«Я Господь, Бог твой» – первая заповедь

В категориях: Трудные места


Карев А. В.

«да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» (Исх.20:3)

Заповеди, данные на Синае, часто называются законом Моисеевым. Но это название требует пояснения. Моисей только провозгласил в Синайской пустыне великие слова десяти заповедей, а сами заповеди он получил от Самого Бога. В книге Исход 32, 15-16 мы читаем: «И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было. Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». И эти заповеди, полученные Моисеем от Бога, являются вечными и незыблемыми; они содержат нравственный закон, данный Богом для всех времен и народов.

Необходимо отметить, что эти десять заповедей были даны Богом не в земле Ханаанской, ставшей владением обетованного народа, а в пустыне Синайской. Это должно нам сказать о том, что заповеди, данные на Синае, даны Богом не для одного народа, а для всех народов земли, для всего человечества. Они вечны и незыблемы, как говорит о них Христос: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» — Мф. 5, 18. Христос говорит не об обрядовом, церемониальном законе, данном в Ветхом Завете исключительно вет-хозаветному народу, и который с разрушением храма в Иерусалиме кончился, но Он говорит о вечном нравственном законе, данном Богом в десяти заповедях.

Но, может быть, новозаветный закон любви отменил заповеди Синая? Нет! Новозаветный закон любви, напротив, содействует исполнению нравственного закона десяти заповедей, почему и сказано в послании к Римлянам 13, 10: «Любовь есть исполнение закона». Мы должны твердо знать и всегда помнить, что закон десяти заповедей дан Богом не для спасения, а для нашей жизни, угодной Ему. Спасение дает нам смерть Христа за наши грехи на Голгофе, а заповеди Божии помогают нам познавать волю Божию и исполнять ее.

Итак, первая заповедь гласит: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Эта заповедь является основной всех десяти заповедей. Если она будет исполнена, — будут исполнены и остальные девять заповедей. Первая заповедь говорит о том, что есть только один Бог — живой и истинный, Которому должно поклоняться и Которого должно любить «всем сердцем твоим, и всею душою твоею» — Мф. 22, 37. Бог один, но люди могут создавать себе множество богов, как об этом говорит история различных религий.

В Риме был пантеон, где были собраны все боги народов тогдашнего мира. Это был как бы храм, посвященный всем богам. Наполеона также преследовала мысль — построить в Париже храм для всех религиозных культов земли. А Бог говорит: «Да не будет у тебя других богов!» Как ясно и определенно!

Народ, для которого в первую очередь предназначались десять заповедей Синая, никогда не отказывался от живого Бога, но его великий грех заключался в том, что он непрестанно впадал в идолопоклонство, то есть заводил себе множество других языческих богов, за что и был наказываем Богом. Только в вавилонском плену он навсегда освободился от этого великого греха.

А как обстоит дело с христианством? Миллионы христиан поклоняются по воскресным дням в своих храмах единому живому Богу, а в остальные дни служат другим богам. Но не будем смотреть на других людей, — посмотрим на самих себя. Неужели у нас, верующих в Иисуса Христа как в нашего личного Спасителя, могут оказаться другие боги? Христос говорит, что это может быть: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» — Мф. 6, 21. Это значит, что любое сокровище может сделаться нашим идолом, которому мы начнем поклоняться и которое будем любить. Эту опасность, от которой не гарантировано ни одно чадо Божие, имел в виду апостол Иоанн, когда писал верующим своего времени слова: «Дети! храните себя от идолов» — 1 Ин. 5, 21.

В древности у римлян был бог Вакх, который считался богом виноделия и которому поклонялись любители хмельного. А разве у современного человечества не занимает большое место культ этого же идола? Ответить на этот вопрос нетрудно, если только посмотреть на миллионы поклонников этого культа.

В древности было и другое божество — богиня любви и красоты Венера, поклонение которой сопровождалось ужасающим развратом. Может быть, это божество ушло в область предания? Один водитель такси в Париже, не зная, что мы, его пассажиры, христиане, сказал нам: «Хотите, я вам покажу ночной Париж?» Ночного Парижа я не видел, но, идя ночью после закончившегося заседания одной конференции по улицам ночного Стокгольма, убедился, что поклонение богине Венере совершается и сегодня.

Все мы знаем печальную историю с золотым тельцом, которого сделал Аарон, и о котором иудеи говорили друг другу: «Вот бог твой» — Исх. 32, 4. А разве сегодня нет золотого тельца, которому, как своему богу, поклоняются многие, в том числе и христиане. Сребролюбие и скупость процветают в сердцах многих верующих, почему апостол Павел и нашел нужным предупредить своего юного друга и соработника на ниве Господней Тимофея об опасном пороке, говоря: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» — 1 Тим. 6, 10.

Поклонение богу чрева очень сильно распространено среди людей вообще и в частности среди христиан. В послании к Филиппийцам 3, 8-19 апостол Павел пишет о многих верующих, для которых бог — чрево, то есть желудок. Молодежь, в том числе и христианская, также не прочь падать ниц перед кумиром моды.

Всякое сокровище, к которому привязалось сердце наше, становится между Богом и нами и делается идолом для нас. Идолом может сделаться для христианина какой-либо человек, к которому привязавшись, наше сердце может начать терять из вида Христа. Для верующего юноши таким кумиром может сделаться девушка, и наоборот. Для верующей матери существует опасность поставить на первое место свое дитя, особенно если оно единственное, а Христа — на второе место. Словом, идолов, которые могут завладеть нашим сердцем и отвлечь нас от Христа, много. Вот почему апостол Павел призывает всех детей Божиих к сосредоточению на Иисусе Христе. Он пишет в первом послании к Коринфянам 8, 5-6: «Хотя и есть так называемые боги... так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

В нашем сердце не должно быть места двум богам. В нем должен быть только один престол, занятый Господом Иисусом Христом. В пустыне диаволу, который соблазнял Христа многими сокровищами мира, Спаситель сказал: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» — Мф. 4, 10.

 

Карев А. В. Доктрины Библии.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: