Два великих источника Божьих откровений

В категориях: Трудные места


Б.П.

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
… Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.» (Пс.18:2,8-9)

Псалом 18 отличает ясная и чёткая тема. В нём мы встречаем двух великих проповедников. Первый — это природа, Божье творение (1—7 ст.), второй – Слово Божье: закон, повеления и откровения Самого Господа.

В послании к Римлянам сказано: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество... чрез рассматривание творений видимы...» (1, 20). То есть любой человек, независимо от происхождения и в какой точке земного шара живёт, знатный или простолюдин, грамотный или не очень, — может понимать речь природы, потому что «по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Творение Божье расскажет ему о великом Авторе, сотворившем всю эту красоту. Давид не мог не сказать людям о величайшем источнике истины. Он восторгался этим дивным проповедником.

Созерцая природу, псалмопевец видел в ней Бога и указывал на второго величайшего проповедника — Слово Божье. В Моисеевом законе сказано, что свидетельство двух истинно (Втор. 19, 15). Бог предусмотрел соблюсти этот принцип в откровении Своей истины человечеству.

Царь Давид, как человек широкого духовного кругозора, как поэт и музыкант, характеризует Слово Божье с разных сторон. Необычайные эпитеты, возвышенные определения даёт он величайшему сокровищу: «закон Господа», «откровения и повеления Господа», «заповедь и страх Господа», «суды Господни». Каждая грань этого сокровища сияет по особенному, отображает свою истину, подчёркивает свои характерные черты. На жаждущую человеческую душу Слово Господне воздействует исключительно положительно и ведёт ко спасению.

Нельзя не заметить, что автор этого Псалма, рассуждая о Слове Божьем, обратил пристальное внимание на суды Господни. Он признал их праведными. Они для него вожделеннее множества чистого золота, слаще мёда и капель сота. «Раб Твой охраняется ими, — говорит Давид, — в соблюдении их великая награда». Это действительно так. Слово Божье — нелицеприятный судья, «оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Однако для христианина более естественно искать в сокровищнице Слова Господнего утешение, радость, поощрение, познание воли Божьей — это нам приятно, это нам нужно. Но суды Господни... Кто когда тосковал по скамье подсудимых? Нравится ли нам, чтобы Господь судил нас? Для человека свойственно избегать процедуры суда. Если уж и проходить через действие суда, то изредка, иногда. В крайнем случае, перед вечерей Господней проверить своё хождение, осудить и оплакать недостойное, или когда совершается служение по очищению и освящению всей церкви. А постоянно подвергать «себя ранам всякий день и обличениям всякое утро», как Асаф, — такой опыт не все приемлют с радостью (Пс. 72, 14). Этому нужно научиться. Давид знал стремление человеческого естества уклоняться от Божьих судов и именно к этой неприятной, на первый взгляд, стороне великого сокровища привлекает наше внимание, потому что в ней — великое благо и вели кая награда для каждого.

По-человечески это выглядит действительно необычно. Кто добровольно сядет на скамью подсудимых? Псалмопевец как будто вопреки всякой логике откровенно признаёт: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время» (Пс. 118, 20). Когда Бог обличал Давида, он принимал это как милостивую заботу и не тяготился строгим словом. А когда Бог молчал и не обличал, он переживал, понимал, что это ненормально. Его душа чувствовала потребность в Божьих судах, корректирующих его жизнь и сердечные по мышления. Многим может показаться странным это томление, но это — нормальный духовный процесс в жизни христианина.

Обратим внимание на последнюю часть 18 Псалма. Когда Давид попал под яркий свет Слова Божьего и Божьих судов, какое чувство, какой возглас вырвался из его сердца? «Кто усмотрит погрешности свои?..» (ст. 13).

Этот вопрос остаётся важным и для нас, и не только тогда, когда мы были грешниками, но и в последующие годы следования за Господом. То есть над своими поступками, над своей жизнью мы должны производить тщательный суд и делать это постоянно. Согрешения должны нас беспокоить и причинять боль не менее, чем когда мы впервые стенали и взывали к Богу в покаянии. Это благостное и верное действие Слова Божьего в первую очередь проникает в глубину сердца и судит грех и только после покаяния ведёт человека к утешению, к радости, не минуя, конечно, очищение и исповедание. Такова духовная закономерность.

«Кто усмотрит погрешности свои?» Это риторический вопрос. Это утверждение факта, что все погрешности невозможно перечислить. Кто в истекшем дне зафиксирует их все до одного? Можно тщательно проверять, исследовать свои мысли и дела, но всё равно что-то упустить, не заметить.

В этой связи вполне понятен скорбный возглас Давида: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною». О каких тайных и о каких умышленных говорит автор?

В Библии есть два понятия тайных грехов. Первое: это те грехи, которые человек знает, но утаивает. То есть он их не открывает и со страхом оглядывается вокруг, чтобы кто либо случайно не узнал произошедшее в его жизни или в чём состоит его падение. О таких тайных грехах Библия говорит прямо и конкретно: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха...» (Притч. 28, 13). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1, 9). Здесь указан чёткий путь к оставлению тайных грехов и очищению от них — исповедание. Другой возможности не существует.

Но есть такие тайные грехи, которые сознание человека не зафиксировало. Он что-то сделал, но совершенно не понял, что это плохо. В румынском переводе этот стих звучит конкретнее: «Прости грехи мои, которых я не знаю». То есть я их сделал, но сердце моё не вздрогнуло и совесть молчит, не судит и не тревожит напоминанием: «Это же плохо! Это же грех!»

Французский перевод этого стиха углубляет и утверждает эту мысль: «Прости мне то, что я игнорирую».

Таких грехов в нашей жизни может быть довольно много. Христианин сказал неосторожное грубое слово ближнему, и сердце ближнего пронзила боль, он едва сдерживает слёзы, а нагрубивший даже не заметил, как говорят, глазом не моргнул, и пошёл как ни в чём не бывало. Эти тайные, не затронувшие сознание грехи могут быть многолики. Истинны слова Апостола Иакова: «Все мы много согрешаем» (3, 2). Местоимение «мы» включает и его, и всех нас. Если Бог «и в ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов. 4, 18), как не увидит их в нас? Ему ли нечего сказать нам каждый день? Ему ли не в чем обличить нас?

Другой вопрос: воспринимаем ли мы тихие намёки и обличения Духа Святого? Мы зачастую полагаемся на свои суждения: не заметил, совесть не судит, значит, грехов нет, значит, день прожит прекрасно.

Сын или дочь поступили самовольно и веселы, а родители стенают, молятся Богу, чтобы Он сделал сердце детей чутким и чтобы они не оскорбляли отца и мать.

Невестка создаёт напряжённую обстановку в доме и даже не догадывается, что виной всему — она. Привыкла учитывать только себя и тем, что остальные пренебрежены ею, совсем не тревожится.

Мы должны сознавать: нашу жизнь сопровождают тайные, незамеченные нами грехи — они-то и должны беспокоить нас. В среде христиан, казалось бы, хорошо знающих Священное Писание, понятие «грех» бывает очень упрощённым, иногда донельзя упрощённым. Приближается первое воскресенье месяца — нужно участвовать в вечере Господней. Мы оглядываемся на прожитый месяц и рассуждаем примерно так: ни с кем не поссорился, бы ли небольшие шероховатости, но попросил у Господа прощение — значит, всё нормально и простираем руку к святыне Господней. Область же тайных грехов, которые мы совершили и не осознали, и не поняли, часто совершенно не беспокоит нас, а грехи-то есть, от них нужно избавление.

Стоит спросить любого прохожего, что такое грех, и он да же в сбивчивом варианте, но перечислит несколько заповедей, какие на слуху у народа: «Не убей, не кради...» Этим и ограничивается понятие людей о грехе. Не так должно быть у христиан.

В древнееврейском языке объяснение слова «грех» можно найти в следующем пояснении: когда израильский воин тренировался в военном искусстве, например, стрелял из лука, при нём нередко находился мальчик оруженосец. Он помогал воинам и одновременно сам приобретал навык военного ремесла. Мальчик обычно стоял у мишени. Если воин не попадал в цель, он кричал: «Грех! Не в цель! Неточно!» Вот что означало для них слово «грех».

У нас очень разное восприятие греха. Кто до чего дорос, тот так и мыслит. Для бодрствующего христианина не свидетельствовать о Господе — явный грех, для другого — нет. Он совсем не томится об этом. Кто-то работает на производстве или учится в учебном заведении, и никто из сотрудников или однокурсников не знает, что он христианин. Такой человек не считает это достойным осуждения. Он спокоен. Другого же это очень беспокоит. Он тревожится, зная повеление Христа: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодей ном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда при дет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк. 8, 38).

Одного не очень беспокоит, что он ничего не делает в церкви: поднимет скамейки, подметёт пол в день своего дежурства в молитвенном доме и на этом всё. Другого тяготит безделье, он чувствует себя виновным, предлагает свои услуги, желает, чтобы ему поручали какое-то дело. Кто-то, не стесняясь, убивает драгоценное время телефонными или компьютерными играми, а кто-то сознаёт, что это — грех, за который Бог взыщет.

Мы вошли в опасный для церкви период, когда упрощается понимание греха, понижается чувство ответственности за праздность и своеволие, когда поднимается на смех стыдливость и скромность и считается нормальным то, от чего старшее поколение христиан приходит в ужас.

«От тайных моих очисти меня...» — эта молитва насущна сегодня как никогда. Сверять свои помышления с совершенным мерилом Святого Писания, оценивать свои поступки в свете Слова Божьего мы должны ежедневно и вопрошать: «Господи, может, я нахожу нормальным своё состояние, но как оцениваешь его Ты? Одобряешь ли образ моих рассуждений о грехе?». Каждое утро и каждый вечер нам нужно представать пред светом Господнего лица и испытывать свои поступки, слова, дела, но только не своим суждением, а Божьим Словом. Иначе нас никогда не потревожат тайные, не осознанные грехи, на которых не остановилось наше сознание. Если об этом не заботиться, тайные грехи будут постоянно нарастать и постепенно перейдут в явные, умышленные. Давид молился: «...от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною... » Это и есть процесс освящения и очищения, суть которого запечатлел Давид в 18м Псалме.

Весьма удивительно, что в столь древние времена боящиеся Бога люди понимали такие духовные тонкости и страшились грехов, которые не задержались в их сознании, не затронули совесть. Опасность тайных грехов этого рода в том, что они исподволь, незаметно переходят в умышленные, и человек опускается в тяжёлые грехи. Давид так и говорит: «Тогда я буду не порочен и чист от великого развращения».

И. В. Каргель, приводя слова Апостола Павла: «Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4, 4), на поминает искупленным не забывать о том, «что ещё могут существовать вещи скрытые, которые, хотя наше око их не видит и наша совесть не указывает на них, они всё же были бы обнажены и открыты очам Божьим, если бы Он не смотрел на нас чрез Того, Кто в сострадании к нам носит на Своей груди падающее на нас осуждение».

Да наполнит нас Святой Дух любовью к Божьим судам, что бы область тайных грехов постоянно сокращалась и наше сердце становилось более чутким, обращая должное внимание на то, что существует опасность накапливать тайные грехи, быть бременем в семье, в церкви и не считать себя виновным. Процесс освящения нашей жизни должен быть ежедневным, тогда мы будем возрастать в посвящении Богу и будем жить угодной Ему жизнью.

 

Вестник истины, № 1, 2012

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: