Молитвы мертвых не помогут живым

В категориях: Спаси и защити


Г. И. Шипков

...умер и богач... и в аде, будучи в муках... сказал он:... прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения. Лук. 16: 22, 23: 2728

Эта просьба богача о своих пяти братьях раскрывает нам ужасную картину. Пять братьев в доме отца его на земле были чужды Богу; да и сам он, находясь с ними, был не менее чужд Богу и не менее их — ругатель над божественными напоминаниями.

Была ли сестра между братьями богача в безбожном доме том? — Если и была, то она не нуждалась, чтобы погибший брат ее молил о ней Авраама. Также об отце и матери не упоминается ничего. В доме том было шесть братьев, которые противились Богу своему.

Сопротивление их Богу не было по незнанию: у них были «закон и пророки», но они отвергли свидетельство их. Заметьте, брат их не надеется, что они будут обращены через земные средства — закон и пророков,— и просит, чтобы кто-либо пришел из мертвых к ним, и тогда они покаются.

Эти шесть братьев радовались в таком доме, где они могли слышать о Боге. Великие дела Господни, о которых рассказывали им в детстве, возбуждали в них тогда удивление. Может быть, мать учила их воссылать моления свои к Богу. Об этом мы не знаем; знаем только, что они, сделавшись юношами, оставили старый путь.

Что увело их с пути?

Жажда ли к золоту? — Они были богаты, так богаты, что одевались «в порфиру и виссон и каждый день пиршествовали блистательно». Что же? Недостаток духовной пищи? Нет: у них были и закон и пророки, и, наверное, отец их многократно с радостью приносил за них жертвы в храме в присутствии их. Может быть, они были бедны во дни религиозной жизни своей,— и тогда часто с нуждами своими прибегали к Богу — скорому Помощнику в бедах? Но мало по малу стал появляться успех в делах их — и успех тот повел их к сомнительному способу наживы, и вскоре то, что было сомнительным, сделалось нечестивым и привычным. Таким образом, Бог был пренебрежен, совесть заглушена, лучшие чувства души подавлены. Заповеди Божьи стали тягостны для них, и закон и пророки — попраны ими. Они оказались на пагубном пути. Мало по малу чувство стыда притуплялось, становилось все менее и менее острым; дела все более и более процветали, лакомств на столе все более и более прибавлялось, и они с каждым днем уходили все дальше и дальше от пути жизни вечной. Если в торжественной тишине ночи у кого-нибудь из них и появлялось угрызение совести, то это могло продолжаться только до утра: утром «пять братьев» рассеивали у него такие мрачные мысли, смеялись над ними, как над плодом болезненного воображения. Если есть у человека пять товарищей, которые поощряли бы его в каком-либо деле, то не удивительно, если он будет преуспевать в нем. Если есть у кого столько же наставников зла, то он — будь даже самым неспособным учеником — вскоре становится знатоком в этом.

Чаша тех шести братьев была полна, как вдруг явился странный и неожиданный перерыв в веселии их. Мрачный и непрошенный гость однажды прервал пир их и отозвал одного из пиршествующих в нежеланную мрачную страну. Этого они менее всего ожидали. Двери их так крепко запирались и так неусыпно охранялись от неприятного и непрошенного вторжения! Богатство их так обильно и так долго исполняло всякое вожделение!.. Радость, как ожидали они,— продлится для них столь много лет!.. Но брат их умер. Пять братьев смеялись над многими предостережениями, но над этим они не могли смеяться. Они помогали брату своему во многих затруднениях, но никто не мог помочь ему теперь. Именно тогда, когда веселие их было шумно и смех их был безумен,— праведный Судья позвал одного из них. Богач умер. За роскошным столом одно место осталось пустым. Пять братьев проводили умершего до могилы. Какие богатые были похороны! Но все-таки то были лишь похороны: «умер богач и похоронили его».

«Теперь,— подумаете вы,— смерть богача произвела перемену в жизни братьев его. Один из шести братьев перешел во тьму внешнюю; не обратятся ли другие, чтобы им не умереть вечною смертью?» Да, возможно, на время торжественность смерти произвела в сердцах их страх и заставила смолкнуть голос веселия. Они проводили брата своего до берега обширного, темного и страшного моря (смерти), которое опоясывает землю. Он поднял парус свой, помчался в неведомую страну, и они вспоминали потом, как бурная волна ударялась о мрачный и рыхлый берег жизни, подмывая его. Но это было лишь временно — и продолжалось недолго. Вскоре за сим пустое место за столом заполнилось, веселие возобновилось, и умерший брат был забыт... братья забыли его...

Его забыли, но он не забыл!.. Далеко-далеко, где-то среди ужасов и мук и смерти вечной, вспомнил он о пяти братьях своих, и раздирающий душу вопль восшел к грозному неумолимому небу,— к тому небу, которое когда-то было милосердным, но теперь неумолимым. Восшел, но был отвержен. «Пошли Лазаря,— вопиял погибший,— в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Вопль этот не был услышан по ту сторону ужасного моря смерти, на берегу жизни. Шум пиршества и, может быть, звуки музыки наполняли слух пяти братьев, и им даже мысль такая не приходила, что брат их молит и вопиет о них среди мук и мрака погибшего мира в царстве вечной смерти.

Тем, которые отвергли свидетельство Божье на земле, никакое другое свидетельство не поможет, хотя бы оно и пришло к ним сверхъестественным, чудесным путем. «Если Моисея и пророков не слушают,— отвечает Авраам погибшему богачу,— то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Бог сделал все. Те, которые перешли все преграды, положенные на пути их великим милосердием Божьим, не могут уже быть остановлены и удержаны на пути к погибели никакими другими препятствиями. Они идут не останавливаясь и не обращая никакого внимания на предостережения неба, земли и ада.

1.    Возлюбленные читатели! У нас есть не только Моисей и пророки, но и Сын Божий, свидетель верный. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1—2). Надо ли нам другого свидетеля? Вопль богача мы слышали из ада. Единственная ли это была мольба, восходящая из глубины к высоте, бывают ли мольбы за нас близких наших в аду и есть ли ходатайство за нас родных наших на небесах,— мы этого не можем знать. Довольно для нас знать одно: Сын Божий ходатайствует за нас ныне. Надо ли нам другого Ходатая? — Дух Святой свидетельствует нам о спасении во Христе ныне, и Слово Божье свидетельствует о том же ныне. За гробом обращения нет и, следовательно, не может быть и улучшения положения погибшего. Богач просит только об одной капле воды, чтобы прохладить запекшийся язык свой, и в этом ему отказывают. Он просит послать из царства усопших одного, чтобы тот засвидетельствовал братьям его, дабы и они не пришли в место мучения; и в этом тоже ему отказывают.

2.    Многие утешают себя тем, что они не одни, у них есть товарищи на пути смерти. «Если я погибну,— говорят или думают они,— то погибну не один: многие, почти целый мир, идут в погибель». Шесть братьев этих, восседая за столом, наслаждаясь богатством и цветущим здоровьем молодости, с презрением смеялись над страхом за будущее. Невозможно даже поверить, что столько людей могло ошибаться на этот счет! Шесть человек!.. Похищение одного могло в них возбудить страх; но ведь они, все шесть братьев, были единомысленны относительно будущего. Могли ли все шесть человек заблуждаться в этом?! Но тот, который оказался в аду, ничего так не боялся, как пришествия остальных его братьев в то же место мучения. Может быть, в свое время он смеялся громче всех над будущим;

В ответах, в опровержение понятия о рае и аде, может быть, он был находчивей всех, но теперь приход пяти его братьев в то ужасное место сделал бы это место в пять раз еще ужасней. «У меня есть пять братьев,— вопиет он,— засвидетельствуй им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Но вопль этот тщетен.

О, если бы вопль этот он поднял в день благодати, во время благоприятное! О, если бы он отстал от безбожной компании и умолял бы о ней Бога, когда не было еще слишком поздно! О, хотя бы он встал из-за стола пиршества своего и пошел к Отцу небес, говоря: «Встану, пойду к Отцу моему»,— то не сжалился ли бы Отец Небесный и не привел ли бы Он все родство его в блаженную обитель?! Но день спасения миновал, и теперь, увы! Поздно! Он находится там, где дым «мучения их будет восходить во веки веков», но братьев его не убедишь: «если бы кто и из мертвых воскрес и тогда не поверят».

Возлюбленный читатель! Таково ли твое положение, как положение тех пяти братьев? Вопросом этим я не подразумеваю — так ли ты богат и так ли ты пышно одеваешься и блистательно пиршествуешь каждый день, как и они. Я хочу только знать: в каком положении находится сердце твое по отношению к Богу и вечной жизни? Как я уже сказал, мы имеем не только Моисея и пророков, но и Самого Сына Божьего, Самого Бога, явившегося во плоти. Может быть, ты слушаешь предостережения Его с холодным, огрубелым сердцем, даже с презрением, как те шесть братьев? Может быть, ты слушаешь благовестив о Христе, которое есть сила Божья ко спасению всякого верующего, с полным равнодушием и пренебрежением и ожидаешь, что Бог произведет какое-нибудь чудо и ты уверуешь? — Не обманывайся. Бог не терпит, когда Его искушают; Он не будет исполнять прихоть твою, коль скоро ты пренебрегаешь Словом Его, а требуешь себе чуда. Бог не пошлет никого из царства мертвых засвидетельствовать тебе, коль скоро ты не веришь свидетельству Сына Его.

Но надеюсь, что ты еще не находишься в таком жалком ожесточенном положении, пока есть ухо слышать благую весть, око, чтобы наполниться слезами раскаяния, сердце, чтобы веровать во Христа, уста, чтобы исповедовать имя Его. Ты можешь теперь же сложить бремя грехов у ног Распятого, получить примирение с Богом, усыновление и залог вечной жизни. Подумай, поразмысли над этим, это очень важный вопрос. Медлить нельзя; быть может, в этот час, в одно мгновенье ангел смерти перенесет тебя на черных крыльях своих в вечность. Туда ли, где утешается Лазарь на лоне Авраамовой, или туда, где мучается богач в пламени ада? Таков вопрос, и от решения его зависит все. Ныне решай!

 

Вестник истины, 2, 1982

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: