ДИДАХЭ – свидетельство о жизни христиан в после апостольское время

В категориях: Политика, экономика, технология


Игорь Котенко

Полное название этого документа таково: «Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам», а сокращенно его называют по первому слову названия, как оно звучит по-гречески, — Дидахэ.

Об этом тексте было известно из нескольких источников. Его упоминает церковный историк Евсевий Кесарийский. Афанасий Великий, перечисляя 27 книг Нового Завета и называя их «источниками спасения», рекомендует его для назидательного чтения. С XIV века это произведение уже не упоминалось. Рукописную книгу в 120 листов нашел митрополит Никомидийский Филофей Вриенний в Константинопольском подворье Святогробского монастыря. Рукопись содержала произведения раннехристианской письменности, в том числе и Дидахэ. Она была написана хорошим греческим письмом, однако стиль и мысли, в ней содержащиеся, еврейские. Рукопись датирована 11 июня 5564 года, что соответствует 1056 году нашей эры. Текст был составлен, скорее всего, в первой половине II века, и автор его неизвестен.

Содержание Дидахэ разделено на 16 глав. Первые шесть глав охватывают нравственное учение, в главах VII—Х содержатся указания о богослужебной практике; в главах XI—XV даны указания о христианской жизни и поведении, последняя XVI глава представляет собою заключение, содержащее указания о поведении в преддверии неминуемого пришествия Христа.

Дидахэ описывает принципы функционирования христианской общины в годы, непосредственно следующие за поколением апостолов. Оно имело широкое хождение в христианской среде, его читали, и многие мысли его повторяли. Из текста Дидахэ видно, что в ожидании скорого прихода Христа верующие не столь были обеспокоены вопросами богословия, сколько проблемами практического исполнения заповедей Христовых. В отношении пророческого служения Дидахэ уподобляет пророков первосвященникам, соответственно требуя давать им «всякий начаток от произведений точила и гумна», и ставит их выше апостолов.

В этом отражается характерная особенность времени, когда Дидахэ было составлено, когда апостолы отошли в вечность, а в церкви в преддверии близкого конца света особым авторитетом возобладали пророки.

 

Христианство, 5/2002

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: