Почему нельзя произносить имя Господне напрасно

В категориях: Спаси и сохрани


Третья заповедь Исх. 20, 7

Карев А. В

 

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Так гласит третья заповедь. Об этой заповеди надо сказать, что она нарушается больше всех других заповедей Божиих в жизни христиан. К этой заповеди дети Божии относятся особенно невнимательно, и нарушения ее совершаются ими изо дня в день. Но, может быть, это преувеличение? Рассмотрим же внимательно эту великую и столь необходимую для Церкви Христовой заповедь. Разбирая ее, мы должны прежде всего вспомнить слова молитвы Господней: «Да святится имя Твое» — Мф. 6, 9. Много толкований дано на эти слова молитвы Господней. Но нет сомнения, что они призывают нас возвеличивать имя Господне и прославлять Его.

И как пример такого возвеличения и прославления имени Господнего стоят перед нами представители ангельского мира — серафимы, о которых мы читаем в книге пророка Исаии 6, 2-3: «Вокруг Его стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое... и взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Господь Саваоф — это одно из ветхозаветных имен Бога, Иегова — это другое ветхозаветное имя Господа. И это имя Господне так велико и свято, что даже серафимы вынуждены закрывать свои лица перед Его величием и святостью. А на земле? Как уничижается и как бесславится имя Господне произнесением его всуе. В Новом Завете Бог именуется не Иеговой, не Саваофом; Он именуется Богом, или Господом, или Господом Иисусом, или Господом Иисусом Христом. Которое же из этих имен Божиих произносится напрасно или употребляется всуе? (Пр. 30, 9) Два имени: Бог и Господь!

Что же означает произносить имя Господне напрасно? Это значит: произносить его по пустякам, на каждом шагу — ах, Господи! о, Господи! о, Боже мой! — и так далее. Мы часто произносим имя Господне в момент недовольства чем-либо, в момент гнева, страха, в случае неудачи, растерянности или неожиданности. Сколько же таких моментов в нашей жизни каждый день! И почти во все эти моменты из наших уст вырываются слова: «Господи! Боже!» Разве это не напрасное произнесение великого и достославного имени Божьего? И кто не повинен в этом грехе? Кто не отступил от этой великой третьей заповеди? Скажем в глубоком смирении перед Господом: мы все отступники от этой заповеди!

Может быть, кто-то скажет в свое оправдание: ведь это только привычка! А Слово Божие говорит: нет! Это — нарушение определенной, Богом данной заповеди, которая гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Это не только привычка, но великий грех, который не останется без наказания! Так говорит в этой заповеди Господь. Мы должны объявить войну этому ежедневному греху в нашей жизни! И с помощью Господней мы победим его!

Напрасным произнесением имени Божьего является также и так называемая божба. Мы знаем, как распространена среди людей божба, то есть призывание Бога в свидетели при нужном и ненужном случае. А как часто призывается Бог в свидетели при явной лжи и неправде. Мы знаем, что этот грех совершил даже апостол Петр. Мы читаем в Евангелии Матфея 26, 74: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека», то есть Христа. Подумайте только: Петр призывает Бога в свидетели, что он не знает Христа! Божбе не должно быть места в Церкви Христа, ибо это является явным нарушением третьей заповеди. Даже если мы говорим истину, а нам не верят, надо избегать божбы, не надо всуе призывать Бога в свидетели.

Напрасным произнесением имени Господнего является частое употребление слова Господь, в то время как жизнь наша не соответствует учению Христа. В таком случае частое употребление имени Господа является самым настоящим лицемерием. Христос говорит очень ясно, что многие злоупотребляют Его именем, произнося его на каждом шагу, а своей жизнью, своими делами бесславят его. Посмотрим, что говорил об этом Христос в Евангелии Матфея 7, 21-23: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? . "и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

Но Христос говорит: «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойди от Меня, делающие беззаконие». Как важно, чтобы не только наши уста говорили о Боге, но и наша жизнь и наши дела.

Автор книги «Путешествие пилигрима в небесную страну» Джон Буньян повествует о встрече христианина с краснобаем, который наговорил много красивых христианских слов, но все они оказались пустыми, не подкрепленными христианской жизнью. Сохрани Господь наши церкви от краснобаев, красиво говорящих, но плохо и некрасиво живущих.

Напрасным произнесением имени Господнего является и употребление слова Господь для возвышения себя среди верующих, с целью вырасти в глазах окружающих нас братьев и сестер по вере. Христос говорит: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» — Мф. 6, 27. Духовный рост, по словам Христа, происходит так же постепенно, как рост физический: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» — Мр. 4, 28. А мы, находясь в обществе детей Господних, можем пожелать сразу вырасти на один локоть в их глазах. И думаем, что в этом нам может помочь более частое произнесение слова Господь. Увы, многие из нас сделали мерилом духовного состояния того или другого христианина слово Господь: если он его употребляет часто, значит, это истинный христианин, а если редко, то в его христианстве можно сомневаться. При этом мы забываем третью заповедь, гласящую: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», которую, может быть, стремится исполнять именно тот христианин, которого мы оцениваем как недуховного и именно за то, что он не злоупотребляет именем Господним. И здесь надо снова вспомнить слова Христа, Который говорит, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное» — Мф. 7, 21, но только тот, кто исполняет Его божественную волю.

И, наконец, напрасным произнесением имени Господнего является приписывание нами Господу наших собственных измышлений и наших собственных действий. Как часто мы говорим: «Господь открыл. Господь указал. Господь вел. Господь дал. Господь сделал. Господь исполнил». А потом оказывалось, что все, что мы приписывали Господу, было нашим человеческим желанием, человеческим планом, человеческим действием.

Как же нам распознать, что есть Божие и что человеческое в нашей жизни? Только Слово Божие может дать ответ на этот вопрос. Приписывая многое в нашей жизни Господу, мы делаем это в отрыве от Слова Божия. Мы можем дойти до фанатизма, приписывая движения нашего человеческого ума и сердца действиям Господа и Духа Святого. И в результате: тысячи ошибок, в которых виновны мы сами. Чтобы нам не делать их, мы должны руководствоваться только Словом Божиим.

Как много христиан, которые полны самодовольства. Слыша о различных грехах, или читая о них в Слове Божием, или перебирая их в сердце своем, они говорят: слава Богу, мы свободны от этих грехов. И под их головой лежит подушка самоуспокоения, на которой они сладко почивают в своем самодовольстве. Как хотелось бы, чтобы третья заповедь послужила будильником для всех самодовольных христиан и показала им, что и они виновны перед Богом в нарушении этой великой заповеди. И если мы виновны в нарушении одной заповеди, то мы повинны в нарушении закона Божия, воли Божией вообще — Иак. 2, 10,

—    ибо воля Божия неделима.

 

Карев А. В. Доктрины Библии.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: