского дома, он вступает в настоящую жизнь, но отец знал, что он пошел навстречу смерти. Жизнь это нечто такое, что связано с Отцом. Это правильное отношение к Богу. Настоящая жизнь обуславливается наличием праведности, любви и доброты. Поистине живыми могут быть только те, в сердцах которых имеются все эти добродетели.

Прощение было полным. Отец не напоминал сыну о его прошлом, он не сказал ни одного слова упрека, не потребовал возвращения растраченного имущества.

Как отец простил раскаявшегося сына, так и Бог прощает раскаявшегося грешника. Эта истина составляет содержание Евангелия. Любящий Бог готов простить и возвратить ему сыновние права. Господь так прощает человека, что нам это даже трудно постичь.

В результате своего покаяния сын в корне изменился. Это был уже не тот гордый и надменный юноша, который некогда ушел из отцовского дома. Теперь, когда он находился в объятиях отца, это был уже совсем другой человек. Прежнее все прошло.

Спасение, которое Христос предлагает грешнику, является восстановлением самых тесных отношений между Ним и человеком.

Притча о блудном сыне могла бы кончиться торжественным праздником радости в отцовском доме, о чем мы читаем слова: «И начали веселиться». Но таким окончанием цель Иисуса Христа не была бы еще достигнута. Спаситель хотел не только научить слушателей радоваться о спасении грешников, но и показать им их собственный грех и указать на новое отношение к Богу. Поэтому притча продолжается повествованием о старшем сыне. Вот он, возвращаясь с работы на поле, услышал, что в доме пиршество. Это крайне удивило и огорчило его. Его недовольствующийся дух нашел здесь пищу, а гордость нашептывала, что он имеет право оскорбиться. Он позвал одного из слуг и потребовал объяснения происходящего. Слуга ответил, что брат его пришел, и по этому поводу отец устроил для него пир. И мы ожидаем, что старший сын обрадуется этому. Но вместо этого «он осердился и не хотел войти».

И вот отец выходит навстречу старшему сыну. И последовавший между ними разговор показывает нам внутреннее состояние старшего сына. Он стал напоминать отцу, сколько лет он уже служит ему, что «никогда не преступал приказания отца», что отец не дал ему никогда и козленка, чтобы он мог повеселиться с друзьями своими. Следовательно, мысли старшего сына были очень похожи на мысли младшего сына, когда тот уходил в дальнюю сторону. Он также имел скрытую мечту повеселиться с друзьями. Его гнев увеличивался. Он сказал отцу: «Твой сын расточил имение свое с блудницами». Он не постеснялся напомнить о прощенном грехе.

Разве мы не должны сделать вывод из этого, что у отца было два блудных сына? Один из них пропадал в далекой стране, другой дома; один был виновен в низменных грехах, другой в грехах характера. Старший сын должен был бы благодарить Бога за то, что Он хранил его от искушений и падений. Но вместо этого, он стал хвалиться тем, что никогда не преступал повелений отца, хотя это было явным преувеличением. Так может говорить только фарисей. К этому можно было добавить тщеславие, зависть, самомнение и другое, но главным недостатком его было отсутствие любви. И хотя он «не преступал» никогда «приказаний отца», но в то же время он не понимал любви отца. То, что происходило в этот вечер в доме, можно было понять только сердцем, и этого у него не хватало. Он видел только грех своего брата, но не видел его раскаяния. Поэтому на душе его было горько и тяжело.

Но мы не должны быть слишком немилосердными по отношению к старшему брату, иначе мы сами попадем в его же положение. Он был трудолюбив и верен в исполнении своих обязанностей. В этот же день он возвращался домой поздно. Когда младший сын расточал свое имение, он оставался в доме отца и заботился о нем. В сравнении с младшим братом он жил порядочной жизнью. Но у него были свои недостатки, и это портило общение между ним и отцом.

Отец предлагал обоим сыновьям свою любовь. Он вышел навстречу обоим и обоих призвал принять участие в пире. Мы знаем, что призыв Господа для всех одинаков. Если кто остается вдали, то только по своей собственной вине. Отец не принуждает никого идти под кров его дома на пир. Господь позволяет человеку оставаться вне радостей вечной жизни. В Царство Божие никого не приводят принудительным путем.

Отец объяснил старшему сыну, почему он устроил пир, но не прекратил праздник радости, хотя это не нравилось старшему сыну. Господь остается верен Своему слову, что в Царстве Небесном радуются и об одном покаявшемся грешнике.

 

О. А. Тярк, Избранные труды Том 1

Газета Протестант.ру

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: