Семь веских причин достоверности Библии

В категориях: Трудные места


Петр Сокольников

Сегодня христианский мир невероятно многообразен. Существует большое число разных взглядов, мнений и воззрений, которое может сбить с толку новообращенного. Кто-то ценит такое многообразие и даже гордится им, кто-то замыкается, пытаясь дистанцироваться от разношерстного христианства. Кто-то считает такое многообразие преимуществом, а наличие разных взглядов — образованностью.

Множество христианских учебных заведений гордится тем, что не держится какого-то конкретного учения, а культивирует обширность взглядов, вроде не навязывая студентам одну точку зрения, а предлагая им выбор из множества вариантов. Так или иначе, такое многообразие подрывает достоверность Библии. Приверженность одному учению считается узколобостью или сектантством. Кто-то вину за такую раздробленность в христианстве возлагает на саму Библию, что якобы она изначально написана в таком стиле, что тексты можно понимать и так и эдак, и поэтому, чтобы верно понимать эти истины, надо иметь что-то еще кроме Библии - традицию, братство, предания, собственную опытность, внебиблейские откровения, и т. д.

Еще одна трудность заключается в том, что ранее, в период гонений, о каком-то диалоге с миром или о каком-то принятии миром не могло идти и речи. Граница между верующими и неверующими была очевидна. Сейчас же церковь, стремясь выстроить для себя хорошую репутацию, боится показаться узколобой или устаревшей, и пытается идти на диалог с миром. Чтобы не выглядеть фанатиками, некоторые библейские истины либо просто замалчиваются, либо начинают подвергаться сомнениям. И эта тенденция только набирает обороты.

Как же нам удержаться среди всего этого разнообразия? Как подкрепить свою уверенность в достоверность Библейских текстов? Как не быть «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»?

Для себя я выделил несколько фактов, почему я могу полностью доверять Библии в том виде, в котором мы ее имеем сегодня. И хочу этими размышлениями поделиться с вами.

Само подтверждение

Сегодня Библия часто становится объектом разного рода обвинений. Ее обвиняют в не историчности, непоследовательности, неточности. Кто-то частично или же полностью подвергает сомнению божественность ее авторства.

Когда люди позволяют себе такое отношение к Божьему Слову то, как правило, их мало волнует, что сама Библия говорит о себе и о своем происхождении. С одной стороны их можно понять, ведь если они изначально не доверяют Библии, то мало вероятности, что они поверят тем ее текстам, в которых говорится о ее божественном авторстве. Но постойте! Ведь ни для кого не секрет, что когда какого-либо человека задерживают с подозрением в совершении преступления, первое, что должны сделать следователи безотлагательно, так это допросить самого обвиняемого! Эти принципы однозначно изложены в нашем законодательстве1, и никто не осмелится усомниться в их логичности. Поэтому, поскольку Библия многократно подвергалась обвинениям со стороны разных людей, мы прежде всего должны спросить ее саму, чем же она является.

Первое, на что стоит обратить внимание - это как в Ветхом и в Новом Заветах многократно цитируется прямая речь Бога. В частности, в Новом Завете мы видим записанные слова Сына и Отца. Во-вторых, Бог говорил через пророков и, несмотря на то, что для передачи слов использовались уста людей, их авторитетность при этом не страдала. Как Он использовал в Ветхом Завете пророков, так в Новом - апостолы имели полномочия передавать слова Божьи. Третье — апостолы, цитируя Ветхий Завет, называли его Божьим Словом. Более того, Павел, говоря о всём Ветхом Завете, указывал, что его написание было вдохновлено самим Богом.

Думаю, нет смысла приводить все места Писания, которые говорят о том, что Библия — это Божье Слово, ведь библейских текстов, которые говорят об этом прямо или косвенно более полутора тысяч!

Уникальность структуры

Ранее я приводил пример с допросом обвиняемого в преступлении, а теперь давайте представим, что обвиняемый не один, а преступление совершили несколько человек. Следователь может прибегнуть к раздельному допросу, когда обвиняемых допрашивают по отдельности, а потом сверяют их показания. И если показания по каким-то причинам не сходятся, то у следователя есть все основания не доверять таким показаниям. Какие причины того, что рассказанное обвиняемыми может различаться? Либо один или несколько обвиняемых лгут, либо кто-то из них не принимал участия в преступлении и не был его свидетелем, поэтому историю ему приходится придумывать. А вероятность того, что несколько обвиняемых в отдельности друг от друга могут выдумать одинаковую историю, близка к нулю.

А теперь давайте посмотрим на библейских авторов. Как минимум, сорок человек, которые жили в разных эпохах, в корне отличались по происхождению и социальному статусу, были гражданами разных государств и империй, могли говорить на разных языках. При этом, то, что было написано ими в течение полутора тысяч лет, затрагивает многие аспекты жизни человечества, включая как мелкие детали, так и обширные вопросы, которые уникальным образом согласуются, и формируются вокруг общей темы. В текстах библейских авторов нет противоречий, более того авторы дополняют друг друга, формируя целостный законченный труд, который мы сегодня называем Библией.

Итак, 44 автора, написавшие 66 книг на трех языках в течение полутора тысяч лет, стали участниками грандиозного проекта, будучи руководимыми и направляемыми Всевышним. Это руководство Библия называет богодухновенностью. И именно это руководство сделало возможным то, что сегодня читая Библию, мы видим в разных характерах авторов разные обстоятельства, в которых они жили и трудились. При этом их труды представляют собой не сборник несогласованных идей или противоречивых взглядов, а цельное гармоничное повествование, которое как песня, исполненная слаженным хором под чутким руководством Великого Дирижера услаждает слух, тренирует разум и воспитывает сердце.

Достоверность пророчеств

Меня всегда удивляло то, как современные люди с внимательностью относятся к гороскопам. Прочитав пару раз выдержки из гороскопов, меня посещала мысль о том, что если вдруг у меня настанут финансовые трудности, всегда можно будет успеть подработать составителем таких вот «предсказаний». Это, конечно же, шутка, да и серьезно к этим «пророчествам» относиться не получается. Их главная черта — расплывчатость и универсальность применения. Они заведомо подходят к множествам обыденных ситуаций в жизни каждого человека. Поэтому предсказанное в таких творениях «сбывается» с большой долей вероятности.

Другое дело — Библейские пророчества. Те из них, время исполнения которых уже прошло, удивляют своей точностью. В Библейских пророчествах мы можем встретить не только описание предстоящих событий, но и указание географических названий, имен действующих лиц и других деталей. Сегодня исполнение многих библейских пророчеств мы принимаем как исторический факт. Мы так же видим библейские примеры, когда пророчества понимались буквально, и сопоставлялись с происходящими событиями.

Вспомните, например, историю Рождества. Когда мудрецы пришли в Иерусалим к царю в поисках младенца, царские книжники, руководствуясь только библейским предвидением пророка Михея (5:2), указали точное местоположение новорожденного. Мало того, Ирод счел ветхозаветное пророчество достаточно веской причиной для радикальных и жестоких шагов по сохранению своего трона.

Точность исполнения пророчеств, описывающих события прошлого, вселяет в нас уверенность в том, что пророчества будущего исполнятся с такой же точностью и неотложностью.

Важно отметить, что те библейские пророчества, время исполнения которых еще не наступило, нельзя использовать для любых других целей, кроме обозначенных Самим Богом. Так, например, глупо будет, используя прогноз погоды на данный вечер, угадать какой будет курс той или иной валюты. Но как ни прискорбно, среди тех, кто называют себя христианами, постоянно попадаются всё новые и новые шарлатаны, заявляющие о том, что смогли вычислить дату конца света, ссылаясь на какие-то библейские тексты, подрывая тем самым авторитет Библии среди неокрепших христиан, когда эти пророчества оказываются ложью.

Историческая достоверность

В последнее время я все чаще сталкиваюсь с христианами (или теми, кто просто считает себя таковыми), которые будучи частью ученого мира не хотят упасть лицом в грязь перед коллегами, начинают разбирать Библию по частям, используя неверные предпосылки. Так, например, они подвергают сомнению те библейские тексты, которые каким-либо образом не согласуются или не подчиняются научным изысканиям. Но если их скептическое отношение к библейским чудесам еще можно попытаться понять, то скептицизм в отношении историчности тех или иных повествований для меня совершенно не ясен. В частности, я встречал такой подход, когда историчность событий, описанных на страницах Библии подвергается сомнению до тех пор, пока современная археология либо внебиблейские документальные источники не смогут подтвердить их правдивость. Довольно странный подход, ведь археология как наука носит сугубо фрагментарный характер, и чем дальше во времени мы отстоим от изучаемых событий, тем эта фрагментарность будет более очевидной.

Вы когда-нибудь наблюдали, как дети собирают пазл? А может сами принимали участие в этом? Однажды я собирал небольшой пазл со своими племянниками, и заметил интересную особенность – дети почему-то не любят подсматривать на картинку-миниатюру, где видна общая картина. Я же начал именно с изучения этой картинки. Пока я рассматривал отдельные детали, один из племянников уже начал собирать. В итоге у нас должно было получится изображение полянки посреди леса, по которой бегают разные звери, и я среди частей пазла начал искать фрагменты изображений этих зверюшек. Как только я нашел ухо одного из зверей, я дал эту часть племяннику, и попросил его разместить примерно посередине, где по моим расчетам должна была находиться поляна. На что племянник сказал, что никакой поляны тут быть не должно. И знаете почему он пришел к этому выводу? Потому что до этого ему попадались только фрагменты облаков!

Некоторые скептические выводы ученых-христиан мне напоминают такую же игру в пазл. И из-за такого подхода мне трудно называть их христианами, ведь их уровень доверия Божьему Слову стремится к нулю. И они готовы подвергнуть сомнению историчность библейских событий как только для этого появится хоть какой-то предлог.

Но давайте посмотрим с другой стороны. На сегодняшний день просто не существует каких-либо археологических данных, которые бы опровергли правдивость текстов Библии. Более того, есть достаточно много трудов историков и разного рода исследователей, которые декларируют археологические подтверждения многих событий, описанных в этой Книге Книг. А раз фрагментарная наука археология, периодически подтверждает историчность отдельно взятых библейских событий, то это должно вселять всё больше уверенности и в те тексты, историчность которых по разным причинам пока не доказана.

Убежденность апостолов

Читая Ветхий Завет не сложно заметить одну отличительную черту библейских пророков. Она заключается в том, что когда пророк передавал Божье Слово слушателям, он не говорил «мне так кажется», или «я так чувствую», или «опыт мне подсказывает», он провозглашая утверждал: «Так говорит Господь!». Эта же уверенность сопровождала и апостолов Нового Завета.

Они были уверены, что проповедовали Божье Слово (1Фесс.2:13, 1Пет.1:25).

Они утверждали достаточность Божьего Слова для спасения и практической христианской жизни (2Пет.1:16–21, 2Тим.3:16–17, Иоан.20:30,31).

Они боролись за проповедь неповрежденного Слова, и утверждали других держаться одной единственной истины (Гал.1:6–8, Откр.22:18,19).

У нас есть полная уверенность в том, что апостолы относились к Ветхому Завету, как Словам, произнесенным самим Богом. Но так же очевидно и их отношение к тем текстам, которые мы сейчас называем Новым Заветом. Если вы прочитаете тексты, ссылки на которые я привел выше, то увидите, что апостолы считали проповеданное ими Божьим Словом. Помимо этого в записанном учении апостолы могли цитировать записанные ранее тексты других апостолов и называли их Писанием (ставя их в один ряд с текстами Ветхого Завета).

Апостольские послания читались перед церковью, и передавались для прочтения другим церквям (Кол. 4:16; 1Фес. 5:27). Тексты, которые мы называем новозаветными, по мере их появления принимались церковью и пользовались авторитетом наравне с текстом Ветхого Завета.

Христианский опыт

Однажды, когда Давид уже был помазан на царство, но еще не вступил в должность, он, скрываясь от царя Саула пережил сильное унижение. Надеясь получить защиту Анхуса царя Гефского, Давид пришел в его дом. Но, почувствовав недружелюбную обстановку, он решил притвориться сумасшедшим, чтобы его не узнали. Давид пускал слюни, неестественно размахивал руками, как бы рисуя в воздухе какие-то символы (1-я Царств 21:10–15). Казалось бы, неудача за неудачей! Смертельная опасность и унижения — совсем неблагоприятные обстоятельства. Но выйдя из дома Анхуса, Давид воспевает величественный гимн:

«Благословлю Господа во всякое время;

хвала Ему непрестанно в устах моих.

Господом будет хвалиться душа моя;

услышат кроткие и возвеселятся.

Величайте Господа со мною,

и превознесем имя Его вместе.

Я взыскал Господа, и Он услышал меня,

и от всех опасностей моих избавил меня.

Кто обращал взор к Нему,

те просвещались, и лица их не постыдятся.» (Пс.33:2–6

Давид, за которым гоняются все вооруженные силы страны, которому обещано царство, но вместо этого он переживает насмешки и унижения, вдруг говорит, что Бог избавил его от всех опасностей! Казалось бы — что-то не стыкуется, ведь обстоятельства говорят об обратном? Где же тут избавление? На это недоумение Давид отвечает следующими строками Псалма:

«Вкусите, и увидите, как благ Господь!

Блажен человек, который уповает на Него!

Бойтесь Господа, святые Его,

ибо нет скудости у боящихся Его.» (Пс.33:9,10)

Давид вкусил и узнал всю благость Господа! И никакие обстоятельства теперь не смогут переубедить его! Такая же убежденность сопровождала апостола Павла:

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим.8:38,39)

О, какое блаженное знание! Нет больше счастья, чем знать, что ты в руках Господа! Все обстоятельства и трудности мельчают перед этой уверенностью! Чем больше христианин доверяет словам Господним, тем больше он убеждается в Божией заботе и верности!

Человек, который никогда не доверял Богу, не сможет провозгласить вместе с Моисеем: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен». ( Втор.32:4) Но тот, кто доверился — знает сладость такого упования!

Авторитет Христа

И последний, самый важный на мой, взгляд факт — убежденность Иисуса Христа в истинности Писаний.

Сегодня среди христиан есть много тех, кто по каким-то причинам не верят в правдивость некоторых библейских текстов. Кто-то не верит в рассказ о шести днях творения, а Адама с Евой считают не конкретными личностями, а прообразом всего человечества. Кто-то подвергает сомнению Моисеево авторство пятикнижия. Кому-то тяжело представить, как возможно человеку пробыть три дня в желудке большой рыбы и потом иметь силы самостоятельно передвигаться. Для кого-то кажется совсем невероятной история потопа, с большим кораблем, в котором поместились представители всех видов животных. Такие люди считают, что авторы соответствующих текстов где-то приукрасили, где-то приврали, а где-то и вовсе скомбинировали древние мифы разных народов, чтобы как-то ободрить читателей или побудить их к чему-то.

Все эти домыслы разбиваются в прах, как только мы берем в руки Евангелие и начинаем читать о том, как Христос относился к ветхозаветным текстам. Он не сомневался в существовании Адама и Евы (Матф.19:4,5), он подтверждал историчность потопа (Матф.24:37–39), историю с Ионой он упоминал вместе с деталями этого события (Матф.12:39–41), авторство Моисея в написании закона для него было одним из ключевых фактов в проповеди19. Более того, однажды в проповеди Иисус сказал, что «… доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18), тем самым подтвердив правдивость и действенность каждой буквы Писаний!

О Нем говорили, что «Он учил, как власть имеющий» (Матф.7:29, Мар.1:22), так что никто не мог подвергнуть сомнения сказанное Им. Но сегодня есть множество гордецов, которые считают позволительным усомниться в том, в чем не сомневался Христос. Мы же не будем уподобляться им в их безрассудстве, а будем расти в покорности истинному безошибочному действенному богодухновенному Божьему Слову!

mirvam.org

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: