Как нам воспитать в себе Божий характер

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Джерри Бриджес

«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3, 12).

Благочестие состоит из двух особых, но дополняющих друг друга характерных черт, и тот, кто хочет упражнять себя в благочестии, должен достигать их с одинаковым усилием. Первая из них — это угождение Богу, то, что мы называем посвящением; вторая — уподобление Богу, то, что мы называем Христианским характером. Благочестивый характер исходит из посвящения Богу и практически подтверждает действительность этого посвящения.

Может быть, мы выражаем почтение Богу и всем сердцем поклоняемся Ему, но искренность нашего посвящения можно доказать только горячим желанием и усердным старанием быть подобными Ему. Апостол Павел хотел не только познавать Христа, но и быть подобным Ему, поэтому простирался к этой цели с предельной интенсивностью.

Подробнее рассмотрим уподобление Богу, то есть развитие характера, подобного Божьему. Каковы главные характерные черты благочестивого человека? Было бы хорошо ответить на этот вопрос, начав с перечня добродетелей, которые Апостол Павел называет плодом Духа (Гал. 5, 22-23). Однако он не имел в виду ограничить действия Духа Святого только этим перечнем. Любая другая характерная черта, которую Писание считает достойной верующего, — тоже плод Духа, так как ее очевидное присутствие является результатом действия Духа Святого в нашем сердце. Вот качества, перечисленные в послании Галатам: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Можно добавить к ним: святость, смирение, сочувствие, терпение, удовлетворенность, благодарность, почтительность, искренность и стойкость.

На первый взгляд это очень длинный перечень характерных черт, к которым мы должны стремиться, и нашей первой реакцией, если мы подходим к этому со всей серьезностью, возможно, будет возражение: «Я не могу достичь всего этого». Это действительно так, если бы все зависело от нас самих. Однако данные добродетели являются плодом Духа Святого и результатом Его действия в нас. Это не значит, что мы освобождены от ответственности за развитие своего Христианского характера. Нам надлежит исполнять свою обязанность под руководством Духа Святого и с Его помощью. Такой Божественный подход делает возможным развитие Христианского характера, и только такой подход может уберечь нас от отчаяния и крушения наших желаний и помочь наглядно проявлять благочестивые черты характера в нашей жизни.

Хочешь уподобиться Богу – посвяти себя исполнять дела, Ему угодные

Прежде всего для этого нужно обладать сильными мотивами. Само посвящение себя Богу можно считать единственным приемлемым мотивом для дел, угодных Богу. Такое посвящение может проявляться одним из нескольких способов. Мы можем иметь искреннее желание угождать Богу или прославлять Его, можем совершать или не совершать какие-то отдельные поступки, потому что любим Бога или чувствуем, что Он достоин нашего повиновения. В чем бы ни заключалась наша мотивировка, если она всецело сосредоточена на Боге, значит, исходит из нашего посвящения Богу и приемлема для Него.

К сожалению, слишком часто наши побуждения более самолюбивы, нежели боголюбивы. Мы хотим сохранить свою репутацию перед людьми, хотим остаться довольными собой. Или, может быть, мы стремимся быть порядочными, жить нравственной жизнью, творить добрые дела, потому что эти принципы были внушены нам с детства. Но такая мотивировка не имеет ничего общего с Богом и поэтому неприемлема для Него.

Когда Иосиф подвергся соблазну со стороны жены Потифара, он не мотивировал свой отказ такими рассуждениями: «Если я позволю это себе, а господин узнает, он снимет с меня голову». Нет, Иосиф сказал: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39, 9). Его побуждение к выполнению своего морального долга имело основу в Боге и потому было угодно Ему.

Я вспоминаю, как однажды меня соблазняла возможность сомнительной торговой сделки, одно из тех заманчивых положений, когда мы склонны рационализировать свои поступки. Размышляя об этом, я думал: «Лучше не делать, меня Бог накажет». Конечно, при отсутствии правильных побуждений, лучше остановиться от страха быть наказанным Богом, нежели продолжать грешить. Однако это мотив неверный. Дух Святой обличил меня, и я подумал о достойном основании или настоящей причине, почему я не должен делать такое дело. Ведь Бог ожидает от меня самого благородного поведения! Дух Святой помог мне понять эгоистичность моего первого побуждения и заменить его правильным и угодным Богу.

Повелевая Аврааму принести в жертву Исаака, Бог испытывал глубину его послушания. Останавливая смертельный удар Авраама, Бог сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22, 12). Страх перед Богом побудил Авраама пойти на величайший акт послушания. Обычно мы связываем послушание Авраама с верой. Да, это была вера, которая дала Аврааму возможность принести в жертву Исаака, но это был и страх Божий, побудивший его согласиться на такой шаг. Господь увидел в Аврааме богоугодное побуждение, принял и похвалил его.

Читая Новый Завет, мы находим, что такая мотивировка угодна Богу и ставится нам в пример. Иисус учил, что весь закон утвержден на двух заповедях: любви к Богу и любви к ближнему (Матф. 22, 37-40). Он не говорил, что эти две заповеди являются просто совокупностью других, более специфических. Наоборот, Христос учил, что исполнение всех заповедей зависит от побуждения любви. Страх перед последствиями может удержать нас от убийства или прелюбодеяния, но только Любовь может удержать от убийства или прелюбодеяния в мыслях.

В первом послании Коринфянам 10, 31 Апостол Павел говорит, что даже есть и пить мы должны для славы Божьей. Некто заметил: «Нет ничего более обыденного и простого, как есть и пить, но и это нам нужно делать с богоугодным побуждением». Рабы должны повиноваться земным господам, боясь Бога (Кол. 3, 22). Все мы должны покоряться человеческому начальству «для Господа» (1 Петр. 2, 13), наши личные взаимоотношения (повиновение друг другу) должны быть «в страхе Божием» (Еф. 5, 21). Все наши поступки, если мы хотим, чтобы они были приемлемы для Бога, должны совершаться из чувства посвящения себя Богу.

 

БЛАГОЧЕСТИЕ / Джерри Бриджес

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: