Тихий час – время для общения с Богом

В категориях: Спаси и сохрани


«Господи! Рано услышь голос мой: рано предстану пред Тобою, и буду ожидать». Псалом 5, 4

Вопрос о «тихом часе» имеет громадное значение в нашей духовной жизни и служении. Мы рассмотрим здесь три стороны этого предмета.

 

Что именно мы разумеем под словами: «тихий час»? Это время, которое все верующие посвящают или должны посвящать личному уединенному служению Богу и общению с Ним. Когда мы говорим: «тихий час», то это не обязательно промежуток времени в 60 минут. Люди, имеющие много свободного времени, могут посвятить на это и больше, но многие из нас не в состоянии уделять столько времени. Есть тысячи христиан, которые радуются, когда им удается выкроить из житейских хлопот и труда для этой цели минут тридцать или даже пятнадцать. В сущности, здесь важна не продолжительность времени, а то, как оно использовано.

И когда мы говорим: «тихий час», мы не имеем в виду только утренний час. Есть различие между «тихим часом» и «утренней стражей». И все же я настойчиво буду просить, чтобы для всех, кому это возможно, он на самом деле был утренним часом! Если Богу надлежит занимать первое место в нашей жизни, то необходимо, чтобы Он был первым в наших днях. Мы должны, как говорил известный брат, «видеть лицо Божие прежде, чем увидим человеческое». Тихий час, как время нашего личного служения Богу, должен быть непременно определенным и ревностно оберегаемым от захвата. На это следует смотреть, как на данное обещание, имеющее преимущество перед всякими другими обещаниями. Никакому человеку, никакому земному делу не следует позволять нарушить это благословенное соглашение с Богом.

Назначение «тихого часа» — развивать созерцательную сторону нашей религиозной природы и воспитывать благочестивую жизнь. Соблюдение «тихого часа» сопровождается благословенными результатами. Ничто так не подготавливает нас к труду и перенесению страданий, как общение с Богом. Но главная цель «тихого часа» — ввести нас в присутствие Божие, приучить к тишине, устремленности в будущее и сознанию присутствия Божия.

1.    Тишина всегда служит признаком глубокой жизни и деловитости. Самая занятая жизнь, когда-либо прожитая на земле — жизнь нашего дорогого Господа. Она была, вместе с тем, жизнью, в которой царила совершенная тишина. Тишина несовместима с суетливостью. Суетливость — преобладающий грех нашего времени и величайшее зло для духовной жизни верующих. Но ничто не избавляет нас от нее, кроме как приближение к Богу. «Остановитесь и познайте, что Я Бог», — говорит Он (Пс. 45, И).

2.    Устремленность в будущее. Мы никогда не должны забывать, что мы вечны. Это сознание бесконечности нашего существования может быть только следствием общения с Богом. В общении с Ним вера укрепляется до такой степени, что делает ожидающую нас славу более осязаемой, чем наше настоящее. «Тихий час» приучает нас смотреть не на видимое, а на невидимое. Эта способность жить в будущем делает человека терпеливым. Он может позволить себе ожидать, потому что впереди целая вечность. Он в состоянии терпеть настоящие страдания, потому что они ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая должна открыться. Человек, духовно устремленный в будущее, научается исчислять жизнь не годами, а тысячелетиями, и так как у него здесь — годы, а там — вечность, удивительно ли, если он будет привязан к горнему, а не к земному.

3.    Соблюдение «тихого часа» содействует сознанию присутствия Бога. Это сознание составляет саму сущность духовной жизни. Мы будем людьми духовными лишь в той мере, в какой мысль о Боге руководит нашей жизнью. Сознание присутствия Господа должно быть глубоко запечатлено в нас. Оно должно проникнуть в нашу жизнь настолько, насколько мы сознаем самих себя. Для этого нам и необходим «тихий час», чтобы каждый день дождаться Господа и пройти его с Ним. В нашем труде всегда более или менее присутствует собственное «я», а общение с Богом освобождает нас от самих себя. Хождение Еноха пред Богом привело его к такому совершенству, что Бог взял его.

Поэтому назначение «тихого часа»:

1)    приучить нас соблюдать ту тишину, при которой можно слышать самый тихий шепот Бога;

2)    приучить нас к устремленности в будущее, которая освободит нас от всякой суеты, мелочности и сосредоточит наше внимание на вечности;

3)    научить ходить в постоянном присутствии Господа.

Как лучше всего пользоваться тихим часом? Этот вопрос никто не в состоянии решить за другого. Всякий сам должен найти, как самым полезным образом провести имеющееся в его распоряжении время. Однако я все-таки попытаюсь дать план, который может быть полезен для некоторых тем, что обратит внимание на душевные действия, имеющие место в служении Богу наедине.

Тихий час должен начинаться с отрешения. Сначала найдем такое место, где нас никто не побеспокоит. Изгоним из нашего ума усилием воли всякие мирские мысли и направим ум, сердце, сознание, волю к предстоящему труду. Это необходимо сделать, если мы хотим извлечь наибольшую пользу из имеющегося в нашем распоряжении времени. Такое действие многие находят трудным. Если вы не можете изгнать мирские мысли и сосредоточить вашего внимания, не падайте духом. При вашем искреннем и настойчивом усилии, в уповании на содействие Святого Духа, вы освободитесь от мирских мыслей. Усилием отрешения обеспечив себе спокойствие души, мы должны начать упражнение в благочестии путем воспоминания. При этом мы имеем дело не с обетованиями, а с фактами. Мы еще не молимся и не славим. Мы верим и утверждаем наши отношения к Богу, в которых находимся, и говорим: «Преклонясь пред Богом, как дитя Твое, искупленное Кровью Сына Твоего, оживляемое Духом Святым, я верую и уповаю на Тебя, Господь мой Иисус Христос, я люблю Тебя, и Ты любишь меня. Ты — Хранитель мой. Дух Святой, Ты освящаешь меня. В эту минуту для меня довольно благодати Твоей, ибо все содействует мне ко благу». Убедительно прошу никогда не забывайте этого: усилия воспоминания.

Это очень поможет всем остальным упражнениям «тихого часа», и оно, естественно, перейдет в поклонение, благодарение и хвалу. Мысль о нашем великом Боге вызывает благоговение пред Ним; воспоминание о том, что Он сделал для нас, вызывает глубокое чувство благодарности и хвалы. Хвала должна быть одним из первых действий благочестия. Она подготовляет путь к молитве. Сознание величия Божия и Его силы, пробуждающееся в нас во время поклонения, чувство благодати и любви Его, наполняющее наше сердце, когда Его восхваляем, делает молитву естественной и легкой, как дыхание. Но с нашим представлением о Боге всегда возникает отрицательное представление о себе самом.

Таким образом, за поклонением следует исповедание. От прославления Бога мы неизбежно переходим к сокрушению о нашем своеволии и непокорности Ему. Когда Исаия увидел высоко-превознесенного Бога, он тут же воскликнул: «Горе мне!» Иов, увидев Бога, почувствовал к себе отвращение и в пепле и прахе раскаялся. Если «тихий час» не принес нам сокрушения, мы не так, как следовало бы, воспользовались им. Приближаясь к Богу, ищите всегда чувства раскаяния и ежедневно пересказывайте Ему ваши преступления и грехи. Но чтобы исповедание не произвело на вас удручающего действия и не повергло в уныние, оно должно сопровождаться проявлением веры. В этом действии мы должны вновь принимать полное и безусловное прощение от нашего Бога. Исповедав грехи, будем в молчании перед Ним ожидать, пока Дух Святой с новой силой напомнит нам слова: «Я изгладил грехи твои, как туман, и беззакония твои, как облако. Иди с миром». И тогда в душу проникнет сознание нового безграничного милосердия Божия и полноты, совершенного за наши грехи, искупления. Теперь путь открыт к чтению и изучению Слова Божия.

Здесь излишне настаивать на безусловной важности давать Слову Божию выдающееся, скорее даже, первенствующее место в «тихом часе». Жить духовной жизнью без чтения Слова Божия, значило бы пробовать жить (физически) без пищи. Для того, чтобы быть духовно здоровыми и крепкими, мы должны Слову Божию давать обильно вселяться в нас. И наше изучение Слова, если мы хотим, чтобы оно стало полезным, должно быть:

а)    прямое. Мы должны читать и изучать Библию, а не одни только книги о Библии или выдержки из нее. Толкования Библии — Сперджена и других — драгоценность, но никогда не следует ставить их на место самой Библии, которую дал Господь;

б)    оно должно быть правильное. Следует заранее тщательно наметить порядок чтения и его выполнять, чтобы обогатиться сведениями;

в)    оно должно быть при содействии Святого Духа, молясь Которому, мы должны просить открыть нам это Слово, чтобы оно стало духом и жизнью для нашей души.

После чтения Слова Божия должно следовать размышление. Этому непременно нужно уделять хотя бы немного времени. Лучше меньше прочесть, чем упустить размышление о прочитанном. При размышлении мы даем возможность Слову впитываться в наш ум, и оно становится нашею собственностью. В размышлении мы внутренне усваиваем Слово и воспринимаем его истины как руководство и утешение на предстоящий день. Здесь уместно обдумать наши ходатайства за других.

Вслед за размышлением идет молитва. Мы должны выслушать, что Бог говорит нам, прежде чем говорить Ему. Весьма полезно основывать наши молитвы на прочитанном: упоминалось о грехах, допускаемых нами, — просим об удалении их; упоминалось о духовных качествах и добродетелях — молимся о проявлении их в нашей жизни. Наше знание, что просимое находится в согласии с волей Божией, есть главнейшее преимущество такого рода молитвы. Тогда мы совершенно уверены, что будем услышаны.

После молитвы о личных нуждах, естественно, следует ходатайство о других. Это самое священное и, вместе с тем, труднейшее из упражнений тихого часа. Ходатайство есть высшая степень молитвы, и мы должны ревностно стремиться осуществлять его. Чем более мы изучаем искусство ходатайства и расширяем его область, тем более убеждаемся, что его возможности неисчерпаемы. Причем, некоторые вопросы будут избраны для постоянного ходатайства и никогда не забудутся, другие — упоминаемы и приносимы Господу лишь в определенное время. Друзья мои, как можно больше уделяйте внимания ходатайству за других. Церковь Христа в настоящее время более всего нуждается в людях, умеющих так крепко держаться за Бога, чтобы вымолить проявление Его славы для благословения мира.

Прежде, чем окончить упражнения тихого часа и идти навстречу предстоящему дневному труду и суете, должно еще быть посвящение себя Богу.

«Отец мой, я находился в присутствии Твоем. Ты беседовал со мной и я с Тобой. Общение было прямое, личное и было сладостным предвкушением небес. И теперь я выхожу в мир, где Тебя ненавидят и Твое имя хулится и где Твой народ в презрении. Прежде, чем идти, я еще раз умоляю Тебя, сокрой меня в тени крыл Твоих. Я слышу Твой голос: «Господь — хранитель твой; Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение и вхождение твое отныне и вовек».

И тогда с улыбкой на лице и с миром, превосходящим всякое разумение, выходи, чтобы люди видели твои добрые дела и прославляли Отца твоего Небесного.

 

Вестник истины,1 (53). 1976

По материалам журнала «Баптист» за 1927 год. 

Газета Протестант,ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: