Борьба за влияние между православными Церквами Украины

В категориях: Трудные места


Виктор ЕЛЕНСКИЙ

Соотношение сил между православными Церквами Украины в начале 2013 года выглядело следующим образом.

(Продолжение – начало см на сайте: Компас целей http://analitikaru.ru/)

УПЦ МП имеет почти 12,5 тыс. общин, свыше 10 тыс. священнослужителей, более 200 монастырей, 20 духовных учебных заведений. У УПЦ КП — 4,5 тыс. общин, 3,1 тыс. священнослужителей, 59 монастырей, 16 духовных учебных заведений. У УАПЦ — 1 205 общин, 11 монастырей, 730 священнослужителей и 7 духовных учебных заведений. Среди опрошенных в Украине в феврале—марте 2013 года 19,6 проц. сообщили, что принадлежат к УПЦ МП, а 18,3 проц. — к УПЦ КП. Еще 0,8 проц. опрошенных отнесли себя к УАПЦ, представляющую собой скорее конфедерацию епархий, чем централизованную церковную единицу. Учитывая почти трехкратное превосходство УПЦ МП над УПЦ КП по количеству общин, незначительная — в рамках статистической погрешности — разница между православными Московского и Киевского патриархатов выглядит удивительной.

На самом деле — и это не уникальная украинская особенность — большинство идентифицирующих себя с Православием таким образом обозначают свою принадлежность к вполне определенному культурно-историческому пространству, а не к вероисповеданию и религиозному институту (в самой крайней форме этот тип воплощен в феномене «православного атеиста» — высмеянного публицистами, но понятного социологам и культурологам). Указывая на свою принадлежность к Киевскому, а не Московскому патриархату, эти люди — часто имеющие достаточно слабые связи с конкретным религиозным приходом — тем самым манифестируют свою национально-культурную и политическую идентичность. Интересно, что в течение второй половины 1990х и на протяжении «нулевых» все без исключения социологические исследования фиксировали существенное преобладание «киевлян» над «москвичами»; их удельный вес в общем массиве опрошенных православных сравнялся только к концу десятилетия.

Почему удельный вес тех, кто относит себя к УПЦ МП, увеличился? Если меж-православное противостояние в Украине является практически зеркальным отражением противостояния идентичностей внутри украинского общества, не означает ли это постепенное усиление русской идентичности и/или локальных идентичностей, «отстраивающихся» от идентичности общеукраинской? 17. Украинцы, принадлежащие к УПЦ МП, чаще всего объясняют свою принадлежность к этой церкви ее каноничностью (как сказал автору один закарпатский священник, мы поминаем Московского патриарха не потому, что он московский, а потому что он легитимен с точки зрения канонического права); в абсолютном меньшинстве те, кто мог бы солидаризироваться с журналистом, написавшим в своем блоге: «Для нас... было и есть очень важно, что эта Церковь (то есть, УПЦ МП. В. Е.) не просто каноническая, а русская! Потому что мы — русские! Потому, что мы считаем, что наш Бог — это русский Бог, наша вера — русская вера, а родной язык нашего Спасителя — русский язык» 18.

Скорее следует предположить, что, с одной стороны, Киевскому патриархату не удалось предложить верным ему прихожанам, кроме национальной идеи, еще и некое более высокое качество духовной жизни. Бурные дискуссии религиозной интеллигенции — с призывами возродить соборно-правие, предусматривающее принципиально большее участие мирян и священников в управлении церковью, и добиться решительных прорывов в качестве богословия и катехизации, книгоиздательства, социальной работы и воспитании духовенства, способного открыть современникам глубины Православия, — во многом остались на бумаге и в эфирных волнах.

Православной церкви в Украине начала ХХ1 века, где существует множество украинских институтов (государство, система образования, учреждения науки и культуры, вооруженные силы, то есть все то, чего в начале ХХ века не было), быть просто украинской все еще очень важно, но уже недостаточно. Это точно предвидел 90 лет тому назад один из теоретиков украинского национализма Вячеслав Липинский. «Судьба украинской Церкви православной, — писал он, — зависит не от направления всей ее энергии на поверхностную, очень материалистическую по своим тенденциям украинизацию, а от большого внутреннего духовного религиозного подъема» 19.

С другой стороны — и это, пожалуй, важнее — с какого-то времени УПЦ в единстве с Московским патриархатом стала восприниматься как «своя церковь» также и православными с выраженной украинской идентичностью. Они полагают, что в этой признанной Полнотой Православия церкви они смогут и пребывать «в спасительной ограде», и оставаться украинцами.

Не случайно выравнивание удельного веса в обшей массе православных тех, кто сообщает о своей принадлежности к УПЦ МП и УПЦ КП, практически совпало по времени с консолидацией внутри УПЦ МП среды, разрабатывающей историософскую схему особого пути украинского Православия — укорененного в богословской, культурной и даже цивилизационной традиции, не совпадающей с русским Православием 20. Окружение митрополита Владимира и сам предстоятель подчеркивают особую роль митрополитов Киевских в Русской церкви и особый статус УПЦ и настаивают на ее единстве с Московским патриархатом, а не на административном подчинении ему: «Наша Церковь пребывает лишь в "евхаристическом подчинении" Московской патриархии.

С административной, в том числе и финансовой, точки зрения мы абсолютно независимы» 21. Сам митрополит утверждает, что именно УПЦ — преемница Владимирового крещения и древней Киевской церкви, поэтому, предоставив УПЦ самостоятельность в управлении, Московская патриархия не привнесла ничего нового, а лишь «восстановила исконную традицию канонического бытия Церкви Киевской Руси» 22.

Это окружение проводит линию на обретение максимальной автономии и на закрепление этого «максимума» в соборных документах РПЦ; при этом, утверждают тут, постановления Архиерейских соборов РПЦ имеют для УПЦ лишь рекомендательный характер и могут применяться в Украине лишь в той степени, в которой они не противоречат Уставу об управлении УПЦ 23.

Наконец, именно это окружение пытается вывести «украинский вопрос» на все-православное обсуждение 24, что прямо противоречит позиции Московской патриархии, настаивающей на том, что эта проблема является исключительно внутренней проблемой РПЦ.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

17    Для проверки этой гипотезы автор попросил социологическую службу Центра им. А. Разумкова включить в анкету вопрос о возможности для респондентов отнести себя к Русской православной церкви. Поскольку церковь с таким названием в Украине официально не действует, выбор в ее пользу — всецело вопрос русской идентичности. Однако к Русской церкви себя отнесли от 0,5 проц. (нояб. 2010) до 0,8 проц. (февр.март 2013) опрошенных. Описание исследования Центра Разумкова 2010 года см.: Церковно релитйна ситуащя та державноцерковш шднос.ини в Украшк тдсумки десятилптя, тенденци i проблеми // Национальна безпека i оборона. 2011. № 1—2 (119—120).

18    Из блога Александра Чаленко на «Украинской правде». 18 дек. 2009.

19    Липинський В. Релтя i Церква в ^торп Украши. КиУв, 1993. С. 94.

20    См., например: Александр (Драбинко),

Епископ Переяслав-Хмельницкий. Киев — Новый Иерусалим: К очеркам о киевской градософии. (Доклад на IX Международных Успенских чтениях «Память и надежда: горизонты осмысления и пути осознания». Киево-Печерская Лавра. 27.09.2009), http://arhiv.orthodoxy.org.ua/ru/node/27678; Володимир, Митрополит Кшвський i всiei Украши, Предстоятель Украшсько1' Православно!' Церкви. Пам'ять про Новий брусалим i кшвська традищя. (Слово про Кшв на в^дкритт IX Мiжнародних Успенських Читань «Пам'ять i надiя: горизонти та шляхи усв^домлення»), http://orthodox.org. ua/ru/article/pamyatpronovii%D1%94rusalim ki%D1%97vskatradits%D1%96ya

21    Блаженнейший Митрополит Владимир: «В отношении автокефалии должна вестись очень мудрая и взвешенная политика», http://www. mgarskymonastery.org/main/79

22    Украинская Православная Церковь сегодня: Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, http://www. patriarchia.ru/db/text/1401848.html

23    Архiмандрит В1ктор (Ведь): Ртення Архieрейського Собору РПЦ носять для УПЦ декларативний та рекомендацшний характер, http://www.religion.in.ua/main/interview/8326 arximandritviktorbedrishennyaarxiyerejskogo soborurpcnosyatdlyaupcdeklarativnijta rekomendacijnijxarakter.html

24    Звернення Митрополита Володимира до Предстоятелiв Пом^них Православних Церков (12 жовтня 2008 р.), http://risu.org.ua/ua/index/ resourses/church_doc/uocmp_doc/34737/

 

Виктор ЕЛЕНСКИЙ, Украинское православие и украинский проект.

Pro et Contra № 3–4 (59), май — август 2013

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: