Политика – одна из высших форм милосердия.

В категориях: Общество, Церковь и власть


Речь Папы Франциска на встрече с политическими и общественными деятелями Бразилии

 

Ваши Превосходительства,

Дамы и Господа! Здравствуйте!

Я благодарен Богу за возможность встретиться с многоуважаемыми представителями политических, дипломатических, культурных и религиозных, академических и деловых кругов этой огромной Бразилии.

Я хотел бы говорить с вами на вашем прекрасном португальском языке, но, чтобы лучше выразить то, что я ношу в сердце, предпочитаю говорить на испанском языке и прошу вас быть снисходительными и извинить меня!

Сердечно приветствую всех вас и выражаю признательность. Спасибо монс. Орани и г-ну Валмуру Жуниору за любезные слова приветствия, презентацию и свидетельство. Я вижу в вас надежду и память: память о пройденном пути и идентичности вашей родины и надежду на то, что она, всегда открытая к свету, исходящему от Евангелия, сможет продолжать развиваться в полном соответствии с этическими принципами, основанными на трансцендентном достоинстве человека.

Память о прошлом и представления о будущем встречаются в настоящем, которое является не точкой соединения, лишенной истории и обетования, но моментом во времени, заданием принять мудрость прошлого и суметь проецировать ее в будущее. Те, кто в какой-либо стране имеют ответственную роль, призваны смотреть на будущее «спокойным взглядом человека, умеющего видеть истину», говорил бразильский мыслитель Алсеу Аморозу Лима. Я хотел бы поделиться с вами тремя аспектами этого спокойного, безмятежного и мудрого взгляда: первый – своеобразие вашей культурной традиции, второй – солидарная ответственность в созидании будущего; и третий – конструктивный диалог для решения проблем настоящего.

Прежде всего, следует по праву оценить динамичную оригинальность, которая характерна для бразильской культуры, с ее уникальной способностью интегрировать различные элементы. Общее чувство народа, основы его мышления и творчества, главные принципы его жизни, критерии суждения о приоритетах и правил действия основываются и растут на целостном видении человеческой личности. Это видение человека и жизни, свойственное бразильскому народу, получило также много жизненной силы Евангелия: веру в Иисуса Христа, в любовь Бога и братство с ближним. Богатство этой лимфы может оплодотворить культурный процесс, верный бразильской идентичности и в то же время созидающий лучшее будущее для всех, – процесс, который содействует возрастанию всесторонней гуманизации и культуры встречи и отношений; это христианский способ продвижения общего блага, радости жизни. И здесь сходятся вера и разум, религиозное измерение с различными аспектами человеческой культуры: искусством, наукой, трудом, литературой ... Христианство соединяет в себе трансцендентность и воплощение; оно всегда оживляет мысль и жизнь в ответ на угрозу фрустрации и разочарования, которые могут заполнить сердца и излиться наружу.

Второй элемент, которого я хотел бы коснуться, – это социальная ответственность. Она требует определенного типа культурной парадигмы и, следовательно, политики. Мы несем ответственность за формирование новых поколений, за то, чтобы помочь им быть способными в экономике и политике, твердыми в этических ценностях. Будущее требует сегодня реабилитации политики, которая является одной из высших форм милосердия. Будущее требует от нас также гуманистического видения экономики и такой политики, которая обеспечивала бы все большее и лучшее участие народа, избегала элитарности и искореняла нищету. Никто не должен быть лишен необходимого, и всем должны быть гарантированы достоинство, братство и солидарность: таков предлагаемый путь. Уже во времена пророка Амоса весьма частым было Божье предостережение: «Они продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают» (Ам 2, 6-7). Вопли, взывающие к справедливости, звучат и сегодня.

Кто наделен ролью руководителя, – позвольте мне сказать, кого жизнь помазала на руководство, – должен иметь вполне конкретные цели и искать конкретные средства для их достижения, но, когда надежды не исполняются, есть опасность разочарования, горечи, равнодушия. Здесь я взываю к динамике надежды, которая побуждает всегда идти дальше, чтобы использовать все силы и возможности на пользу людей, для которых вы работаете, признавая результаты и создавая условия для новых путей, отдавая себя всецело и даже не видя результатов, но сохраняя живой надежду, - с постоянством и мужеством, которые рождаются из принятия своего призвания руководителя и управляющего.

Руководитель знает, как выбрать наиболее правильное из мнений, рассмотрев их исходя из своей ответственности и интереса общего блага; это способ войти в суть болезней и проблем общества и преодолеть их, действуя смело и свободно. Нашей ответственностью, хотя всегда ограниченной, является это понимание всей реальности: наблюдая, взвешивая, оценивая, принимается решение в настоящий момент, но с учетом будущего, размышляя о последствиях решений. Тот, кто действует ответственно, соизмеряет свои действия с правами других и с судом Божиим. Это чувство этики представляется сегодня беспрецедентным историческим вызовом; мы должны искать это чувство, должны внедрить его в общество. Кроме научно-технической рациональности, в нынешней ситуации важную роль играет чувство морального обязательства, выраженное в социальной и глубоко солидарной ответственности.

В заключение этого размышления, помимо солидарной ответственности и интегрального гуманизма, подразумевающего уважение к самобытной культуре, скажу о том, что я считаю важным для решения проблем настоящего: это конструктивный диалог. Между эгоистичным равнодушием и бурным протестом всегда есть еще один возможный вариант: диалог. Диалог между поколениями, диалог в народе, – потому что все мы являемся народом, – способность давать и получать, оставаясь открытыми к истине. Страна развивается, когда ведут конструктивный диалог ее различные культурные богатства: народная культура, университетская культура, молодежная культура, культура художественная и культура техническая, экономическая культура и культура семьи, культура средств массовой информации. Невозможно представить себе будущее для общества без мощного вклада нравственной энергии в демократию, которая остается закрытой исключительно в логике представления интересов или в простом удержании равновесия. В этом диалоге я считаю также важным вклад великих религиозных традиций, которые играют плодотворную роль закваски общественной жизни и оживляют демократию. Мирному сосуществованию между различными религиями способствует светскость государства, которая, не принимая в качестве собственной никакую из конфессиональных позиций, уважает и ценит присутствие религиозного измерения в обществе, поощряя его конкретные выражения.

Когда лидеры различных секторов просят у меня совета, мой ответ всегда один и тот же: диалог, диалог, диалог. Единственным способом расти для человека, семьи, общества, единственным путем к повышению уровня жизни народов является культура встречи, культура, в которой каждый имеет что-то хорошее, чтобы дать, и каждый может получить что-то хорошее взамен. У другого всегда есть что-то, чтобы дать мне, если мы умеем подойти к нему с открытым и расположенным сердцем, без предрассудков. Эту открытую, расположенную позицию без предрассудков я назвал бы «социальным смирением», которое является тем, что способствует диалогу. Только так может расти хорошее взаимопонимание между культурами и религиями, уважение друг к другу без беспочвенных предубеждений, в атмосфере уважения прав каждого. Сегодня или делается ставка на диалог, на культуру встречи, или мы все проигрываем. Именно здесь проходит путь, который может принести плоды.

 

Ваши Превосходительства,

Дамы и Господа!

Спасибо за ваше внимание. Примите эти слова как выражение моей заботы Пастыря Церкви, уважения и любви, которые я питаю к бразильскому народу. Братство между людьми и сотрудничество для созидания более справедливого общества не является причудливой мечтой, – это результат согласованных усилий всех в пользу общего блага. Я поддерживаю вас в вашей приверженности общему благу, что требует от всех мудрости, благоразумия и щедрости. Я вверяю вас Небесному Отцу, прося Его через ходатайство Богородицы Апаресидской, чтобы Он наполнил Своими дарами каждого из присутствующих, ваши семьи, общины, в которых вы живете и трудитесь, и от всего сердца прошу Бога благословить вас. Большое спасибо.

 

ru.radiovaticana.va

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: