Библейское понимание благовестия

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Марк Девер

 

Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово евангелист? Билли Грэм? Персонаж книги «Путешествие Пилигрима» по имени Благовестник? Теле-проповедник с сомнительной репутацией? Картонное ведро для пожертвований, передаваемое по рядам? Письмо с просьбой о финансовой поддержке, к которому прилагается конверт?

Когда вы слышите слово евангелист, какая аналогия возникнет в вашем разуме быстрее «шарлатан» или «святой»?

Проделки Элмера Гантри, выдуманного Синклером Льюисом персонажа-евангелиста, меркнут в сравнении с отвратительной действительностью недавних скандалов, в которых замешаны известные евангелисты.

А если мы отвлечёмся от конкретных персоналий и задумаемся над благовестием как таковым, сможем ли уверенно утверждать, что некоторые методы современного благовестия по своему разрушительному воздействию на души людей будут сильно отличаться от Крестовых походов, которые Церковь вела с одиннадцатого по тринадцатый век?

Когда речь заходит о евангелизации, даже в среде христиан возникает множество вопросов. Да и отношение к благовестию бывает самое разное: от чувства виноватости до искреннего удивления.

«Разве это не следует оставить профессионально подготовленным людям? возражают одни. Разве этим не должны заниматься те, кто знает, как это делается? То есть я хочу сказать, что беспорядка здесь хватает, и я не хотел бы усугублять ситуацию! Я так мало знаю».

Другие могут сказать: «Я не могу точно сказать, что означает этот термин. Полагаю, мы должны убеждать других людей в том, что они неправы, а мы правы? В этом вся суть?»

Скептики начинают рассуждать так: «Разве дело не в твоём эго, раз уж ты настолько пытаешься заставить кого-то ещё принять твоё Евангелие? Не совсем корректно в наше плюралистическое время заставлять людей менять собственные убеждения, разве не так? Я имею в виду, что религиозные убеждения дело очень личное».

Христиане часто оставляют благовестие на откуп «профессионалам», поскольку испытывают чувство неполноценности, апатию, страх или просто думают, что им таким делом заниматься не пристало. Возможно, они до конца не уверены в том, что и как следует делать. И такая ситуация крайне трагична. Я уверен, что один из основных признаков здоровой церкви это библейское понимание благовестия и исполнение Великого поручения. На этом мы и сосредоточим своё внимание в данной главе.

Возможно, вы вспомните мои слова, что в главах 3, 4 и 5 много говорится о спасении, причем в каждой из них оно рассматривается под определённым углом зрения. В главе 4 мы рассматривали сам момент спасения обращение, великую перемену, а также то, что на этот счёт говорит Библия. В главе 3 мы рассуждали о содержании Благой вести. В данной главе я собираюсь поразмыслить над тем, как передать другим суть послания, которое изменило нас самих. Что такое благовестие и почему мы должны этим заниматься?

Чтобы понять, в чём заключается суть благовестия, а также как можно лучше исполнить Великое поручение, я попытаюсь дать ответ на четыре простых вопроса:

1.    Кто должен благовествовать?

2.    Как мы должны благовествовать?

3.    Что такое благовестие?

4.    Почему мы должны благовествовать?

По сути, это совсем не отдельные вопросы. Наши ответы переплетаются и влияют друг на друга. Но каждый вопрос предлагает определённый угол зрения, с которого можно рассмотреть и понять библейский взгляд на благовестие. Конечно, мы не сможем ответить на все возможные вопросы, но после обсуждения этих четырёх, я надеюсь, мы будем лучше понимать предмет и станем более послушными библейскому призыву, что приведёт к более здоровой церковной культуре в вопросах благовестия.

Кто должен благовествовать?

Какой бы дискомфорт ни вызывала тема проповеди Евангелия, её трудно избежать при чтении Библии. О благовестии говорится в Новом Завете стихи о проповеди Евангелия вкраплены в текст от самого начала и до самого конца. Например, Павел пишет римским христианам: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:14, 15). Это просто описание конкретного призвания Павла как благо вестника? Эти слова относятся только к нему самому и другим апостолам или они касаются каждого христианина?

Читая Новый Завет, мы не найдём указания на то, что призыв к благовестию относится только к Павлу или хотя бы апостолам. В конце Своего земного служения Иисус сказал:

Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:18, 20).

Это заявление, так называемое Великое поручение, представляется поручением для всех учеников Иисуса.

Когда читаешь Новый Завет, совершенно ясно видно, что первые ученики восприняли это поручение от Самого Господа. Прочтите послания, написанные ими, изучите книгу Деяния апостолов ученики занимались этим постоянно (Деян. 5:42; 8:25; 13:32; 14:7, 15, 21; 15:35; 16:10; 17:18). Сегодня некоторые спрашивают: «Так кто должен благовестовать?» Только проповедники? Это происходит раз в неделю, когда в большинстве церквей парень, которому платят неплохую зарплату за то, что он просиживает штаны, читая Библию, встаёт и озвучивает Благую весть? Так в вашей церкви проповедуется Евангелие? Относится ли Великое поручение только к профессиональным проповедникам с религиозным складом ума? Или это относится и к вам, если вы настоящий христианин?

Судя по всему, Библия указывает, что все христиане должны выполнять это поручение. Если более внимательно читать Деяния апостолов, то можно уловить проблески всеобщего повиновения призыву к благовестию. Мы читаем не только об апостолах, проповедующих Евангелие. Судите сами:

В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово (Деян. 8:14).

Судя по этим строкам, не только апостолы занимались распространением Благой вести. По сути, эти стихи говорят о евангелизационной деятельности «рассеявшихся» (ст. 4), к которым относились «все, кроме апостолов» (ст. 1)! Ладно, возразите вы, может, это были пресвитеры? Но остаток 8й главы это история Филиппа, который не был пресвитером. Он был «всего лишь» дьяконом служителем, отвечавшим за обеспечение вдов и сирот в церкви. Но, вместе с тем, он благовествовал (8:512; 2640).

Если мы перевернём еще пару страниц, то найдём ещё один рассказ о благовестии простыми «прихожанами»:

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу (11:1921).

И снова мы видим самых обычных христиан, которые распространяют Благую весть.

Мы можем также вспомнить увещевание Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15). Апостол обращался ко всей церкви, а не только к руководителям.

Все христиане, а не только профессиональные клирики, должны распространять Евангелие. Частично наша деятельность (проповедь Благой вести) определяется личными взаимоотношениями с другими верующими. Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35). Если вы не обнаруживаете настоящей христианской любви к каждому члену своей церкви, то вы препятствуете проповеди Благой вести.

Впрочем, если мы будем честны с собой, иногда главной причиной, по которой мы хотим снять с себя ответственность за сообщение Благой вести другим, заключается в следующем: мы не уверены, что сможем это делать правильно.

 

Марк Девер «Девять признаков здоровой церкви»

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: