Половина преподавателей школ готовы сменить любимую работу за повышение зарплаты

В категориях: События и вести


Бросить любимую профессию учителя ради денег? Почему бы и нет

Анна Курская

Большинство школьных учителей в России говорят о любви к своей профессии, но половина готовы оставить ее ради прибавки к зарплате в 10 тысяч рублей в месяц. Это тревожный сигнал, который свидетельствует о неэффективности политики государства в области материального обеспечения педагогов, считают эксперты.

Большая часть (60,8%) российских учителей утверждают, что они «счастливы, потому что работа учителя – это их призвание». Более трети педагогов (35,3%) «получают удовольствие от труда и уважения со стороны коллег».

Работая с детьми, педагоги осознают, что «формируют сильное поколение и влияют на будущее» (49,7%), подчеркивают важность самореализации и роли учителя как «первооткрывателя» (36,3%). Достаточно формальное отношение к своей профессии выразили лишь 3,6% опрошенных учителей.

И в то же время половина школьных преподавателей была бы готова сменить любимую работу за повышение зарплаты на 10 тысяч рублей.

Таковы результаты Всероссийского интернет-опроса учителей, проведенном осенью среди двух с лишним тысяч педагогов образовательным проектом Дневник.ру при поддержке проекта РИА Новости «Социальный навигатор».

Десять тысяч? В этом что-то есть...

Итоги опроса могут показаться неожиданными, если вспомнить о недавнем повышении зарплаты учителей до средней по экономике региона, которое было одним из важных пунктов предвыборной программы Владимира Путина, а впоследствии стало его президентским поручением главам регионов.

Но самим педагогам такая высокая готовность уйти из профессии ради небольшой денежной прибавки (а сумму в 10 тысяч рублей в месяц при всем желании не назовешь астрономической) не кажется удивительной.

«По-моему, некоторые учителя отвечали о готовности остаться просто из вежливости. Сегодня из школы хотели бы уйти многие, однако в провинции, особенно в маленьких городах, им негде искать другую работу», - рассказал РИА Новости Член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Действительно, несмотря на отчеты чиновников, проблема оплаты труда учителей продолжает оставаться актуальной. И результаты интернет-опроса учителей в этом смысле - тревожный сигнал, рассказала РИА Новости директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Татьяна Клячко.

«С одной стороны учителя себя оправдывают и говорят, что они работают в школе не за деньги, а потому, что они любят детей. А с другой стороны они понимают, что их труд недооценен, и готовы эту работу спокойно сменить, если им дадут зарплату хоть мало-мальски повыше», - отметила она.

А что с зарплатой?

В одном из своих первых президентских указов после инаугурации, в мае, Владимир Путин распорядился довести среднюю зарплату учителей до средней по экономике в регионе до конца 2012 года. В начале декабря премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам подтвердил, что эта задача будет решена в поставленный срок.

По словам главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, еще в сентябре средняя зарплата учителей превысила среднюю по экономике в 30 регионах РФ. В числе лидеров оказались Москва (прибавка 61%), Карачаево-Черкесия (51%) и Амурская область (35%). Он отнес этот результат на счет внедрения новой системы оплаты труда (НСОТ) педагогов и введения нормативного финансирования.

Рост зарплат вряд ли связан с введением НСОТ, полагает Татьяна Клячко.

«Сегодня зарплата учителей финансируется субъектами федерации. Регионам поставлена задача довести зарплату учителей до среднего уровня, и они ее решают. Но если у региональных бюджетов не будет хватать денег, то они постепенно сократят финансирование заработной платы. На нет и суда нет», - пояснила она.

Действительно, региональным бюджетам приходится выделять деньги не только на педагогов. При дефиците средств местные власти встанут перед выбором, на что потратить свои средства. На здравоохранение, которое регионы тоже должны обеспечивать и поднимать заработную плату врачам? На лечение стариков и детей, неработающего населения, которым они должны также обеспечивать обязательное медицинское страхование? Или на дальнейшее повышение учительских зарплат?

«Регионы сейчас поднимут зарплату до определенного уровня, выполнят свои обязательства, а после этого начнут решать другие проблемы. Как долго они смогут держать зарплату учителей на среднем уровне – покажет жизнь», - отметила эксперт.

Средняя... а как считать?

Впрочем, даже оптимистичные отчеты чиновников оставляют у педагогов множество вопросов. Часто величина средней зарплаты в их регионе вызывает у них удивление – они таких сумм никогда не видели.

«Не так давно заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что средняя зарплата учителя в Москве составляет 55 тыс рублей. Тут же начался шквал звонков от учителей о том, что они этих денег не получают», - рассказала Татьяна Клячко.

Возникает вопрос: а как рассчитывается эта самая средняя зарплата? Она берется как средняя сумма по всей системе общего образования или только по учителям? Входят ли в расчет средней зарплаты директоров, завучей, работников органов управления образованием? Похоже, что верно второе, и учителям приписывается часть общего «благополучия», полагает эксперт.

Второй вопрос: а за какой объем работы сравнивается зарплата учителей? У специалистов возникает ощущение, что берутся просто суммы, которые педагоги получают в конце месяца, вне зависимости от того, какой объем учебной нагрузки они несут. При том, что многие из них работают на 1,5 ставки и даже больше. А такой способ расчета выглядит, мягко говоря, странно.

Впрочем, путаница возникает на самом высоком уровне.

«Считаю, неправильно повышать зарплату, заставляя учителей работать на полторы и тем более две ставки, этого быть не должно. Мы сейчас проводим работу с регионами именно в этой части. Должна достойно оплачиваться 36-часовая ставка учителя» - заявил глава Минобрнауки, выступая 9 декабря на встрече с доверенными лицами президента РФ.

О какой 36-часовой ставке идет речь, недоумевают педагоги. Еще при советской власти была определена ставка учителя в 18 часов, и совсем не потому, что тогда к учителям было особенно трепетное отношение. Это вполне объективное требование, и оно предполагает, что в сумме педагог работает 36 часов, потому что час работы требует, минимум, часа подготовки.

«В среднем учителя в стране сегодня, работают по 24-26 часов вместо 18, в полтора раза больше, чем надо. За это он получает близкую зарплату, к той, которая называется «средней по региону», при том, что количество детей в классах увеличилось в связи с подушевым финансированием», - пояснил Всеволод Луховицкий.

Разумеется, при этих обстоятельствах сравнение зарплат педагогов со средними по экономике становится уже очень условным.

Моральный фактор перевешивает материальный

Желание оставить любимую профессию посещает учителей не только от суммы заработка как таковой. Нередко это происходит и в таких финансово благополучных регионах, как Москва. Сам факт распределения денег между коллегами создает тяжелую моральную атмосферу в коллективе, провоцируя увольнения.

По новой системе оплаты труда все деньги на стимулирующие надбавки к зарплате учителей идут из «общего котла» - из фиксированного фонда зарплаты. Это значит, что если одному педагогу заплатили больше, другой получит меньше. И даже если все будут отлично работать, дать надбавку каждому не удастся. Ситуация усугубляется тем, что деньги нередко распределяются по не вполне прозрачным критериям.

Чтобы удержать педагогов от конфликтов и увольнений, во многих школах сведения о надбавках к зарплате учителей стали закрывать.

«Вообще говоря, это правильно – не надо обсуждать чужие зарплаты. Иначе коллектив вместо работы начинает обсуждать, почему Марии Ивановне дали больше, чем Марии Петровне. Но это не решает проблему, а только порождает новые подозрения в том, что кому-то дают надбавки незаслуженно», - пояснила Татьяна Клячко.

Конечно, не каждом регионе педагоги могут найти работу за пределами школ. Однако в столице, где всегда есть много вариантов трудоустройства, учителя действительно уходят. Даже несмотря на то, что их зарплаты достаточно конкурентоспособны – просто из-за ощущения несправедливости происходящего.

«Сегодня я говорил с учителями из Кадетского корпуса Южного административного округа. Они уходят оттуда обиженные тем, что стимулирующие надбавки распределяют непонятно как», - рассказал Всеволод Луховицкий.

Этот эффект был вполне предсказуем. Теория корпоративного управления говорит о том, что внутри небольших организаций вводить стимулирующую систему оплаты труда - означает расколоть коллектив и сделать его неработоспособным, рассказала Татьяна Клячко.

К сожалению, с началом нового учебного года кадровые проблемы стали особенно острыми во многих школах. Пока не очень понятно, что министерство образования и науки собирается с ней делать. Во всяком случае, притока новых учителей в школу пока ждать не приходится, резюмируют эксперты.

 

old.rian.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: