Будут ли они спасены те, кто не слышал Истины?

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Робертсон МакКвилкин

 

Мы часто слышим вопрос: «А те, кто не знает Христа только потому, что им никто не рассказал о Нем, — неужели справедливый Бог уготовил им вечную погибель?

О Божьем промысле и Его справедливости в судьбах людей, которых не достигло Евангелие

Трагедия нашего века состоит в том, что среди неуклонно растущего населения планеты три четверти никогда не слышало и не задумывалось о пути к жизни во Христе. И что еще страшнее — половина людей в мире вообще не может ничего узнать об этом пути, так как рядом нет никого, кто рассказал бы о Христе. Мы вошли в третье тысячелетие от Рождества Христова, а каждый второй житель планеты живет в культурной или языковой среде, где нет Церкви. Если никто не придет к этим людям и не расскажет им о Христе, они так никогда и не узнают о Нем.

Но действительно ли люди в «темной половине мира» потеряны навсегда? Все ли из тех, кто не слышал и не имел возможности услышать Благую весть, обречены на гибель?

Только призвавший имя Иисуса Христа будет спасен. В Библии нигде не говорится, что если человек не слышал Благой вести, то ему засчитаются какие-то убеждения. Напротив, апостол Павел заявляет: «...вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

Но справедливо ли со стороны Бога осуждать тех, у кого не было возможности ответить на Его милосердное предложение и получить спасительную благодать? Библия не говорит, что Бог накажет человека за то, что тот отвергает Христа по незнанию. Божий суд зависит от ответа человека на истину, которую ему сообщили.

Человек будет судим в зависимости от того, насколько решительно он отвергает свет, который был дарован ему Богом. Все грешны, нет никого, кто был бы безгрешен. Поэтому все предстанут на суде. Но не все будут судимы одинаково, потому что люди грешны перед светом в разной степени.

Не все принимают свет, не все следуют за ним. Но тем, кто хочет идти за истиной, которая уже теплится в их сердцах, Бог посылает еще больше истины.

«И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу… И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4:21-25).

Настойчивое обещание света тем, кто живет в гармонии с ним изначально, — это одна из основных библейских истин, касающихся праведного суда Божьего. Корнилий, римский офицер, отвечал свету, которым обладал, молитвами и праведными делами. И Бог не оставил его. Корнилий был вознагражден. Бог послал Петра открыть ему истину (Деян. 10). Тому, кто имел, было дано еще больше. На этом примере мы видим, что каждый из нас изначально получил от Бога свет, на который может дать свой ответ. Человек видит Бога и Его власть через Его творение (Рим. 1:1821) и через присущую каждому способность оценивать свои действия с позиций морали, то есть совести (Рим. 2:14, 15).

Конечно, Бог дарует людям свет через своих вестников. Апостол Павел говорит в Послании к римлянам (10:1415), что от страха быть потерянным человека может избавить тот проповедник, о котором сказано: «...как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (10:15).

Но как быть, если никто не пришел и не принес истину? Пошлет ли Бог ангела или какое-то откровение? Священное Писание не дает ответа на эти вопросы. Я считаю, что Библия не зря умалчивает об этом. Если у Бога и есть какой-то альтернативный план, неужели Он откроет его нам — тем, кто не раз проявлял безответственность и непослушание?

Стоит людям узнать о таком плане, как они сразу же постараются забыть о необходимости выполнять Великое поручение! Тем не менее, эти вопросы будут возникать у самых разных людей. Что ответить новообращенному человеку из японской деревни, когда он спрашивает: «А как же мои предки?» Ответ прост: «Не мне судить, — а «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»»(Быт. 18:25).

Авраам просил Бога о спасении невинных людей, которые не заслужили наказания и гибели вместе с теми, кто был действительно виновен. Он обратился к справедливости Бога, и Бог милосердно ответил на его просьбу. Все эти жизненно важные вопросы поставлены в первой книге Библии, а ответы на них мы находим в последней: «...Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16:7).

Мы не должны судить — ни Бога, чьи пути мы не можем познать до конца, ни человека, чью судьбу решать не нам. Мы призваны быть представителями Господа, чтобы отыскать заблудших, дать надежду на прощение пленникам, освободить невольников.

Мы не в состоянии доказать (исходя из Священного Писания), что ни одна душа со дня Пятидесятницы не была спасена каким-то иным путем, так как не имела возможности познать Христа. Мы не можем доказать и того, что хотя бы одна душа была спасена иным путем. Но если и есть другая возможность спасения, Бог не счел нужным сказать нам о ней. Если в Своем откровении Он не предложил нам этот способ, то рассуждения о нем ничего не дадут. Я, конечно, имею моральное право думать, что есть какой-то другой путь спасения. Я даже могу попытаться искать его. Но предлагать этот путь людям, обсуждать с ними возможность существования такового я не имею права, потому что это опасно и в определенной степени безнравственно. Я не имею права писать о такой возможности, потому что люди, которые будут судимы Богом, могут прочитать об этом, утешить себя и умереть в надежде на этот путь. Так как истина, открывшаяся нам, говорит только об одном пути к спасению (через Христа), то мы должны жить с сознанием этой истины и провозглашать только ее.

Представьте себе положение охранника, ответственного за безопасность людей на десятом этаже больницы. Он знает, что существует план этажа, и в случае пожара он обязан вывести всех своих подопечных через запасной выход. Охранник не имеет права обсуждать с пациентами и коллегами возможность спасения через другой выход, который не обозначен на плане, или приводить в пример случай из газеты, как кто-то остался в живых, выпрыгнув с десятого этажа. Если он так поступит, его будут судить за преступную халатность. Он должен действовать в согласии с тем, что очевидно, и действовать незамедлительно. Он не имеет права вести людей по другому пути на основании предположений или логичных рассуждений, выстроенных на непроверенной информации.

Вот и все, что можно сказать по этому поводу, но осталась величайшая тайна, и эта тайна — не образ Божий и не судьба заблудшего человечества.

Величайшей тайной остается другое — почему те, кому было поручено спасать гибнущих, провели две тысячи лет, делая все что угодно (даже добрые дела), но так и не смогли ничего сказать людям о жизни во Христе? Когда Отец Небесный видит заблудших людей, сердце Его переполняет печаль. А что чувствуем при этом мы?

В мире, где погибает девять десятых людей, ослепленных грехом, где три четверти никогда не слышали о пути к спасению и каждый второй не имеет возможности о нем услышать, Церковь продолжает спокойное существование. Но почему? Может быть, мы надеемся на иной путь? Или нам все равно?

 

Христианство, 6/2002

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: