Учение Иисуса о браке и разводе

В категориях: Трудные места

051113_1541_1.jpg


Многие считают, что то, что Иисус сказал в определенном случае, касается абсолютно каждой ситуации, и хотя часто так и было, иногда Иисус лично предлагал разные взгляды на разные ситуации. Мы понимаем, что хотя Иисус хочет, чтобы мы любили Его больше чем своих родителей, в таком случае мы должны их «ненавидеть» в сравнении с любовью по отношению к нему (Лк.14:26); в других местах Он учит нас заботиться о них, когда они достигнут преклонного возраста (Мк.7:10-13).

Некоторые люди цитируют выражение Иисуса о том, что повторный брак - прелюбодеяние (Мк.10:11-12; лк.16:18), но что это за выражение? Когда Иисус говорит что тот, кто соблазняется должен вырвать глаз, для того, чтобы не попасть в ад (Мтф.5:28-30), должны ли мы воспринимать более буквально его слова о повторном браке, которые находятся в следующих стихах (Мтф.5:31- 32)? Единственный способ проверить это, - исследовать их в контексте всего учения Иисуса по этой теме.

Прежде всего, мы должны исследовать «почему» в учении Иисуса. В дни Иисуса, Фарисеи дебатировали о том, по каким причинам муж может развестись с женой; более консервативная школа утверждала, что развестись можно, только если жена была неверной мужу; более свободная школа учила что развестись можно, даже, если у неё подгорел хлеб для мужа. В Иудейской Палестина (в противоположность Римским Законам), муж мог развестись с женой почти по любой причине; жены не могли развестись или помешать мужу в намерении развестись. Иисус, в какой-то мере защищал невиновную сторону от ошибки: муж, который развёлся с женой и повторно женился, совершает прелюбодеяние «против нее» - против своей жены (Мк.10:11). Это был грех не только против Бога, ни и против другой стороны, невиновной в разводе (ср. Мал.2:14).

Второе, мы должны исследовать, что же на самом деле говорится в этом выражении. «Прелюбодеяние» в буквальном понимании - это неверность партнеру в браке; повторный брак, называемый прелюбодеянием против бывшего/бывшей супруга(и), означает что перед Богом, человек все еще в браке с бывшим/бывшей супругом(ой). В буквальном понимании это означает, брак не может быть расторгнут, и что христиане должны расходиться после второго и третьего брака. (Интересно, несмотря на скандал, который это учение должно было произвести в древнем обществе, мы не имеем ни каких записей о расторжении кем-либо последующих браков в Новом Завете). Но, было ли это буквальным утверждением или же одним из сознательных преувеличений, для того, чтобы привлечь внимание людей, подобно тому, как вырвать глаз, или верблюд, проходящий сквозь игольное ушко, или горчичное зерно веры? Мы можем легко ответить на этот вопрос, проанализировав другие выражения Иисуса по данной теме.

В том же контексте что и Мк.10:11, Иисус сказал, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:9). В 10:11, брак не расторгаем; в 10:9, не должен быть, но бывает расторгнут. Различия в значении следующие: кто-то говорит, что человек всегда женат/замужем на первом партнере; другие говорят, что человек должен оставаться в браке со своим первым партнером. Первое - это утверждение; второе - требование. Брак не может быть и расторгаемым и не расторгаемым; поэтому, можно предположить что 10:11, является сознательным преувеличением (гиперболой), в то время как 10:9 сообщает реальные намерения: удерживать нас от развода, и не расторгать новые браки.

Другие выражения Иисуса еще более проясняют Его слова. Например, Иисус сам не воспринимал Мк.10:11 буквально: о женщине самарянке Он сказал, что она пять раз вышла замуж, не однажды, а после этого совершала прелюбодеяния (Ин.4:18). Более того, Сам Иисус допускает исключения в двух из четырех случаях, где говорится о разводе. Последователь Христа не должен расторгать свой брак, но если другой супруг(а) разрушают его сексуальной неверностью, Иисус не наказывает невиновную личность (Мтф.5:32; 19:9). В таком случае, брак разрушен, но только один человек виноват в его разрушении. (По причине того, что и иудейский, и римский законы требовали развода в случае прелюбодеяния, Марк и Лука могли принять, не считая нужным подчеркивать это явно). Цитируя запрет Иисуса разводиться, Павел говорит христианам не разводиться со своими партнерами, не зависимо от того христианин ли партнер или нет (1Кор.7:10-14). Но если партнер решает уйти, христианин не несет ответственности за поведение партнера (1Кор.7:15). Его слово «не связаны» (7:15), именно тот оборот, который использовался в древних иудейских брачных контрактах о свободе повторного брака. Поэтому, Павел использует учение Иисуса о верности в браке, но не как выражение о расторжении браков; Христиане никогда не должны расторгать свой брак, но, если брак разрушен, против их воли, мы не должны наказывать их за это. Иисус сказал в защиту невиновной стороны, а не для того, чтобы усугубить их состояние!

Но даже если и так, Иисус не призывает Христиан разрывать повторные браки, это не означает что мы не должны воспринимать серьезно то, что Он говорит. Цель такого преувеличения не для того, чтобы мы могли сказать: «Это всего лишь преувеличение; можно его игнорировать». Цель этого преувеличения привлечь наше внимание и заставить задуматься над тем, насколько серьезны Его требования. Искреннее покаяние (выраженное в восстановлении) отменяет прошлые грехи; но нельзя замышлять грех и ожидать, что покаяние будет искренним. Христиане не несут ответственности за браки, разрушенные против их воли, но они несут ответственность перед Богом за все старания, которые они искренне приложили для того, чтобы брак уцелел. Этим примером мы попытались показать, как мы должны внимательно слушать, почему Иисус говорит что-то определенным способом, и необходимость исследовать все Его учение, для того, чтобы определить, когда Он говорит буквально и когда он преувеличивает свою идею. Но преувеличения не предназначены для игнорирования; они предназначены для еще большего привлечения нашего внимания! Кроме всего остального, необходимо добавить несколько слов предостережения: Иисус Сам использовал принцип «милосердие лучше жертвы» (Мтф.9:13; 12:7), а также необходимость искать суть послания (Мтф.5:21-22; 23:23-24). Но также, мы должны быть честными в понимании того, что Он говорит: страх Божий поможет нам быть честными в поисках истины, а не попытке оправдать наше поведение (ср. Пртч.1:7).

 

Толкование Библии. Крэйг Кинер

Газета Протестант.ру

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: