Чти отца и мать своих

В категориях: Трудные места


Пятая заповедь от Господа

Карев А. В.

Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Как мы знаем, первые четыре заповеди говорят нам о нашем отношении к Богу. Первая заповедь говорит о том, что существует только один Бог, и других богов нет. Вторая заповедь говорит о том, как надо поклоняться единому Богу, а именно — в духе, без всего внешнего и видимого. Третья заповедь запрещает лег-комысленное отношение к имени Божьему. Четвертая заповедь повелевает один из семи дней недели иметь днем покоя и посвящать его Господу. Начиная с пятой заповеди, говорится о нашем отношении к людям.

В пятой заповеди Бог ставит перед нами самых близких нам людей — наших родителей — и говорит, как мы должны относиться к ним: «Почитай отца твоего и мать твою». Слово почитай содержит в себе многое. Мы, может быть, думали до сего времени, что почитать отца и мать означает в основном послушание им, и если такое послушание оказывается детьми родителям, хотя бы даже из страха перед наказанием, то пятая заповедь исполняется. Но почитать отца и мать — это нечто большее, чем только послушание. Почитать родителей — это значит, лю-бить их, быть благодарными им, проявлять заботу и попечение о них, помогать им во всем и делить с ними все их горести и радости. Смотрите, какой круг обязанностей раскрывает перед нами пятая заповедь в отношении к нашим родителям. Кто не почитает отца своего или мать свою в самом широком смысле этого слова, тот едва ли является добрым христианином или доброй христианкой. Отец и мать, так много перенесшие трудностей в попечениях и заботах о своих детях, достойны почитания со стороны своих детей, и платить им черной неблагодарностью — это, конечно, является нарушением воли Божией, выраженной так ясно в пятой заповеди. Сколько трудностей несут особенно матери при болезни детей. Слабый стон больного сына или дочери заставляет мать тотчас встать с постели, лишает ее сна и покоя. Как бы низко не пали сын или дочь, мать никогда не отвернется от них.

Какой же христианин или христианка захотят платить черной неблагодарностью своим родителям за такую любовь. Не будем обманывать себя, говоря, что мы любим Бога, не имея при этом любви к своему отцу или матери.

Для нас, конечно, дороже всего пример Христа во всем, в том числе и в исполнении Им пятой заповеди. Мы читаем о двенадцатилетнем Христе в Евангелии Луки 2, 51: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них», то есть в повиновении у Своих родителей. Но вот Христу более тридцати лет. Он пригвожден ко кресту. У подножия креста стоит Его плачущая мать... Оружие скорби пронзило ее материнское сердце, как предсказал ей об этом некогда старец Симеон. Какие бы страдания ни испытывал на кресте Сам Христос, Он не мог не проявить сыновней любви и благодарности к Своей одинокой матери. И вот, с креста Голгофы раздаются Его слова, направленные к Иоанну: «.се, Матерь твоя!» — Ин, 19, 27. Иоанн понял значение слов распятого Христа и с того времени он взял ее к себе.

А как строго порицал Христос фарисеев и книжников за пренебрежение пятой заповеди. Прочтем Его слова из Мр. 7, 10-13: «Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертию да умрет». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», — тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили».

Нас может удивлять обетование Божие, связанное с пятой заповедью. Как же гласит это обетование? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Долголетие, которое Бог связывает с исполнением этой заповеди, станет нам понятным, если мы будем знать, что за нарушение ее полагалась смерть, как мы читаем в книге Исход 21, 17: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Очень ярко говорит Соломон в своих притчах о результате нарушения пятой заповеди: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» — Пр. 20, 20.

Если мы возьмем обетование, данное Богом в Новом Завете, то с почитанием отца и матери связывается получение блага от Господа, как мы читаем в послании к Ефесянам 6, 2: «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Почему же Господь обещает благо почитающим отца и мать? Потому что благо — это благословение Божие, которое сопровождает всякого, кто исполняет волю Божию.

Обратим теперь внимание на двух сыновей, о которых говорит Библия. Имя одного — Иосиф; имя другого — Авессалом. Иосиф переселил своего престарелого отца в Египет. В Египте Иосиф занимал после фараона первое место. У него на шее была золотая цепь, а на руке он носил перстень фараона. Но вот Иосиф получил сообщение, что отец его уже прибыл в Египет. Этот великий сановник Египта, облаченный в белую шелковую одежду, сел в свою царственную колесницу и выехал навстречу своему отцу пастуху. Увидев отца, Иосиф пал ему на шею и долго плакал — Быт. 47, 7-10. Вот образец сына, исполняющего пятую заповедь.

Но вот и другой сын — образец нарушителя пятой заповеди. Мы все знаем печальную историю Авессалома — сына Давида, восставшего против отца. Послушаем беседу Ахитофела с Авессаломом: «И сказал Ахитофел Авессалому: выберу я двенадцать тысяч человек и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя. И всех людей обращу к тебе... И понравилось это слово Авессалому» — 2 Цар. 17, 1-4.

Как же отец относился к восставшему против него сыну? Давид приказал своим военачальникам: «.сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе» — 2 Цар. 18, 5. Началось сражение. «И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба, и повис между небом и землей, а мул, бывший под ним, убежал... Иоав... взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе... и взяли Авессалома, и бросили его в лесу в глубокую яму» — 2 Цар. 18, 9-17. Давид, узнав о смерти сына, «пошел в горницу... и плакал... и говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой, Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой!» — 2 Цар. 18, 33.

Чтобы еще лучше понять значение заповеди о почитании родителей, необходимо отметить, что понятие отца и матери нельзя ограничить только отцом и матерью, от которых мы родились. Это понятие должно быть шире и включать в себя всякого человека, и кто старше нас физическим или духовным возрастом, кто выше нас познанием или опытом, кто занимает начальствующее положение в церкви или в народе. Тогда только мы поймем величайшее значение пятой заповеди, как для христианства, так и для всего человечества.

Вспомним Давида, который видел в царе Сауле помазанника Божьего и уважал его как такового, хотя знал, что скоро его царствование кончится, и он займет его престол.

Посмотрим, как Давид выполнял пятую заповедь не только в отношении своих родителей, но и в отношении царя Саула. Прочтем из 1 Цар. 24, 5-12: «И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень... Давид вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу... отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил». Давид видел в Сауле не только помазанника Господня, но и своего отца. Вот образец исполнения пятой заповеди для всех детей Господних!

Кто мы с вами в отношении пятой заповеди? Авессаломы или Давиды?

Когда апостол Павел стоял посреди синедриона, первосвященник Анания приказал бить его по устам. «Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная!.. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» — Деян. 23, 3-5.

Как мы далеки от псалмопевца Давида и апостола Павла! Как мы мало способны почитать наших земных отцов и матерей, а также наших духовных отцов и матерей. Как мало у нас уважения и почтения к служителям Господним, к старцам, убеленным сединою. Забываем мы порою и о почтительном отношении к начальствующим в народе.

 

Карев А. В. Доктрины Библии.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: