Одержимость людей бесами

В категориях: В здоровом теле


Ричард Мейхью

 

 

Против того факта, что бесы время от времени могут находиться внутри человека, нет никаких возражений. Иначе не было бы никакой нужды изгонять их.

Ради ясности я говорю здесь об «одержимости» (daimonizomai) в библейском смысле. Этот глагол используется 13 раз в Евангелиях и всегда переводится как «бесноваться». Точнее говоря, в одержимости понятие обладания не несёт главную смысловую нагрузку, а скорее - «временное пребывание». В библейском понимании daimonizomai означает обладание пространством для проживания/пребывания с необходимостью его выселения или изгнания беса из человека.

Писание подтверждает, что при одержимости человека бесами они приносят своему хозяину болезни. Эпилепсия (Матф. 17:14-18), слепота (Матф. 12:22), глухота (Мар. 9:25) и неспособность говорить (Матф. 9:32-33) могут быть результатом пребывания беса в человеке. При этом, когда бес изгоняется, то проблемы с физическим здоровьем также уходят, и человек исцеляется.

Вопрос, который сегодня задают многие, состоит в следующем: «Может ли истинный христианин быть одержим бесом и из-за этого страдать физическим недугом, от которого можно избавиться, только изгнав беса из человека?» Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к серьёзному изучению Библии, а не будем полагаться на опыт.

Есть ли ясные библейские примеры одержимости бесами верующих? Обзор содержания Писания быстро выявляет всего лишь два таких предполагаемых случая - Саул в Ветхом Завете и скорченная женщина в Лук. 13:10-17. Во всех остальных случаях бесы пребывали только в неверующих.

Я не включил сюда эпизод, описанный в 1 Кор. 12:1-3, поскольку ясно видно, что произносящие анафему на Иисуса - это неверующие люди, не имеющие Святого Духа (сравн. Рим. 8:9).

Саул

Обратимся к личности Саула. Был ли он настоящим верующим? Вполне можно предположить, что он по-настоящему доверился Богу в спасении. В качестве доказательств обратите внимание на то, что Саул восемь раз называется «помазанником Господним» (1 Цар. 24:6, 10; 26:9, 11, 16, 23; 2 Цар. 1:14, 16). Также Самуил сказал Саулу, что они после смерти будут вместе (1 Цар. 28:19).

Поскольку Саул, по крайней мере, выглядел верующим, мы можем спросить: «Пребывал ли в нём бес, которого необходимо было изгнать?» Последующие фразы описывают нападения «злого духа» на Саула:

•    «возмущал его» - 1 Цар. 16:14-15

•    «придёт на тебя» - 1 Цар. 16:16

•    «бывал на Сауле» - 1 Цар.16:23

•    «напал ... на Саула» - 1 Цар. 18:10

•    «напал на Саула» - 1 Цар. 19:9

Ни одна из этих фраз не подразумевает, что злой дух находился внутри Саула. В каждом случае говорится о нападении извне. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что хотя Саул и мог быть верующим, его случай не может служить примером пребывания беса в верующем. Однако имейте в виду, что пример Саула относится к разряду крайностей и ни в коем случае не может служить основанием для выводов по поводу отношений христианина с бесами.

Женщина в Евангелии от Луки

Теперь давайте посмотрим на случай со скорченной женщиной, описанный в Луки 13:10-17. Никто не может поспорить с тем фактом, что она восемнадцать лет страдала от физической болезни по причине воздействия духа (ст. 11), названного сатаной (ст. 16). Но была ли она верующей? Те, кто отвечают на этот положительно, основываются на словах Христа, Который назвал её «дочерью Авраама» (ст. 16). Они видят здесь параллель с Закхеем, который после того, как уверовал, был назван «сыном Авраама». Но при внимательном взгляде на Луки 19:9 вырисовывается другая картина:

Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама».

Спасение пришло, потому что Закхей был «сын Авраама», и потому что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10). Иисус пришёл спасти Свой народ (иудеев) от их грехов (Матф. 1:21). Закхей не стал «сыном Авраама» в результате пришедшего к нему спасения в том смысле, как сказано в Галатам 3:7: «Верующие суть сыны Авраама». Но скорее он был иудеем, т.е. «сыном Авраама», и поскольку Иисус пришёл спасти Свой народ, Он даровал Закхею спасающую веру. Закхей всегда был сыном Авраама, но только позже, когда он уверовал в Господа Иисуса Христа, он был спасён. Точно также богач из Луки 16:24, оказавшись в аду, возопил «отче Аврааме». Неверующие в Иисуса фарисеи также считали себя «сынами Авраама» (Лук. 3:8; Ин. 8:33). Иисус подтвердил, что это так (Ин. 8:37).

Подобным же образом и женщина в Луки 13 главе была дочерью Авраама, связанной физическим недугом, который был порождён сатаной и бесами. Благодаря вмешательству Иисуса она была освобождена от своей болезни. Она мучилась от пребывавшего в ней духа не как верующая, но будучи неверующей.

В Писании нет ни одного ясного примера пребывания в истинном верующем бесов, которых надо было бы изгонять.

Обобщение новозаветных свидетельств

В новозаветных посланиях к верующим не обращено ни одного предостережения о возможности быть одержимым бесом, хотя тема о сатане и бесах поднимается довольно часто. Также новозаветные послания апостолов не дают ни одного наставления о том, как следует изгонять бесов из верующих или из неверующих.

В библейском смысле возможность пребывания бесов в истинном верующем не представляется возможной, поскольку Библия не содержит ни одно ясного исторического примера тому и не даёт ни одного предупреждения или наставления по поводу такой серьёзной духовной проблемы.

По крайней мере, пять других библейских свидетельств подтверждают этот вывод:

1. Прямое утверждение в 2 Кор. 6:14-18 исключает даже совместное временное пребывание Святого Духа и нечистых духов в истинном верующем.

2. Спасение, как оно описывается в Кол. 1:13, является действительным «избавлением» от власти сатаны и введением в царство Христа.

3. Следующие тексты Писания в сочетании друг с другом формируют неопровержимое утверждение, исключающее саму возможность демонического пребывания внутри христианина:

•    Рим. 8:37-39 - мы могущественно побеждаем через Христа.

•    1 Кор. 15:57 - Бог даровал нам победу Господом нашим Иисусом Христом.

•    2 Кор. 2:14 - Бог всегда даёт нам торжествовать во Христе Иисусе.

•    1 Иоан. 2:13 -14 - мы победили лукавого.

•    1 Иоан. 4:4 - Тот, Кто в нас больше того, кто в мире.

4. Запечатление Святым Духом защищает христианина от демонического вторжения (2 Кор. 1:21-22; Ефес. 4:30).

5. Обетование, записанное в 1 Иоан. 5:18, относит идею о демоническом вторжении в истинного верующего к разряду небиблейских идеологий и делает её совершенно нереальной. «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». 1Иоан.5:18. (Цитируется по переводу Нового Завета епископа Кассиана, что более соответствует тексту на языке оригинала. - Примечание переводчика).

Здесь главная идея слова «прикасаться» (haptomai) в связи с сатаной и бесами заключается в том, чтобы «привязаться с целью нанести вред». В этом тексте не утверждается, что христианин никогда не сталкивается с противодействием сатаны или бесов; но в нём однозначно говорится о том, что поскольку мы уже были избавлены от власти тьмы и введены в царство возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13), то мы никогда не будем нуждаться в повторном избавлении. Безусловно, сказанное в 1 Ин. 5:18 исключает возможность пребывания бесов в верующем. Не будет преувеличением сказать, что этот великолепный текст превозносит свободу христианина от смерти, греха и сатаны.

Итак, могут ли истинные верующие быть одержимы бесами, которых необходимо изгнать? После тщательного изучения соответствующих текстов Писания ответ будет один: «Нет!»

Следовательно, христиане не могут быть больны по причине одержимости бесами. Библия утверждает, что речь об освобождении христианина от пребывающих в нём бесов является бессмыслицей.

 

Ричард Мейхью, Обетование исцеления», СПб.: «Библия для всех», 2007. С. 139-149).

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: