Не сотвори себе кумира

В категориях: Наставь и научи


Карев А. В

 

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» Исх. 20, 4-5

 

Вторая заповедь имеет большое значение для Церкви Христовой на земле. Если первая заповедь говорит о едином живом Боге и поклонении только Ему, то вторая говорит о том, как надо Ему поклоняться. Первая заповедь повелевает иметь в сердце только одного истинного и живого Бога и никаких других богов, вторая повелевает поклоняться этому истинному и живому Богу в духе.

Но что значит поклоняться Богу в духе? Вторая заповедь объясняет нам это очень ясно. Она говорит о том, что поклонение Богу может быть неправильным, и хочет освободить нас от всего внешнего и формального в нашем поклонении Богу. Противник наш диавол искушает нас не только грубыми, плотскими грехами, — он искушает нас и очень тонкими отклонениями от Слова Божия, как, например, служение другим богам или неправильное поклонение.

Вторая заповедь призывает нас к тому, чтобы между нашим Господом и нами не вставали не только грубые идолы, но даже и то, что является святым и добрым, но не Самим Богом.

Книга Откровения Иоанна описывает один случай из жизни апостола Иоанна, когда он хотел пасть ниц перед ангелом и поклониться ему, и в ответ на это услышал слова ангела: «.смотри, не делай сего... Богу поклонись» — От. 22, 9. Это было во время ссылки Иоанна на остров Патмос.

Все то, о чем мы слышали, запрещает делать вторая заповедь, данная Богом на Синае. Прислушаемся внимательно к ее словам: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Чтобы нам правильно понять слова этой заповеди, мы должны прочесть также слова апостол Павла, сказанные в столице Греции Афинах: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» — Деян. 17, 29.

В связи со второй заповедью и словами апостола Павла в Афинах перед нами встает вопрос: не запрещает ли вторая заповедь и слова апостола Павла вообще все так называемое изобразительное искусство, то есть искусство рисования, живописи, скульптуры? Может ли христианство признавать картинные галереи мира? Прав ли был художник, написавший монументальную картину «Явление Христа народу», находящуюся в Третьяковской галерее? Правильно ли поступа-ют дети Божии, которые охотно украшают стены своих жилищ духовными картинами и особенно ликом Христа в терновом венце? Не является ли все это нарушением второй заповеди?

Нет! Вторая заповедь запрещает только делать изображения, предназначенные для поклонения им. Но она не запрещает изобразительного искусства, если оно имеет целью духовное назидание или создание красоты, а также украшение жилищ человека или храмов Божиих. И что это действительно так, мы должны вспомнить, что в святом святых ветхозаветной скинии и Иерусалимского храма были сделаны, по повелению Самого Бога, изображения ангелов. Прочтем об этом повелении Божием в книге Исход 25, 18-20: «Сделай из золота двух херувимов, чеканной работы сделай их на обоих концах крышки. Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями... а лицами своими будут друг к другу». Обратим внимание на то, с какой подробностью Бог повелевает сделать изображение этих двух херувимов. Значит, Бог не против изобразительного искусства. Но Своей второй заповедью Он решительно запрещает поклонение изображениям и служение им.

Да и разумно ли делать изображения Бога, Которого «не видел никто никогда» — Ин. 1, 18? Моисей в конце своей жизни сказал ветхозаветному народу такие слова: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» — Втор. 4, 15. Значит, всякое изображение истинного Бога может быть только фантазией художника и человеческим вымыслом. Но, может быть, мы скажем: да, Бога не видел никто никогда, но ведь написано, что «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» — Ин. 1, 18. Это значит, что Христос стал образом невидимого Бога на земле, но только Своим внутренним человеком, а не внешностью, не Своим физическим человеком. Внешнего образа Христа мы не имеем. Не было во время Его земной жизни искусства фотографирования, не было и художника, который написал бы Его портрет.

Вот почему Христос в беседе с самарянкой как бы подтвердил вторую заповедь, когда сказал ей: «.поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» — Ин. 4, 21-24. Как понять эти слова Христа? Самаряне держались своего самарянского храма на горе Гаризим, иудеи поклонялись Богу в Иерусалимском храме. Но и один и другой храм были вещественными храмами, где богослужение совершалось в определенной обрядовой фор-ме. Христос сказал самарянке, что для Бога не имеют значения внешние формы богослужения; Ему нужно сердце человека, его дух, его внутренний человек.

Именно поклонения в духе ожидает от нас невидимый, но пребывающий с нами Господь. Как же практически осуществлять такое поклонение живому и истинному Богу — поклонение в духе? Закрывая, например, во время общения с Богом наши физические глаза, мы отключаемся от видимого вещественного мира, отключаемся от всякого изображения, и только наше сердце предстает перед живым Богом, перед Господом нашим Иисусом Христом. Христос говорит: «Се, Я с вами во все дни» — Мф. 28, 20. Наше общение с живым Богом и с воскресшим Господом Иисусом Христом должно быть в духе, без каких бы то ни было вещественных начал. К такому общению с Богом и призывает нас вторая заповедь.

 

Карев А. В. Доктрины Библии.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: