Слово Божие постоянно стоит на страже истины

В категориях: Трудные места


Анатолий Прокопчук

ректор Киевской богословской семинарии, доктор богословия

 

Писание не может лежать на кафедре просто символом с красивой обложкой. Писание нуждается в том, чтобы его авторитет провозглашали чрез старательно подготовленную проповедь и последовательное выполнение заповедей. Библия нуждается в том, чтобы ее читали, понимали и толковали, чтобы Слово Божие в ней ставало достоянием действительности, сегодняшнего дня и современной культуры. Писание не отвергает и не подавляет голоса Церкви и ее учителей, ее опыта, решений и традиций во всей их многогранности разных эпох и разных дарований. Само Писание не позволяет нам сказать, что у нас есть Библия и поэтому нам больше ничего не нужно.

Писание нуждается в том, чтобы говорить этими удивительными и яркими голосами докторов церкви, оно потому и существует и сохраняется в своей оригинальной форме, чтобы голос Церкви и все другие голоса имели бы что сказать. Чтобы эти голоса имели надежное основание и причину, чтобы звучать снова и снова, получая в Писании надежное направление и порядок, сохраняющие их от хаоса и какофонии. Эти голоса учителей Церкви потому и звучат в авторитетной гармонии, несмотря на все заблуждения и глупости человека, что Слово Божие постоянно стоит на их страже.

Мы должны помнить, как не раз Библия встречала нас как Слово Божие в прошлом, и надеемся, встретит и в будущем снова как Слово Божие, по определению, силе и суверенной свободе Бога. Слово Божие всегда приходит к нам в Писании как особое событие в свободе Духа Святого, как написано «Дух дышит, где хочет». Это Слово меняет наши мысли и чувства, и мы должны хотеть услышать его через труд исследования Святого Писания, но мы не можем заставить его говорить, когда нам просто захотелось подняться на кафедру или просто потому, что кто-то нас на эту кафедру направил.

Исследование Писания и передача из поколения в поколение пло-дов этого исследования имеет принципиальное значение для здоровья церкви. Потерянная преемственность такого исследования приводит к духовному невежеству, торжеству формализма и антиевангельских традиций. Исследования Писания, помощь лучших учителей абсолютно необходимы, если мы хотим услышать живой голос Слова Божия.

Иоан.5:39 - Вы исследуете Писания, ибо вы думаете, что в них вы имеете жизнь вечную; а они же свидетельствуют о Мне.

Если мы хотим быть хорошими учителями Писания, мы просто не можем ограничиться одним, особенно Синодальным, переводом Писания. Это означало бы заранее ограничить свободу Писания, исказить его голос полу-православным и устаревшим переводом. Читать один перевод Библии вполне может быть достаточно для спасения, но совершенно недостаточно для того, чтобы быть наставником в Писании, чтобы донести и утвердить авторитет Библии. Чтобы по-настоящему учить других, необходимо немало потрудиться и знать:

1.    Оригинальные языки, грамматику и синтаксис.

2.    Исторический и культурный контекст книг Библии.

3.    Принципы толкования — герменевтики.

4.    Принципы и системы богословия.

Среднему человеку невозможно охватить все аспекты, все вопросы библейской науки, поэтому служителю жизненно необходимо постоянно исследовать Библию читая разные (особенно технические) комментарии, руководства по герменевтике, книги по систематическому богословию. Иначе авторитет Писания останется принципом без наполнения, пустым звуком.

Мы должны признаться самим себе, что мы за годы коммунизма и атеизма потерпели урон, что мы сбились с пути. Поэтому сейчас нам необходимо проверять каждый свой шаг в свете доступной нам сегодня богословской науки и таким образом утверждать авторитет Писания. Ни одна фраза в служении, ни одна практика в церкви не должны остаться без критического внимания, причем для такого анализа нам необходимо привлекать грамотных людей, имеющих библейское и богословское образование.

Если мы хотим иметь здоровую церковь, если мы хотим быть водимы авторитетом Писания, мы не должны принимать на веру никакую традицию, никакое понятие или практику, каждый угол церковной жизни должен быть проверен в свете Писания, его экзегетического учения. Только таким образом его Божественный авторитет встречает нас новизной и непредсказуемостью.

В мореходной практике, несмотря на наличие спутниковых приборов, до сих пор используется старинный прибор — секстан. Это механический прибор, дающий возможность определить местоположение корабля, чтобы не заблудиться, не потеряться в океане. Электрические приборы могут потерять питание, но секстан сделан из надежных материалов и весьма устойчив к капризам погоды. Этот прибор много столетий — абсолютный авторитет для моряка, последнее прибежище, когда современная электронная аппаратура отказывает. Но проблема в том, что капитан должен знать, как им пользоваться, провозглашение его абсолютных качеств никак не поможет найти правильный путь.

Если мы не обратим серьезного внимания на глубокое понимание и приложение Писания, если мы не начнем проверять свой каждый шаг в служении на соответствие не традициям, но тексту Библии, абсолютный авторитет Писания останется пустым лозунгом. Мы скоро можем оказаться в положении солдат Красной Армии, которые хвалились тем, как они прибивали погоны к плечам царских офицеров. Когда верующий человек спросил их, разве так написано в Писании, их ответ должен быть всем нам предупреждением: «А мы не знаем, что там написано, мы только обложку целовали».

 

ФОРУМ 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям

Мир в Боге


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: