Госпрограммы бюджета России на 2014: по одним статьям расходы растут, но по большинству – сокращены

В категориях: События и вести


Александр Поливанов, Денис Дмитриев

Из общей суммы бюджетных расходов правительства на 2014 год почти в 14 триллионов рублей более восьми триллионов распределяется в рамках госпрограмм. Всего этих программ 39, в закрытой части бюджета делится более 860 миллиардов рублей. Самая маленькая — программа по обеспечению государственной безопасности (в открытой части — 2,3 миллиарда рублей), самые большие — по социальной поддержке граждан (более триллиона) и по обеспечению общественного порядка (более 900 миллиардов).

Следы потенциального секвестра в госпрограммах найти сложнее, чем в разбивке расходов по ведомствам — «бумажных» пятипроцентных списаний в них почти нет (об исключениях см. врез). Наоборот, более чем в три раза выросли расходы на программу по развитию промышленности, а также по региональному развитию. По последней траты особенно любопытны: программа (.файл pdf ) принята до 2020 года, всего по ней изначально планировалось потратить 154 миллиарда рублей, причем в 2014-м — только 18,9 миллиарда. Новым решением правительства траты увеличены до 47 миллиардов, то есть почти до трети от общей сметы. В 2015-2016 годах траты запланированы приблизительно на том же уровне. Как сказано в пояснительной записке к бюджету, переформатирование программы вызвано тем, что в нее вошли траты из других программ.

Что касается развития промышленности, то правительство как раз надеется, что именно эта госпрограмма поможет перезапустить стагнирующую экономику. В ее рамках будут выделены дополнительные средства ВЭБу, предоставлены субсидии нескольким отраслям промышленности, а подпрограмма «Автомобильная промышленность» увеличивается на порядок, почти до ста миллиардов рублей (две трети от всей госпрограммы).

Из анализа трат на физическую культуру и спорт видно, что увеличение расходов профильного министерства связано вовсе не с Олимпиадой. Сразу на 162 процента выросло выделение средств на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года — почти до 30 миллиардов рублей. Чем ближе чемпионат, тем больше будут госрасходы — всего государство потратит на проект около полутриллиона рублей.

Но неправильно думать, будто в госпрограммах зафиксировано только увеличение трат. На 11 процентов сократилась программа управления государственными финансами, на 12 процентов — по воспроизводству и использованию природных ресурсов; столько же ушло из программы по развитию медицинской промышленности. На значительно большие жертвы пришлось пойти программе «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы», у которой отняли 77 процентов финансирования. Впрочем, в пояснительной записке сказано, что эти деньги решили не сэкономить, а просто перевести в другую статью — ту самую, по региональному развитию.

В пояснительной записке к бюджету говорится, как государство будет оценивать эффективность госпрограммы по физической культуре. В частности, бюджетом установлены нормативы по олимпийским медалям — их должны завоевать 24,7 процента от всех российских спортсменов, участвующих в Играх (в 2010 году этот показатель составлял 12 процентов). Кто придумал такой странный норматив, непонятно, зато ясно, от чего будет зависеть его выполнение: если хоккейная команда России завоюет в Сочи медали, то призерами Олимпиады сразу станут более 20 российских спортсменов.

В рамках программы «Развитие здравоохранения» сокращение составило «всего» 5,85 процента, но зато внутри нее снижены все подпрограммы, кроме двух: развития инновационных методов и развития международных отношений (последняя увеличилась аж на 42 процента). «Охрана матери и ребенка» будет обходиться бюджету на 29 процентов дешевле, чем было запланировано ранее.

На фоне последних событий в столичном Бирюлеве показательным кажется и то, что на пять миллиардов рублей (до 25 миллиардов) выросли расходы на внешнюю трудовую миграцию. Авторы пояснительной записки к бюджету не скрывают: дело в увеличении численности сотрудников ФМС и сравнительно новой идее по «созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства», иными словами спецлагерей.

Подпрограммы и Федеральные Целевые Программы, урезанные ровно на пять процентов:

«Русский язык на 2011-2015 годы»

«Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)»

ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 годы)»

«Станкоинструментальная промышленность»

«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2020 года»

«Обеспечение исполнения "Росатомом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии»

«Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани»

«Развитие мясного скотоводства»

«Поддержка малых форм хозяйствования»

«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

«Развитие использования возобновляемых источников энергии»

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»

«Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами»

«Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"».

***

В целом анализ расходов бюджета Российской Федерации на 2014 год и сравнение его трат с теми, которые были запланированы еще год назад, показывают, что подавляющему большинству ведомств удалось противостоять Минфину, требовавшему от всех «ужаться» на пять процентов. Более того, чиновники не только защитили основные расходные статьи, но по многим тратам еще и увеличили. Это, кстати, красноречиво показывает степень «необязательности» трехлетнего бюджета — когда надо, расходы по определенным статьям растут, невзирая ни на какой среднесрочный план.

 

lenta.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: